THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

МБДОУ №42 «Детский сад компенсирующего вида» г. Кемерово.

Конспект организации познавательно – исследовательской деятельности в средней группе: Тема: «Цветные лоскутки»

Конспект организации познавательно – исследовательской деятельности в средней группе.

для слушателей РМО воспитателей младшей и средней групп ДОУ Центрального района.

Тема: Познавательно –исследовательская деятельность «Цветные лоскутки» (лексическая тема «Одежда»)

Цель: Создать условия для развития познавательных способностей детей с ОНР в процессе исследовательской деятельности на материале темы «Одежда»

Задачи:

Речевое развитие: Формирование элементарных представлений о свойствах ткани. Обогащение и систематизация представлений по теме «Одежда». Формировать навыки диалогической речи.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать уверенность, инициативность в опытном освоении новых материалов и способов работы с ними.

Познавательное развитие: Развитие умения ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в лабораторных условиях как средствами познания окружающего мира. Стимулирование у детей процесс познания и вовлечение их в совместную исследовательскую деятельность. Развитие мышления, познавательных способности в играх с тканью.

Художественно-эстетическое развитие: способствовать получению эмоционального отклика на предлагаемые ситуации, упражнения, игры, беседы на тему.

Физическое развитие: развитие общей и мелкой ручной моторики, координации, удовлетворение потребности в двигательной активности.

Оборудование: Платок для игры 1 шт. Кукла, одетая в бумажную одежду. Коробка-Матрешка. Разные лоскутки ткани 20/20 по количеству детей. 1 лоскут прозрачной ткани. Теплый утюг, гладильная доска. Тазики по количеству детей. Сушилка 1 шт, прищепки по количеству детей.

Предварительная работа:

расширение и конкретизация представлений об одежде, ее названии и назначении.

Формы работы: беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры.

Организация детских видов деятельности:

коммуникативная деятельность (общение ребенка с взрослым, с другими детьми);

игровая деятельность;

двигательная деятельность

Активизация словаря:

одежда, шорты, рубаха, платье, брюки, носки, футболка, юбка;

Ход образовательной деятельности

Действия воспитателя Содержание Действия детей
Ситуация 1. Цель: мотивация детей на образовательную деятельность. Выполнение движений руками в соответствии с текстом. Речь с движениями.
1.1Обращает внимание на гостей. Предлагает поздороваться. Обращается к детям.

— Ребята, посмотрите, что же спрятано у меня в ладошках. Это моя улыбка.(дует) Я вам дарю свою улыбку и желаю хорошего настроения. А давайте подарим свои улыбки нашим гостям.

1.2.Предлагает поиграть и движения повторять

Речь с движениями

Раз, два, три

Кто же спрятался внутри

Посмотрите не зевайте

Поскорее отвечайте

…….(Алеша)

Вы одежду назовите

И о ней нам расскажите.

Одежда: шорты, рубаха, платье, брюки, носки, футболка, юбка;

1.1Дети стоят в кругу. В ладонях «спрятана улыбка». Дарят улыбку.

1.2.Выполняют действия в соответствии текста.

Показывают или отвечают на вопрос.

Результат: дети заинтересованы в выполнении игровых действий, выполняют движения, согласовывая их с текстом
Ситуация 2. Цель:Формирование навыка диалогической речи и формирование первичных представлений о ткани и одежде и с понятием ткань.
2.1. Обращается к детям

Ребята, а кого я спрятала сейчас? (кукла)

А что на ней надето?(платье)

А из чего оно сделано?(бумаги)

А у нас одежда из чего? (из ткани)

А ткань разная бывает или одинаковая? Не знаете?

А нам, наверное, Матрешка поможет.

Интересно, что она сегодня для нас приготовила?

Предлагает достатьиз матрешки разные виды ткани.

Влад, какая у тебя ткань? (по цвету, плотности, мягкая, прозрачностии.т.д).

Карина, а у тебя какая ткань?

кукла платье бумага ткань

В Матрешке спрятаны разные лоскуткиткани.

ткань на ощупь: шерстяная, шелковая, пушистая, мягкая, толстая, тонкая;

ткань прозрачная, непрозрачная

ткань по расцветки: в горох, клетку, в полоску …….

2.1. Отвечают на вопросы.

Дети по очереди вытаскивают по одному лоскутку ткани, называют отличительные особенности каждой ткани. Отвечают на вопросы.

Результат: Дети осваивают навыки диалогической речи. Имеют представления о видах ткани.
Ситуация 3. Цель: Развитие умения ребенка взаимодействовать с исследуемым объектом в лабораторных условиях как средствами познания окружающего мира.
3.1.

Воспитатель достает прозрачный лоскуток ткани из матрешки.

Предлагает поиграть в прятки с лоскутками ткани. Дети прячутся за ткань.

Я вас не вижу через лоскуток ткани.

А вы меня видите? (Да)

3.2. -Ребята, а давайте теперь спрячем лоскуток ткани в ладошке и сожмем кулачек. А теперь достаньте лоскуток и посмотрите на него, что с ним произошло?

Ткань помялась. (Да)

Стала мятая.

3.3. Давайте попробуем разгладить ткань ладошками. Получилось разгладить?

А чем можно разгладить? (утюгом).

Ребята утюгом могут пользоваться только взрослые. (Внести в группу теплый утюг и разгладить мятую ткань).

У меня есть утюг. Утюгом могут пользоваться только взрослые, потому что он горячий, и вы можете обжечься.

Гладит утюгом ткань.

Ткань разгладилась с помощью утюга

Какая стала ткань? (гладкая разглаженная)

3.4. -Ребята, а хотите посмотреть, что будет с тканью, если я отпущу ее в воду? Давайте подойдем к тазикам с водой.

Воспитатель вместе с детьми отпускает ткань в воду.

Что стало с тканью? Она стала мокрой. Давайте поднимем и посмотрим, как стекает вода с ткани.

Давайте отожмем воду. Вот так.

А если ткань повесить на веревку и закрепить ее прищепкой оставить на время, кто знает, что с ней произойдет? (она высохнет)

Опыт №1 «Прозрачная и не прозрачная ткань»

Вывод: У меня прозрачная ткань, так как через нее все видно. А если через ткань ничего не видно, то она не прозрачная.

Опыт №2 «Ткань мнется»

Вывод: Если ткань сжимать в руках она мнется.

Опыт№3 «Ткань можно гладить»

Вывод: Если ткань мятая, ее можно разгладить утюгом.

Опыт№4 «Ткань намокает»

1)опускаем 2)поднимаем3)отжимаем

Высказывают своё желание действовать, выполняют действия.

Дети самостоятельно экспериментируют с тканью прячут ее в кулачке. Пытаются разгладить без помощи утюга. Делают вывод.

(дети смотрят).

Результат: Дети выполняют действия опытов, делают вывод с помощью воспитателя
Ситуация 4. Цель: Подведение итогов выполнения работы, мотивация на смену деятельности.
4.1Ребята, что на нас надето?

Из чего сделана наша одежда?

Какая бывает ткань?(шерстяная, шелковая, пушистая, мягкая, тонкая, толстая., прозрачная и не прозрачная)

А что мы с тканью делали? (мяли, мочили, гладили, сушили).

Теперь мы много знаем о ткани из которой сшита наша одежда.

Предлагает навести порядок в группе и собираться на прогулку.

4.1.Отвечают на вопросы:
Результат: Дети освоили навыки диалогической речи. Дети анализируют свою деятельность, мотивированы на смену деятельности

Тема: « Школа волшебства»

Цель: Развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия.

Задачи:

  • расширить представления детей о свойствах льда (тает в тепле);
  • стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;
  • помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы;
  • выявлять изменения агрегатного состояния твердых веществ;
  • воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности при работе с огнем;
  • обогащать и расширять словарь детей.

Материалы :

  • Бусинки, замороженные в кубиках льда, стаканы, теплая вода.
  • Магнит, картон, металлические, пластмассовые и деревянные предметы.
  • Свечи, чайные ложки и металлические тарелки, заранее смазанные растительным маслом, сахарный песок, баночки для тушения огня.
  • Семечко подсолнечника.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте! Я очень рада, что мы с вами встретились и сможем отправиться в необычное путешествие. Каким бы вы хотели видеть его? (Ответы детей). Вы хотите, чтобы оно было волшебным?

Дети : Да!

Воспитатель: А что такое волшебство? (Ответы детей). Тогда я приглашаю вас в школу волшебства. (Звучит “волшебная” музыка). Закройте глаза, повернитесь через левое плечо.

В руку палочку возьму,

Ей тихонько я взмахну,

Превращаемся сейчас

Мы в волшебный, дружный класс.

(В групповой комнате заранее приготовлены 3 стола с материалами для опытов)

Воспитатель: Мы с вами попали в волшебную комнату.

Опыт со льдом

Воспитатель: Чтобы наше волшебство получилось, вам нужно сделать добрый поступок. А какой - я вам сейчас расскажу.

(Проблемная ситуация ). Я несла вам на занятие бусы, нечаянно уронила их в воду, а злой чародей заморозил их, и попали бусинки в плен. Как же нам быть? Что делать?

Дети : Нужно освободить бусинки.

Воспитатель: А как можно освободить бусинки из плена?

(Дети высказывают свои гипотезы)

Можно погреть в кулачке.

Можно положить на батарею.

Можно положить в теплую воду.

Воспитатель: Ребята, вы выдвинули много интересных предположений. Давайте их проверим и узнаем, какой из предложенных способов самый быстрый.

(Дети проводят опыты с таянием льда и делают вывод).

Опыт с магнитом

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебный камень, который может передвигать металлические предметы. Посмотрите, что сейчас будет происходить.

(На листе картона лежит скрепка, под картоном – магнит. Воспитатель двигает магнитом скрепку по нарисованным на картоне дорожкам – прямой, зигзагообразной, спиралеобразной)

Кто-нибудь из вас знает, как называется этот камень? (Ответы детей ). Правильно, магнит. А теперь я хочу, чтобы вы мне показали это волшебство сами. Как вы думаете, наше волшебство получится с пластмассовыми и деревянными предметами?

(Дети экспериментируют с металлическими, деревянными и пластмассовыми предметами).

Воспитатель: Вы видели, как интересно, необычно двигалась скрепка. Давайте повторим ее движения.

Проводится динамическая пауза

(Педагог показывает карточку с изображением дорожек, а дети под веселую музыку выполняют движения)

Опыт с огнем

Воспитатель : Вы были хорошими учениками и, конечно, заслужили еще одно интересное и вкусное волшебство. Делать его нужно аккуратно и очень осторожно, так как мы будем работать с огнем. А огонь, как вы уже знаете, может быть опасным, если с ним неправильно обращаться.

Посмотрите - на столе у вас лежат ложечки. Что в них находится? Расскажите мне о сахаре. Какой он? (Ответы детей)

Возьмите, пожалуйста, ложки и погрейте сахар над огнем свечи. Внимательно смотрите что происходит. Каким стал сахар? Почему? (Ответы детей)

Теперь жидкий сахар осторожно перелейте на тарелочку. Каким стал сахар? (Дети делают выводы о том, что при нагревании сахар становится жидким, свободно переливается, а при прекращении нагревания сахар переходит в твердое состояние)

(Педагог дает инструкцию, о том, как правильно затушить свечи. С помощью баночек свечи гасятся).

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, станет ли сахар жидким от солнечного тепла? (Ответы детей). Тепла солнца будет недостаточно для того, чтобы сахар стал жидким. (Звучит “волшебная” музыка)

Вот и закончилось наше путешествие. Напоследок я подарю вам волшебное семечко, которое вы посадите и посмотрите, что из него вырастет - это будет новая и очень интересная история.

Ну и, теперь, вы можете попробовать наше вкусное волшебство.

Татьяна Дроздова

В средней группе "Солнышко" прошло очень увлекательное занятие по познавательно-исследовательской деятельности , дети превратились в ученых и проводили различные опыты с воздухом в "научной лаборатории".

Цель : познакомить со свойствами воздуха путем экспериментирования; подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас ; формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования; совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух) ; Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи; формировать желание принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность , использовать полученные знания в решении проблемных ситуаций; развивать познавательную активность , активность, наглядно-образное мышление.

Оборудования : шарики, пакеты, стаканы, трубочки, веер, резиновые игрушки, медицинская резиновая груша.

Воспитатель : Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку :

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети : Воздух !

Воспитатель : Правильно, это воздух ! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе , будем делать опыты , как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. (дети надевают халаты)

Воздух окружает нас повсюду, но мы его не видим. Есть он и в стакане, и в группе , и на улице, и в волосах. Почему сквозь воздух мы видим друг друга , все окружающие нас предметы? Почему? Какой воздух ? (ответы детей) . Воздух прозрачен , и поэтому все предметы мы хорошо видим. Попробуем доказать, что воздух есть всюду , в том числе и в пустом стакане.

ОПЫТ 1 с пустым стаканом и водой для того, чтобы доказать, что воздух есть везде , но он бесцветен и поэтому мы его не видим.

ОПЫТ 2 . Обнаружение воздуха при помощи зрения . На столе перед каждым ребенком стоит маленький пластиковый стаканчик с водой и трубочкой для коктейля. Педагог уточняет, что случается с воздухом , когда его вдыхает человек. Ставит задачу : опустить трубочку в стакан с водой, подуть в трубочку и посмотреть, что произойдет. Затем педагог констатирует ответы детей. Педагог. Прозрачные пузырьки. Это и есть воздух . Его мы увидели глазами. Имеет ли воздух цвет ? (Ответы детей.) Он бесцветен и прозрачен.

Вывод. Воздух есть повсюду . Его можно увидеть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она какая? (Легкая, воздушная , воздуху послушная ) . Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух . Встаньте в круг и возьмитесь за края ткани.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут .

Здорово мы поиграли с воздухом . Вам понравилось?

ОПЫТ 3 . Обнаружение воздуха с помощью слуха .


1. Для каждого ребенка подобрана резиновая звучащая игрушка. Педагог предлагает взять игрушку в руки, приложить к уху, нажать на нее и послушать, как выходит со звуком воздух .

2. Подобное провести с надутым воздушным шаром , выпуская из него воздух . (2 детей)

3. Опыт с дудочкой . (2 детей)

Вывод. Воздух не увидели , но услышали.

ОПЫТ 4 . Обнаружение воздуха осязанием . Педагог сжимает резиновую грушу. Затем, разжимая, направляет образовавшуюся из резиновой груши струю воздуха поочередно на руку каждому ребенку. Педагог. Ощущаете ветерок? Этот ветерок и есть воздух . Напомните, пожалуйста, когда и при каких условиях образуется ветер?


Возьмите, пожалуйста, в руку веер и создайте движение воздуха . (дети выполняют задание.) Ощутили воздух ?


Вывод. Воздух мы не видим , но можем наблюдать, как двигаются предметы, приводимые в движение воздухом .

Можно ли воздух увидеть ? Как?

Можно ли воздух услышать ? Как?

Можно ли воздух почувствовать ?

Публикации по теме:

Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Итоговое занятие по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи: Учить детей проводить опыты с бумагой, называть.

Конспект НОД в средней группе «Опыты с воздухом» Цель: дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление.

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Посадка лука» Цель: расширять представление детей об условиях необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло, свет, закрепить знания.

Конспект открытой совместной деятельности в ООП «Тайны воздуха. Опыты с воздухом» в подготовительной группе Цели: формирование у дошкольников представлений о воздухе и его свойствах; развитие познавательной активности детей, инициативности, способности.

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство с воздухом» Цели: 1) развивать познавательную активность детей; 2) формировать представления детей о воздухе; 3) изучить свойства воздуха на основе.

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема: «В гостях у Карлсона» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе исследования свойства сахара и соли Задачи: создать условия.

Период среднего дошкольного возраста в психологии считается относительно спокойным: кризис трёх лет позади, ребёнок прислушивается к мнению взрослого, внимательно выслушивает инструкции и старается при выполнении указаний. Уровень развития логического мышления, накопленный опыт чувственных образов, умение проводить простые наблюдения и опыты - основа для работы с маленькими исследователями.

Организация познавательно-исследовательской деятельности средних дошкольников

Развитие исследовательских навыков и умений является важным компонентом образовательного процесса в детском саду. Стремление к опытному познанию окружающего мира проявляется уже у детей ясельного возраста. Младшие дошкольники активно накапливают знания в виде ярких образов, запомнившихся в процессе исследования. К 4–5 годам дети становятся настоящими «почемучками»: задают вопросы обо всём, что вызвало интерес, а получить ответ самостоятельно у них пока не хватает умений.

Чтобы не превратить ребёнка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями.

В. А. Сухомлинский

«Сердце отдаю детям»

Организуя занятия по познавательно-исследовательской деятельности, воспитатель учитывает уровень психического развития и мышления детей. Перечислим возрастные особенности средних дошкольников:

  • Повышенная степень любознательности. Ребёнка 4–5 лет легко увлечь каким-либо предметом или процессом, вот почему знания предлагают не заучивать, а побуждают их добывать.
  • Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулирования выводов.
  • Коммуникативные потребности. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. К периоду старшего дошкольного возраста у ребят развивается способность к выдвижению гипотез. Для формирования этого умения в средней группе важно совершенствовать навыки устной речи, проводить развёрнутые беседы познавательной направленности.
  • Хорошая степень развития мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются со столовыми приборами, застёгивают пуговицы и молнии, играют с небольшими деталями конструктора и бусинами. Для совершенствования работы кистей обеих рук следует задействовать в практических исследованиях разнообразные материалы (песок, глина) и инструменты (увеличительные стёкла, пипетки, лопатки и др.).

В ходе экспериментирования дошкольники учатся логически мыслить и взаимодействовать друг с другом

Цели и задачи

В основе познавательно-исследовательской деятельности лежит богатая развивающая база: детям даются представления о предметах разнопланово (об их свойствах, структуре, качествах), обозначаются возникающие между объектами связи, а фактические сведения всегда добываются практическим путём. Целью организации исследовательской деятельности средних дошкольников является реализация их повышенной любознательности, стремления к опытной активности и самостоятельности. При этом для экспериментирования в детском саду подбираются темы в соответствии с утверждённой образовательной программой, занятия выстраиваются с учётом возрастных особенностей воспитанников и обеспечивается безопасность проведения каждого исследования.

Исследовательская деятельность средних дошкольников осуществляется через изучение предметов и явлений вне прямого восприятия (как это было в младших группах). Система представлений об окружающем мире формируется через определение связей и зависимостей между объектами наблюдений. Педагог создаёт положительную мотивацию воспитанников к реалиям жизни и к последующим исследованиям.

Для организации экспериментирования в средней группе перед воспитателем стоит ряд задач:

  • Расширение кругозора посредством наблюдений в исследовательском процессе.

    Как гласит китайская мудрость, «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму», - в памяти ярче откладываются информационные сведения, полученные в ходе личного опыта, ставшие понятными во время прямого наблюдения.

  • Развитие наблюдательности - главной черты исследовательского типа мышления. Дети должны не просто фиксировать образ предмета. Важно научить их подмечать особенности объектов (внешнего вида или характера взаимодействия с другими предметами и явлениями), которые иногда проявляются в определённых условиях. Создание подобных условий с целью выявления свойств объекта или их изменений - это и есть опытная деятельность.
  • Формирование умения самостоятельно обозначать проблему/вопрос и выдвигать гипотезы для изучения в практической работе. Эта задача является общей для развития у ребёнка исследовательских качеств и для совершенствования речевых навыков. В средней группе проговаривание становится обязательным сопровождением всех этапов экспериментирования.
  • Создание позитивной и дружеской атмосферы в группе, формирование умения работать в коллективе.

В экологическом уголке дошкольники наблюдают за ростом растений и учатся ухаживать за ними

Критерии организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

Воспитатель средней группы, организуя исследовательскую деятельность детей, руководствуется следующими критериями:

  • Занятия познавательно-исследовательской направленности проводятся еженедельно (в помещении группы, экспериментальной лаборатории, опытном уголке, на территории детского сада во время прогулки). Деятельность детей 4–5 лет по экспериментированию не должна превышать 20 минут.
  • Воспитатель контролирует исследовательскую активность детей на каждом этапе занятия. Он отвечает за безопасность проводимых опытов, оценивает правильность действий воспитанников, стимулирует самостоятельность, поощряет инициативность в работе, помогает в формулировке выводов.
  • Во время занятия каждый ребёнок должен почувствовать себя исследователем, попробовать свои возможности в постановке проблемного вопроса, анализе полученных результатов.

Опыты с водой интересны для детей всех возрастов

Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности

Вид деятельности Примеры реализации на занятиях в средней группе
Поисково-познавательная деятельность Реализуется в форме поиска ответа на поставленный вопрос, разрешения какой-либо проблемы. Проведение наблюдений дошкольниками отличается временной непродолжительностью, действиями с привычными предметами и веществами с целью расширения знаний об их свойствах. Этот вид деятельности реализуется в познавательных и эвристических беседах на основе изучения наглядного материала, прослушанного текста или опыта воспитанников, наблюдений за объектами живой и неживой природы.
Познавательно-практическая деятельность Осуществляется в форме направления практической деятельности детей в исследовательское русло. Проведение опытов и экспериментов в игровой форме, использование ТРИЗ-технологий для обогащения детских игр, наблюдений на прогулке.

В ходе беседы по тематике изучаемого объекта дошкольники развивают мыслительные способности

Виды занятий по познавательно-исследовательской деятельности

Формирование исследовательских способностей осуществляется на занятиях НОД (непосредственно образовательной деятельностью), как правило, по теме «Окружающий мир». Ребята расширяют знания о привычных предметах действительности, учатся выявлять их особенности методом экспериментирования. Элементы исследовательской деятельности могут быть использованы в структуре занятий из художественно-эстетической, речевой, физической областей. Ребята опытным путём (при помощи органов зрения и слуха, кинетическим способом) изучают особенности звучания голоса и музыкальных инструментов, качества спортивного инвентаря, - это свидетельство того, что объектом исследования может стать любой предмет или явление.

Общие темы образовательной программы могут быть изучены различными способами. Максимально раскрывается тема, когда ей посвящены разные виды занятий, творческие досуги, прогулки. С целью разностороннего изучения какого-либо вопроса проводятся интегрированные занятия, в которых задействуется целый комплекс действий.

Например, в средней группе интегрированное занятие на тему «Овощи» являет собой синтез познавательной, социально-коммуникативной и художественно-эстетической областей и исследовательской деятельности, что реализовано в формах работы: познавательная беседа, ситуативный разговор, экспериментирование, наблюдение, продуктивная деятельность.

Для изучения качественных особенностей овощей в средней группе можно провести интегрированное занятие

Таблица: формы организации исследовательской деятельности средних дошкольников

Форма организации Особенности организации Примеры тем
Занятие НОД, интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности Проводятся в первой половине дня еженедельно, согласно образовательной программе ДОУ.
  • «Исследование песка и его свойств»,
  • «Магнит»,
  • «Бумага»,
  • «Вода и её формы»,
  • «Воздух»,
  • «Соль».
Игра-эксперимент Эксперименты в игровой форме проводятся во второй половине дня во время тематических досугов и в процессе реализации кружковой деятельности (мини-лабораториях, уголке юного исследователя).
  • «Свет повсюду» (изучение источников света, игры со светом и тенью, театр теней),
  • «Эффект радуги» (опыт по расщеплению света на спектр цветов),
  • «Откуда берётся звук?» (опыт по извлечению звуков из различных предметов, в том числе музыкальных инструментов).
Наблюдение с опытной деятельностью на прогулке Наблюдение является одним из структурных компонентов прогулки, который длится 7–15 минут. На территории детского сада дошкольники исследуют особенности природных явлений, некоторых веществ, представителей растительного и животного мира. На прогулке опытная деятельность осуществляется с природными материалами.
  • «Почему сосулька плачет?»,
  • «Солнечные зайчики»,
  • «Воздух-невидимка»,
  • «Снег и вода»,
  • «Песок и его свойства»,
  • «Почему семена прорастают».
Экскурсии Экскурсии могут быть организованы на территории ДОУ (в пищевой блок, прачечную) и за пределами детского сада (в парк, библиотеку, ботанический сад, на производства).
  • «Как создаётся ёлочная игрушка» (экскурсия на фабрику ёлочных игрушек),
  • «Что такое листопад?» (исследование природного явления в парке),
  • «Как пекут хлеб» (экскурсия на хлебобулочный комбинат),
  • «Как растёт салат» (изучение агрофермы).
Исследовательский проект Проект сочетает проведение различных по направленности (познавательной, творческой, развлекательной) мероприятий в рамках одной темы исследования. Долгосрочные исследовательские проекты рассчитаны на изучение какого-либо процесса (наблюдение за ростом цветка, за изменением растения или положения светил на небе в годичном цикле). Краткосрочные проекты чаще всего приурочивают к значимому событию (Праздник осени, День космонавтики, Неделя экологии). Со средними дошкольниками организуется проектная деятельность в коллективной форме.
  • Долгосрочные исследовательские проекты:
    • «Огород на подоконнике» (знакомство с семенами, почвой, высадка семян, наблюдение за всходами, обучение уходу за растениями - рыхление, полив, световой режим),
    • «Что такое месяц и луна» (наблюдение за фазами луны),
    • «Какой бывает снег» (исследование особенностей снега в течение зимнего периода: виды снежинок, снегопад, метель, вьюга, свойства снега).
  • Краткосрочные проекты:
    • «Помощь зимующим птицам»,
    • «Деревья осенью»,
    • «Хлеб - всему голова».

Фотогалерея: исследовательский проект «Чудесные свойства воды»

Опытная деятельность по изучению свойств воды знакомит ребят с её физическими особенностями Пальчиковая гимнастика в воде понравится маленьким непоседам В рамках проекта ребята играют в тематические подвижные игры «Капельки», «Море волнуется - раз!», «Ручеёк» При изучении свойств мыльной воды можно провести соревнование на самый большой мыльный пузырь Итогом реализации проекта может стать выставка рисунков по теме На итоговом занятии по проекту ребята выполняют творческое задание

Фотогалерея: познавательно-исследовательский проект «Общественное насекомое»

На начальном этапе проекта дети рассматривают картинки с изображениями различных видов муравьёв Проект включает наблюдение за муравьями на территории детского сада В форме игровой деятельности дошкольники повторяют изученный материал В проект включена и творческая деятельность детей - работа с раскрасками В группе можно организовать выставку детских поделок по теме проекта К работе в проекте можно привлечь родителей воспитанников, например, помочь оформить плакат Фотоальбом о проведении проекта станет итоговой работой по теме

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе детского сада

Возраст 4–5 лет - время перехода к осознанному экспериментированию. Роль педагога заключается в контроле действий воспитанников - практических и мыслительных. Дети проговаривают составляющие каждого этапа исследования:

  • ставится проблема;
  • выдвигаются варианты её решения (этап целеполагания);
  • озвучиваются гипотезы;
  • гипотезы проверяются опытным путём;
  • анализируются результаты опыта;
  • формулируются выводы.

Гипотеза - это представление, даваемое воображением, чтобы заполнить пустоту, созданную этой потребностью.

Жан Пиаже

https://tsitaty.com/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80/%D0%B6%D0%B0%D0%BD-%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%B6%D0%B5/

Если на каком-либо структурном этапе исследования воспитанники испытывают трудности, воспитатель направляет их к верной формулировке/выводу с помощью наводящих вопросов. Однако присутствие педагога должно ощущаться детьми не только в косвенном или прямом наставлении. Ребёнку важно, чтобы его действия были оценены, поэтому воспитатель поощряет позитивный настрой, готовность к коммуникации в беседах, активное проявление исследовательских способностей.

Непосредственно практические исследования дети 4–5 лет проводят по словесным инструкциям, они хорошо понимают указания взрослого. Постепенно стоит учить работе по простым схемам, в которых показан алгоритм экспериментирования (в картинках). В средней группе включается самостоятельное фиксирование результатов исследования воспитанниками (заполнение карточек опыта, ведение дневника наблюдений).

Мотивирующее начало занятия

Средние дошкольники обладают наглядно-образным типом мышления. Это значит, что лучше дети воспринимают те указания и объяснения, которые зрительно представляют. Переход к словесно-логическому мышлению произойдёт к возрасту 6–7 лет, но наглядность будет оставаться основным приёмом привлечения интереса к образовательной деятельности. Продуктивной также оказывается работа, проводимая с элементами игры, тематической или сюжетной. От того, насколько увлечён поставленным вопросом и темой исследования ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно опытной деятельности, результат решения поставленной проблемы и степень мотивации к экспериментированию в дальнейшем. Педагог организует начало занятий в разнообразных формах, прогнозирует положительное отношение к используемым приёмам у детей.

Изучение образцов наскальной живописи вызовет интерес дошкольников к занятию «Что мы знаем о простом карандаше?»

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Тема познавательного исследования Вариант мотивирующего начала занятия
Формирование представлений о воде, её свойствах и формах - жидкой и твёрдой (занятие «Путешествие в страну воды и снега»). Занятие построено в форме путешествия-игры.
Воспитатель (возможно использование игрушки в качестве сопровождающего в волшебную страну персонажа - снеговик, полярная сова, белый медведь) приглашает ребят в путешествие по удивительному миру. По мере продвижения вглубь страны (сменяются плакаты с изображениями снежного леса, гор, моря и т. д.) ребятам предлагаются задания:
  • Загадки о дожде, ручейке, сосульках, снежинках.
  • Дидактическая игра «Найди снежинки».
  • Проводится познавательная беседа, основанная на чувственном опыте детей («Какого цвета снежинки?», «На что они похожи по форме?», «Как называется природное явление, когда падают снежинки?», «Пробовали вы ловить снежинки ладонью? Что с ними происходит при касании тёплой кожи?»).
  • Ребята выполняют зарядку «Белый снег пушистый».

В конце путешествия воспитатель говорит, что в волшебной стране и предметы обладают чудесной силой и предлагает опытным путём изучить интересные свойства воды.

Формирование представлений о воздухе как о веществе, знакомство с его свойствами, способами обнаружения, значением для жизнедеятельности людей, животных и растений (занятие «Воздух-невидимка»). Создание проблемной ситуации.
В гости к ребятам приходят 2 сказочных персонажа (роли исполняют воспитанники подготовительной группы). Они рассказывают, что вчера на прогулке у них завязался спор - нужен ли человеку воздух. Один из персонажей утверждает, что воздух жизненно необходим, другой считает, что вовсе нет. Герои просят разрешить их спор.
Знакомство со свойствами грифеля, формирование представлений о жизни первобытных людей (интегрированное занятие «Что мы знаем о простом карандаше?»).
  • Рассматривание рисунков, выполненных простым карандашом: технические схемы, архитектурные планы, набросок изображения для последующей работы красками, карандашные рисунки (пейзаж, портрет, натюрморт).
  • Проведение познавательной беседы:
    • «А вы часто пользуетесь простым карандашом?» (ответы детей предполагаются отрицательные),
    • «Почему вам неинтересно рисовать им?»,
    • «А вы знаете, какими были рисунки первобытных людей на земле?».
  • Создание игровой ситуации. С помощью машины времени ребята переносятся в эпоху первобытных людей (это может быть интересно оформленная рамка или туннель из сетки, ведущие к выставке иллюстраций с изображениями наскальной живописи).
    Ребята рассматривают рисунки, узнают о том, что их выполняли обугленными в пламени костра палочками. Этот способ рисования предлагается попробовать детям и затем сравнить с удобством использования простого грифельного карандаша.

Таблица: картотека тем по исследовательской деятельности в средней группе

Тема исследования Задачи
«Свойство воды растворять» Формирование представлений о растворимости веществ в воде.
«Почва» Совершенствование умения сравнивать (изучение рыхлой и твёрдой почвы).
«Испарение» Формирование представлений о газообразной форме воды.
«Удивительный магнит» Знакомство со свойствами магнита и применением их в жизни человека.
«Солнце движется по небу» Формирование представлений о вращении Солнца вокруг Земли и Земли вокруг своей оси.
«Деревянный мир» Расширение представлений о свойствах древесины и её применении в быту и на производстве.
«Песок и глина» Совершенствования умения сравнивать (свойства и качества глины и песка).
«Весёлый огород» Знакомство с посадкой и уходом за растением, обучение длительному наблюдению.
«Космос»
  • Формирование представлений о Вселенной, солнечной системе;
  • знакомство с созвездиями, Солнцем и Луной.
«Такие разные облака»
  • Изучение видов облаков;
  • совершенствование представлений о силе воздуха.
«Чистая вода» Знакомство со способами очистки воды.
«Таяние снега» Формирование представлений о зависимости природных сезонов от положения Солнца.
«Резина» Знакомство со свойствами резины и её применением в жизни человека.
«Сминаем и разминаем. Свойства ткани» Совершенствование умения выделять особенности предметов методом сравнения.
«Волшебные краски» Формирование представлений об особенностях различных красок (масляной, акварельной, гуаши, акриловой).
«Соль» Расширение представлений о свойствах соли и её использовании.
«Кто нагрел предметы?» Формирование представлений о теплопередаче и теплопроводимости.

Временной план занятия

Занятие НОД или интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности в средней группе длится не более 20 минут. Ход образовательного процесса строится с учётом возрастных особенностей детей, проводятся различные виды работы. Поскольку занятия познавательно-исследовательской деятельностью требуют повышенного внимания и умственного напряжения, в план обязательно включаются спортивные и танцевальные паузы, упражнения и игры на двигательную активность.

Познавательная деятельность требует от дошкольников большого умственного напряжения, поэтому в середине занятия следует проводить физкультминутку

Примерный временной план занятия в средней группе:

  • Организационный момент - 1 минута.
  • Мотивирующее начало занятия - 4 минуты.
  • Построение плана, проговаривание этапов исследования - 2 минуты.
  • Физическая активность - 3 минуты.
  • Практическая часть работы - 9 минут.
  • Формулировка результатов исследования, подведение итогов - 1 минута.

Таблица: примеры временного плана занятий

Тема занятия Организационный момент Мотивирующее начало Построение плана исследования Физическая активность Практическое исследование Подведение итогов
«Работяга муравей» 1 минута. Прослушивание и обсуждение экологической сказки (Лычангина Л. В. «Как муравьишка домой возвращался»).
4–5 минут.
2 минуты. Подвижная игра «Муравьиная тропа».
3 минуты.
Наблюдение за жизнедеятельностью насекомых на муравьиной ферме.
8 минут.
1 минута.
«Что быстрее осядет? Песок, глина, почва, камень» 1 минута. Создание проблемной ситуации: ребятам демонстрируется видеописьмо Подводного царя. Он рассказывает, что в его царстве были запланированы работы по улучшению и украшению местности. План есть, а выполнять его не решаются, потому что не знают, в какой последовательности материалы будут оседать на дно.
4 минуты.
2 минуты. Физкультминутка «Песчинки».
2 минуты.
Опытно-экспериментальная деятельность по изучению свойств песка, глины, земли и камня.
9–10 минут.
1 минута.
«Чистая вода» 1 минута. Создание игровой ситуации: в группе появляется Фея воды и рассказывает, что в волшебной стране всю воду загрязнил злой чародей. Взмахом волшебной палочки Фея переносит ребят на место происшествия.
3 минуты.
2 минуты. Пальчиковая гимнастика в тазах с прохладной и тёплой водой.
2–3 минуты.
Знакомство с методами очистки воды.
9–10 минут.
1 минута.

Таблица: пример конспекта занятия познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

Автор Константинова М. Ф., воспитатель МАДОУ Д/с «Валдай», пос. Старая Торопа, Тверская область, Западнодвинский район
Тема «Где можно найти воздух»
Цель Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи
  • Развивающие: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
  • Образовательные:
    • расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты (образовательная область - познание);
    • развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты (речевая область);
    • закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группе (социально-коммуникативная область);
    • формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни (физическое развитие).
  • Воспитательные:
    • воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельности;
    • вызвать желание помочь Петрушке.
Материалы и оборудование
  • Полиэтиленовые пакеты, плёнка,
  • стаканчики,
  • горох,
  • трубочки для коктейля,
  • чеснок,
  • мыльные пузыри,
  • игрушка Петрушка.
Ход занятия Организационный момент «Солнышко».
В.: Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? (Солнышко!).
Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки - это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети:
  • Солнышко, солнышко,
    Мы твои лучи!
    Быть людьми хорошими
    Ты нас научи.

Стук в дверь (входит Петрушка).
Петрушка: Здравствуйте, ребята, я Петрушка. Я хочу загадать вам загадку:

  • Он нам нужен, чтоб дышать,
    Чтобы шарик надувать,
    С нами рядом каждый час,
    Но невидим он для нас. (Воздух).

Петрушка: Ребята, я тоже часто слышу это слово. А что оно обозначает, я не знаю. И очень хочу узнать.
В.: А вам интересно узнать, где можно найти воздух? (Ответы детей). Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:

  • На столах ничего не трогать без разрешения.
  • Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
  • Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
  • Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
  • Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Дети подходят к столам.
В.: Скажите Петрушке, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим).Если мы его не видим, то он какой? (Прозрачный, невидимый, бесцветный).
Петрушка: Вот-вот, невидимый, значит, его и нет.
В.: Погоди, Петрушка, я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он есть вокруг нас.
Петрушка: А я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух всё-таки есть.
В.: Ребята, давайте докажем Петрушке, что воздух есть. А чтобы он его увидел, его надо поймать. Хотите, я вас научу ловить воздух? (Ответы детей). Давайте подойдём к столам. Что лежит у меня на столе? (Полиэтиленовые пакеты).

  1. Опыт № 1 (с полиэтиленовым пакетом).
    В.: Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они? (Пустые, мятые). Спокойно наберите воздух через нос и медленно вдохните его в пакет, а потом его заверните, чтобы он не сдулся. Какой стал пакет? (Толстый, надутый). Почему он таким стал? Что наполнило пакет? Конечно, мы наполнили пакет воздухом и увидели его. (Дети переходят к другому столу).
  2. Опыт №2. На столе у каждого ребёнка стаканчик с водой, на дне лежат горошинки, стоят трубочки для коктейля.
    В.: Что вы видите в стаканчиках? (Воду). Какая вода? (Прозрачная). Что лежит на дне? (Горошины).
    Хотите оживить горошины? Что нам поможет в этом? (Воздух). Что для этого нужно сделать? (Подуть в трубочки).
    Что происходит? (Появились пузырьки). Это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? (Двигаются). Что же нам помогло оживить горошины? (Воздух).
    Конечно, это воздух. Мы его не только нашли, но и увидели, как он заставил двигаться горошины. (Петрушка хвалит детей).
    Игра с воздухом «Парашют».
    В.: У меня для вас сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой плёнки. Она какая? Лёгкая воздушная, воздуху послушная. А вы знаете, кто такие парашютисты? (Ответы детей). А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта? (Парашю)т.
    Воспитатель: Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно, воздух. (Воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края плёнки).
    • Дружно мы все стали в круг (Встают),
      Будем делать парашют (Берутся за плёнку).
      Друг за другом мы идём,
      Парашют в руках несём (Идут по кругу).
      Руки вверх мы поднимаем (Поднимают руки),
      Парашют наш надуваем.
      Вот какой наш парашют,
      Лёгким воздухом надут (Опускают на пол)!
      В.: Здорово мы поиграли с воздухом? Вам понравилось?
  3. Опыт №3. Дети подходят к столу, где на тарелочке лежит чеснок.
    В.: Ребята, а у воздуха есть запах? (Нет). Подойдите к столу и посмотрите, что у меня лежит на столе. (Чеснок). Правильно, это чеснок. А давайте его понюхаем. (Нюхают). Что можно сказать? (Чеснок пахнет).
    Можно сделать вывод, что запах передаётся по воздуху.

В.: А сейчас подойдите ко мне. Понравились вам опыты? Кому из вас какой опыт понравился больше всего (дети отвечают)? Сегодня мы узнали много интересного. (Воспитатель подводит итог занятия).

  • Вокруг нас везде есть воздух.
  • Мы с вами дышим воздухом.
  • Воздух невидим, но его можно найти разными способами.
  • Воздух заставил двигаться горошины.
  • С воздухом можно играть.

В.: Петрушка, а тебе понравилось у нас?
Петрушка: Да, ребята, теперь я знаю, где можно найти воздух. Спасибо вам! На память я дарю вам мыльные пузыри.
Дети благодарят, Петрушка уходит.
Игра с мыльными пузырями.

Работа кружка по исследовательской деятельности в детском саду

Опытно-исследовательская деятельность вызывает неподдельный восторг у дошкольников. Благодаря экспериментированию в раннем возрасте в детях закладывается и развивается заинтересованность к приобретению знаний, усиливается желание самостоятельного поиска информации. Эти качества готовят хорошую мотивационную и опытную базу к обучению в школе. Функционирование кружка по исследовательской деятельности развивает познавательные способности ребят и расширяет представления об объектах вещественного мира.

Педагог разрабатывает программу, в которой отмечает цели и задачи работы кружка, освещает изученную методическую литературу по теме, составляет календарно-тематическое планирование. Для проведения занятий кружка может быть выделено отдельное помещение (опытная лаборатория) или организован уголок исследовательской деятельности. Воспитатель оформляет стенд с правилами проведения опытов с различными материалами. Воспитанники должны быть ознакомлены с техникой безопасности в лаборатории, проговаривать правила перед выполнением исследований и соблюдать их в процессе.

Проведение любых экспериментов требует соблюдения правил

Уголок или лаборатория должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Дети всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения. В материальной базе кружка могут быть:

  • Природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зёрна.
  • Приборы: магниты, лупа, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы.
  • Сосуды: баночки, мензурки, колбы, стаканчики.
  • Медицинские материалы: резиновые перчатки, пинцет, шприц, ватные диски, марля, пипетки.
  • Вещества: соль, марганцовка, пищевые красители, мука.
  • Фартуки, защитные очки, шапочки.
  • Карточки и журналы для фиксирования результатов исследований.

Во время проведения опытов ребятам могут потребоваться бахилы, шапочки, фартуки или халаты

Занятия в кружке проводятся в форме игр-экспериментов. Результаты работы юных исследований оформляются в тематические мини-выставки в холле детского сада.

В кружке по познавательно-исследовательской деятельности ребята могут познакомиться с удивительным микромиром

Примеры организации познавательно-поисковой деятельности средних дошкольников

Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 4–5 лет.

Видео: экспериментально-исследовательская деятельность «Волшебный магнит»

Видео: организация познавательно-исследовательской деятельности детей по теме «Цифра и число 7»

Видео: занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства песка»

В некоторых случаях для оптимизации пространства группы исследовательский уголок объединяют с экологическим В лаборатории ребята с увлечением проводят разнообразные опыты Желательно, чтобы материалы для опытов были аккуратно разложены по коробочкам или контейнерам В лаборатории малыши могут проводить опыты с песком и водой

Организация детской деятельности в рамках познавательно-исследовательской направленности является важным механизмом разностороннего развития личности. В процессе экспериментирования дошкольники непосредственно контактируют с изучаемыми объектами, память пополняется чувственным опытом, формируются черты исследовательского типа мышления и анализаторские способности. Изучая особенности природных явлений и объектов, дети начинают лучше понимать всю сложность и красоту окружающего мира.

«Организация исследовательской деятельности дошкольников в раннем и младшем возрасте».

По ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность -это одна из ведущих видов деятельности в детском саду наряду с игровой и коммуникативной.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет, если?

Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Цели познавательно-исследовательской деятельности:

  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

  • Расширение представления детей об окружающем мире;
  • Развитие представлений о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности(вода и воздух, свет и тень, свойства песка, камня, древесины, пластмассы);
  • Развитие мыслительных способностей(анализ, сравнение, обобщение).

Я работаю с детьми второй младшей группы.

Опыты и эксперименты с детьми младшего дошкольного возраста отличаются достаточно простой структурой в силу возрастных особенностей детей. Перед началом экспериментирования мы делим детей на подгруппы, чтобы каждый ребенок был задействован в том или ином опыте. В ходе эксперимента мы сочетаем показ предмета с действиями ребенка по его обследованию (рассматривание, ощупывание, показ, определение запаха, цвета и пр.); также привлекаем детей к сравниванию схожих и различных предметов и формулированию выводов эксперимента.

При организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующее:

  • Деятельность по экспериментированию можно проводить еженедельно,в группе и на прогулке длительностью не более 15 минут.
  • Необходимо формировать у детей умение действовать самостоятельно, проявлять инициативу, давать детям возможность самим оперировать материалами и веществами;
  • Необходимо подводить детей к самостоятельному анализу, обобщению увиденного в ходе эксперимента, развивать умение излагать свою точку зрения.

В группе с детьми мы провели ряд опытов по ознакомлению со свойствами воды:

  • рыбалка;
  • живая вода;
  • тонет-не тонет;
  • ледяная история;
  • талая вода;
  • водяная мельница;
  • разноцветная вода;
  • что спряталось в воде?

При проведении опытов дети узнали, что вода-прозрачная, может быть теплой, холодной, в ней растворяются краски, одни предметы в ней тонут(например, камни), а другие-нет(пластмассовые детали);вода необходима для роста растений; вода на морозе превращается в лед. Дети убедились, что снег в помещении тает, превращаясь в воду, талая вода - грязная.

Также были проведены опыты по обнаружению воздуха.

  • Буря в стакане.(Детям предлагается опустить в стакан с водой трубочку и дуть в неё. Что получается?Получается буря в стакане воды).
  • Ветер по морю гуляет. (Цель: обнаружить воздух, образовать ветер).

При проведении опытов дети узнали, что внутри человека есть воздух; мы его можем обнаружить.

Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности у детей 4-5 лет.

У дошкольников 4-5 лет познавательное развитие становится более целенаправленным:развивается умение принимать и правильно понимать информацию. Познавательная деятельность усложняется:дети активно реагируют на зрительную и осязательную информацию, могут оперировать ею. Дошкольникам средней группы можно давать 2-3 указания сразу, если действия просты и знакомы им.

При организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста необходимо учитывать следующее:

  • Д еятельность по экспериментированию можно проводить еженедельно, в группе и на прогулке длительностью 15-20 минут.
  • Необходимо стимулировать детей к самостоятельным действиям, но с обязательным контролем как для обеспечения безопасности экспериментирования, так и для поддержки, достижения точных результатов, правильного понимания выявленных свойств или явлений.
  • Необходимо подводить детей к самостоятельному анализу,обобщению увиденного в ходе эксперимента.

Примеры опытов:

  • Что растворяется в воде?(развивать представления о свойствах воды, растворимости);
  • Чем пахнет вода?(дать детям представление о том, что вода не имеет запаха, но может его приобретать в результате растворения ароматных веществ);
  • Где быстрее растает лед? выявить как температура влияет на процесс таяния льда);
  • Куда делась вода? (Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).
  • Магнитная задачка (познакомить с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы);
  • Воздух имеет вес.(Цель: знакомить детей со свойствами воздуха);
  • Как работает воздух. (Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы).

Из всего сказанного можно сделать вывод : в результате организации детского экспериментирования у детей расширяется кругозор, в частности, обогащаются знания о живой природе, об объектах неживой природы(воде, воздухе и т. д.) и их свойствах, развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама