THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

1. Не боритесь против детских «хочу»

Пожалуй, чаще всего маленький человек начинает капризничать, когда взрослые отказываются выполнять его желания. А бывает это сплошь и рядом: то конфету перед супом не дают, то машинку не покупают, то не позволяют вдоволь покататься на горке только потому, что нос замерз… Одним словом, сплошные несправедливости.

Чаще всего мамы и папы в этих случаях:

* старательно объясняют, почему то или иное «хочу» нельзя воплотить в жизнь: «Смотри, эта машинка плохая, она быстро сломается, у тебя дома лучше есть», «Мы и так уже на улице два часа. Ты должен был нагуляться. Завтра снова пойдем на горке кататься, а то простудишься…»;

* запрещают что-то без объяснений: «Я сказала: «Нет!». Прекрати!»;

* самые сердобольные, увидев, что нижняя губка их чада уже дрожит, а слезы катятся по щекам, меняют свое решение: «Ну, хорошо, куплю, раз тебе так нужна всякая ерунда».

Но, на самом деле, ни один вариант не хорош. В первом случае родитель тратит массу энергии, разубеждая ребенка в неправильности его желаний, а ребенок втягивается в ненужный спор («Нет, эта машинка хорошая!», «Нет, я еще не нагулялся!»), который в итоге проигрывает и расстраивается еще сильнее. Во второй ситуации малыш обижается, усваивает модель резкого, грубоватого поведения, а взрослый испытывает чувство вины. Ничуть не лучше и третий вариант — потакать детским слезам, — ведь это самый надежный способ вырастить капризулю и манипулятора.

Что же делать? На самом деле, быть внимательным к потребностям и желаниям ребенка — не значит воплощать в жизнь каждое «хочу». Порой достаточно согласиться с тем, что ребенок имеет право хотеть все, что угодно — даже если это опасно, вредно или несвоевременно. А у родителя есть право не выполнять каждое желание, но при этом выслушать и проявить сочувствие. Психологи называют такой прием активным слушанием.

На практике это будет выглядеть так: «Да, тебе очень хочется эту машинку, и тебе грустно, что я ее не покупаю. Я знаю, как это обидно, когда не можешь получить то, что хочешь». Или: «Тебе очень хочется еще покататься с горки. Тебе не нравится, что нам надо идти домой. Конечно, трудно ждать до завтра, если очень хочется веселиться прямо сейчас». Во время разговора желательно присесть, чтобы находиться на уровне глаз малыша, можно обнять его, прижать к себе. Ребенок поймет, что вы на его стороне. Но при этом будет учиться тому, что действительно бывают обстоятельства, которые приходится учитывать.

2. Чем меньше «нельзя», тем проще быть послушным

Еще одна причина капризов — избыток запретов, отсутствие стабильных требований и понятных крохе границ дозволенного. Так бывает, когда ребенок о чем-то просит, взрослый, не подумав, запрещает, а потом, видя огорчение малыша, все-таки разрешает. У ребенка в голове возникает путаница, и он с удвоенной силой испытывает на прочность каждое новое «нельзя». Вдруг, если очень хочется, то все-таки можно?

Чтобы решить проблему, нужно приучить себя как можно реже пользоваться запретами, зато каждый высказанный запрет должен быть прочным и непоколебимым. К примеру, нельзя выбегать на дорогу, бросать в других детей песком, обижать домашних животных — одним словом, запрещено все, что угрожает безопасности — своей и окружающих. Эти вещи просто нельзя делать, тут и обсуждать нечего, и уж тем более незачем капризничать.

В прочих ситуациях слова «нельзя» лучше избегать. А объяснять, что есть вещи, которые возможны только при определенных условиях. Можно ходить по лужам, но только когда на ножках резиновые сапоги. Можно лечь спать попозже, но только если завтра не в садик. Можно карабкаться на высокую «лазалку», но только когда папа снизу страхует, и т.д. Если каждый раз проговаривать эти условия вслух, ребенку проще научиться самоконтролю. «Что у нас сейчас на ножках? Сандалики! Можно идти в лужу? Не стоит». Еще лучше планировать стиль прогулки до ее начала: «Сейчас мы собираемся в гости, наденем красивые ботиночки, в лужи не полезем» — или: «Мы идем на площадку, что лучше надеть, чтобы не промочить ножки?».

3. Избегайте гиперопеки

Часто малыш капризничает из-за того, что родители его чересчур опекают, не замечая взросления. Особенно ярко это проявляется во время кризисов одного года и трех лет. Представляете, детка наконец-то освоил новые навыки, а ему не позволяют применить их на практике. А ведь так хочется чувствовать себя взрослым! Как тут не закричать: «Я сам!»?

Единственный выход из ситуации: признать, что ваш ребенок растет, а, значит, пора дать ему больше самостоятельности, доверить новые дела. И пусть малыш перемажется едой — зато съест ее сам. Или начните с малого - пусть кроха сам выпьет вкусный биолакт «Тёма» из трубочки, для того, чтобы почувствовать себя самостоятельным. Пусть после прогулки снимет с себя ботинки, шапку, перчатки. Пусть он не слишком хорошо пропылесосит пол — зато будет чувствовать себя маминым помощником. Ощущение уверенности в своих силах, своей умелости, которое формируется в этом возрасте — останется с ребенком на всю жизнь.

Там, где ребенок пока не может решать сам, пользуйтесь хитрым приемом «выбор без выбора». Например, прежде чем переходить дорогу, спросите: «Какую ручку мне дашь — правую или левую?» (вариант «идти не за руку» отпадает сам собой). Но не стоит хитрить часто, у детки должна быть возможность совершать и реальный выбор.

4. Не требуйте невозможного

Вспомните, что говорил король из сказки про Маленького принца: «Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой,и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват — он или я? С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны».

Этих принципов придерживается и мудрый родитель, мечтающий избежать детских капризов. Предъявляя требования, всегда учитывайте возрастные особенности ребенка и его физиологические возможности. К примеру, бесполезно требовать от дошкольника, чтобы он тихо сидел в длинной очереди в поликлинике или в медленно ползущем по пробкам автобусе. Такое требование совершенно противоречит его возможностям. Если вы очень переживаете за комфорт окружающих, которым могут досаждать крики и беготня вашего чада, то запаситесь относительно тихими развлечениями и позаботьтесь о том, чтобы ребенок не проголодался. Можно взять с собой его любимую книгу и питьевой йогурт «Тёма». Продуманная профилактика поможет пережить без истерик даже сложные ситуации.

5. Не забывайте про юмор

Иногда хорошая шутка лучше всего помогает разрядить накаляющуюся обстановку и избежать эскалации капризов. Главное, чтобы она была доброй и необидной. К примеру, тому, кто не хочет уходить с прогулки, скажите: «Представляешь, мы будем долго кататься с горки. И не пойдем домой, пока на нас не налипнет столько снега, что мы превратимся в двух огромных снеговиков. Через час вернемся домой, постучимся в дверь и скажем: «Папа, открывай, снеговики пришли!» Вот он удивится…». За такой увлекательной историей будет проще переключить внимание малыша и развернуть его в сторону дома: «Давай пойдем - посмотрим, вдруг папа уже пришел. Мы расскажем ему, что собирались стать снеговиками…».

В порядке исключения можно попробовать поменяться ролями с маленьким капризулей. Что будет делать малыш, если мама начнет у него громко выпрашивать игрушку или упадет в сугроб и станет кричать: «Ни за что не пойду домой!»? Наверное, попробует успокоить, а заодно похохочет над тем, как выглядят капризы со стороны.

Пусть юмор, доброжелательность и уверенность в своих требованиях станут вашими верными попутчиками. Терпения вам и изобретательности! И пусть капризное настроение как можно реже посещает ваше любимо чадо!

Наверное, всем приходилось наблюдать неприятную сцену в супермаркете или на рынке, когда молодая мама пытается за руку оттащить от прилавка кричащего 4-5-летнего ребёнка, требующего купить ему машинку, пистолет, куклу, конфету, мороженое - список можно продолжать бесконечно. Все её попытки тщетны - от своего крика ребёнок будто подзаряжается энергией, и его плач и крик переходят в настоящую истерику.

Множество сочувствующих женщин пытаются его успокоить. Никто не обращает внимания, что маленький «шантажист» внимательно наблюдает за тем, что происходит вокруг него. Если представить, что в какой-то момент все отвернутся и начнут заниматься своими делами, то малыш очень быстро успокоится и переключит своё внимание на что-то другое.

Обычно - это тот, которого не смогли научить и в его арсенале средств для достижения желаемого лишь опыт, полученный до года. А именно - лежу и кричу.

Психология ребёнка до года целиком и полностью направлена на общение с окружающими его взрослыми, в первую очередь с мамой. Вначале он получает внимание к себе, используя плач. К сожалению, при отсутствии должного внимания это оружие остаётся в маленьких руках на годы.

Не хотелось бы расстраивать многих родителей, но если у вас капризный ребёнок, то

Ребёнок бродит по квартире, не зная, Он просит маму дать ему яблоко. Мать отмахивается от него и гонит в свою комнату. Но он не уходит, он стоит рядом, начинает рыдать, падает на пол, ноет, голосит. Как вы понимаете, разговор с приятельницей испорчен, мать с раздражением идёт к холодильнику и приносит ребёнку два яблока.

Ребёнок очень быстро понимает, что мамино «нет» совсем не окончательно, следовательно, слушать маму совсем не обязательно, а главный в доме он - ведь яблоко он получил, и даже два.

Капризный ребёнок начинает понимать, что маме абсолютно безразлично, что на самом деле ему было нужно не яблоко, а внимание. Налицо классическая картина откупа. Чем старше становится ребёнок, тем дороже будет обходиться родителям подобная подмена внимания.

Очень часто общение с ребёнком у многих мам сводится к нескольким командам дрессировщика - «сидеть, я сказала», «руки убрал» и т. п. Когда такая мама говорит: «У меня капризный ребёнок, что же с ним делать?», ответ, как нам кажется, лежит на поверхности. Надо прекратить с ним общаться как с дрессируемым зверьком.

Ребёнок растёт, меняется, а родители зачастую не успевают за ним. Если отношения родителей к своему любимому чаду не изменятся, то его капризы не исчезнут даже с годами. Прежде чем сокрушаться по поводу того, что у вас капризный ребёнок, начните с себя. Научитесь общаться с ним как со взрослым человеком, не «сюсюкайтесь», не старайтесь исполнить любой его каприз, объясняйте малышу каждое принятое вами решение.

В этой статье:

Для родителей капризы и психи ребёнка в 2 года - это серьезное испытание. С одной стороны, они понимают, что малыш делает это не нарочно и скорее всего не отдаёт себе отчёт в действиях. С другой же, каждая новая истерика воздействует на терпение, которому рано или поздно может прийти конец. Во время очередного приступа капризничанья поведение малыша сильно меняется: он бросает всё, что попадается ему под руку, бьёт и кусает окружающих, ломает игрушки, кричит, плачет, падает на пол.

Для взрослых самое обидное - это когда ребёнок капризничает или психует совершенно без повода, по крайней мере, по их мнению. На самом же деле повод есть, и для малыша он достаточно серьезный. Например, ему дали бутылочку, лишь наполовину заполненную компотом, когда он хотел исключительно полную, либо же взрослые настаивают на выборе синих сандалий для прогулки на улицу, а кроха мечтал надеть красные.

Родители остро реагируют на капризы и психи ребёнка в 2 года, но прежде всего не потому, что беспокоятся о его состоянии, а потому, что опасаются негативной реакции и осуждения окружающих. Именно поэтому мамы и папы часто готовы удовлетворить любые желания капризного крохи в общественном месте только лишь для того, чтобы уберечь себя от внимания прохожих.

В чем причины капризов двухлеток?

На самом деле, капризы, истерики и психи у малыша в 2 года - это вполне нормальное явление. В этом возрасте кроха активно познаёт мир, который готовит для него не всегда приятные сюрпризы. Для ребёнка на этом этапе жизни важно быть самостоятельным, при этом он по-прежнему остро нуждается в помощи взрослых, хоть и не хочет это признать.

В 2 года малышу сложно оставаться всегда в хорошем настроении и получать удовольствие от всего, что его окружает и в чём
он участвует. Ребёнок ещё слишком мал и неопытен, он по-прежнему чувствует сильную связь с матерью, хотя и пытается её отрицать.

Для малыша крайне важно в этот период осознать пределы собственного «я», обозначить для себя рамки дозволенного, порой доводя себя и окружающих до предела. Кроме того, в 2 года кроха вполне сознательно пробует манипулировать взрослыми, ощущая плоды собственной власти над ними.

Сложный период пройдет ближе к трём с половиной годам, но ненадолго. В 4 года у малыша начнётся новый этап в жизни - переход от младшего дошкольника к среднему с новыми принципами, желаниями и мнением.

Если ребёнок в 2 года часто капризничает и психует, то это означает лишь одно: кроха взрослеет. Родителям нужно понять его и научиться не реагировать на истерики. На время переходного возраста родителям нужно научиться сохранять терпение, забыв о том, что хорошо, а что плохо, позволяя малышу получать самостоятельный опыт – естественно, в рамках разумного.

Если ребёнок всё хочет делать сам, нужно ему это позволить (конечно, когда речь не идет о переходе дороги, спуске с крутой лестницы и
так далее). Во всём остальном можно дать малышу возможность получать собственные впечатления.

Так, например, если кроха настаивает на том, чтобы надеть летом шапку, стоит ему позволить – пусть на прогулке почувствует, насколько это жарко и некомфортно. Собственный опыт поможет малышу лучше осознавать происходящее, чем нравоучения взрослых.

Задача родителей двухлетних малышей - не препятствовать получению ими личного опыта, деликатно оберегая от опасности. Важно слышать и слушать малыша в этот период жизни, учитывать его мнение, искать компромиссы.

Игра для укрепления контакта

Чтобы наладить контакт с малышом, который в силу возрастных особенностей капризничает и психует, можно с ним поиграть. В этом возрасте игра - единственное, что серьёзно может его увлечь. Практически всё свободное время дети посвящают играм и игрушкам, поэтому обязательно оценят попытки взрослых принять участие в их забавах.

Многие родители говорят о том, что ребенок в 2 года разбрасывает игрушки, относится к ним небрежно, ломает без сожаления. На
самом деле, даже если так и происходит, то делает малыш это не специально.

Разбросанные по дому игрушки - следствие кратковременной памяти крохи. Наигравшись с ними, он просто про них забывает. Родители могут привлекать кроху к уборке игрушек, превратив процесс в игру и подготовив для каждой из них свое место. Оптимальное место для игрушек - это открытые полки, где их можно будет расставить по форме и размерам.

Не стоит позволять ребёнку играть сразу всеми игрушками одновременно. Только ограничивая доступ к части игрушек и позволяя играть ими попеременно, можно будет сохранить интерес малыша. Конечно, стоит сделать исключение в отношении самых любимых игрушек крохи: они должны быть доступны ему всегда.

Развлекайте малыша

Если ребёнок в 2 года много капризничает и часто плачет, возможно, он просто не умеет себя сам развлекать, и такое поведение есть не что иное, как следствие скуки. В 2 года далеко не все малыши способны придумать себе занятие без помощи взрослых, даже имея под рукой солидный арсенал игрушек.

Если мама или папа заметили, что капризы малыша появляются от неумения развлекаться самостоятельно, стоит предложить ему
варианты игры. Например, дети в этом возрасте с удовольствием играют:

  • в ролевые игры (магазин, больницу, детский сад);
  • в подвижные игры с мячом, кеглями или скакалкой;
  • с плюшевыми игрушками;
  • с конструкторами.

Важно, чтобы во время игр малыши имели возможность сделать новые открытия, ближе познакомиться с окружающим миром. Именно поэтому, принимая участие в игре, взрослый не должен полностью брать на себя инициативу, выполняя самые интересные действия за ребенка. Достаточно будет деликатно подтолкнуть кроху к выполнению определённых действий, продемонстрировав их алгоритм на личном примере.

Станьте другом малышу

Многие задумки ребёнку в 2 года не по силам только из-за некоторых ограничений в отношении физического развития. В таких случаях очень важно, чтобы кроха имел возможность рассчитывать на поддержку взрослого. Так, например, малыш решил сделать поилку
для птиц, но не в состоянии ее самостоятельно установить на дерево, - здесь без помощи мамы или папы ему просто не обойтись.

Необходимо, чтобы взрослые выступали в роли партнеров, выполняющих поручения малыша, но ни в коем случае не брали на себя роль лидера, руководящего процессом. Для ребёнка в этом возрасте очень важно делать самостоятельно то, что он задумал, поэтому, не давая ему такой возможности, можно лишь усугубить проявление капризов и истерик.

Родители двухлетних малышей обязательно должны принимать во внимание детские интересы, не только предлагая свою помощь, но и проявляя заинтересованность, становясь участником игры. Дети не должны умолять родителей поиграть с ними, взрослые должны это делать с удовольствием и по собственной инициативе, причём ровно столько, сколько в этом нуждаются малыши. Очень важно, чтобы инициатором окончания игры выступал именно ребёнок: только в этом случае он получит максимальное удовлетворение от процесса.

Что делать, когда истерика неизбежна

Даже самое ласковое и деликатное обращение с малышом в 2 года не застрахует от возникновения критических ситуаций, когда истерика неизбежна. В этом возрасте вести себя всегда хорошо кроха при всем желании не сможет, поэтому психи и капризы так или
иначе время от времени будут проявляться. Родителям нужно быть к этому готовыми и выработать собственную линию поведения в такие моменты.

Ребёнок, склонный к нервным срывам, часто неусидчив, активен, точно знает, что ему нужно, и противится всем попыткам взрослых ему помочь в достижении желаемого. Непонимание родителей вызывает у него негативную реакцию. Такой малыш в сложных ситуациях плачет и психует, требуя своего, не видя и не слыша ничего вокруг.

Кульминацией истерики может стать падение на пол с громкими криками и хаотичными движениями. Во время падения ребёнок настолько не контролирует ситуацию, что может обо что-нибудь удариться. Крик и истерика могут продолжаться достаточно долго, до тех пор, пока кроха окончательно не выдохнется или его не стошнит. Родители при этом могут впадать в ступор, не понимая, что им делать.

На самом деле, взрослые должны оставаться хладнокровными в таких ситуациях и стараться сделать всё для того, чтобы поскорее прекратить истерику. Оптимальный вариант, конечно, окружить кроху комфортными условиями, снижающими возможность проявления подобного рода срывов.

А вот что касается успокоительных препаратов, которыми часто «угощают» малыша, желая предотвратить истерики, то их может прописать только врач: любая самодеятельность в таких случаях может иметь губительные последствия.

Итак, что же делать, если малыш в 2 года уже зашёлся в
истерике? Для начала нужно проанализировать ситуацию и постараться отвести кроху от опасных для него предметов. Чтобы малыш сам себя не покалечил, разумно будет его удерживать, не допуская хаотичных движений. Как только кроха успокоится, можно будет уложить его в постель.

Если ребенок не любит, когда его удерживают во время истерики, стоит считаться с его желаниями, не ограничивая личной свободы. В этом случае достаточно будет очистить территорию вокруг него от предметов, которые способны нанести вред.

Истерика у ребёнка: чего делать нельзя

Некоторые родители считают, что привести в чувство малыша во время приступа истерики можно с помощью шлепков или пощечин. На самом деле такие действия не будут давать эффект, более того, они усугубят ситуацию. Во время выхода ситуации из-под контроля не имеет смысла кричать, бить ребёнка, объяснять ему правила поведения, стыдить или упрашивать успокоиться.

Ни одно из этих действий не будет давать результата. Нужно просто подождать, когда кроха найдёт в себе силы успокоиться
самостоятельно, и ни в коем случае не начинать разговаривать с ним первыми.

Правильным будет подождать, пока малыш не только успокоится, но и сможет сам подойти. Только в этом случае можно будет его обнять, поцеловать и продолжить общение, не вспоминая о недавней вспышке. Такой алгоритм действий должен быть вне зависимости от того, где началась истерика - дома или в людном месте.

Даже опасаясь осуждения и внимания окружающих, родители не должны поддаваться на провокации ребёнка, позволяя ему с помощью истерики получать желаемое. Только в этом случае можно будет рассчитывать на то, что со временем кроха перестанет себя вести подобным образом.

Помните о том, что истерика у ребёнка в определенной мере рассчитана на зрителей, и если реакции от них нет, то и продолжать представление рано или поздно потеряет для него всякий смысл.

Когда нужно думать о врачебной помощи

Стоит ли обращаться за помощью к психологу и когда это действительно нужно делать? Консультация детского психолога не помешает, если истерики у ребёнка в 2 года стали происходить слишком часто и имеют продолжительный характер. Если малыша выводят из себя даже мелочи, если он долго не может успокоиться и плохо восстанавливается после приступов, стоит показать его доктору, учитывая, что психическое здоровье крохи может быть под угрозой.

Обычно в таких случаях уместным будет обследование не только у детского психолога, но и у невролога, которые, возможно, помогут подобрать препараты на натуральной основе для успокоения ребёнка.

Капризный ребенок – это всего-навсего повод, побуждающий взрослое воспитывающее окружение малышей задуматься о собственных действиях, устремленных на воспитательное воздействие, а также напоминание о значимости для детей родительского внимания. Зачастую капризность детей свидетельствует о попустительстве их взрослого окружения. Взрослая среда родственников, занимающаяся воспитанием малышей, позволяет крохам вести себя в таком духе, не подчиняться требованиям и завоевывать желаемое при помощи плаксивости и истерик.

Однако существует противоположная сторона ребяческой капризности, которая может указывать на присутствие хронического недуга или о появлении острого процесса. Кроме того, детское неповиновение, капризы и плачи зависят и от , сиюминутного эмоционального настроя крох и общего физического состояния. Как правило, со всевозможными проявлениями детской капризности в свое время соприкасаются абсолютно все родители в процессе педагогического воздействия и становления детских личностей.

Ребята, начиная с самых ранних детских лет, выражают собственные желания по-разному. Одни посредством использования некоторых общих жестов, а другие прибегают к «вымогательству», используя при этом исключительно доступные для них средства, а именно слезы, разбрасывание вещей, крики. Другими словами, детский каприз является стремлением малыша получить желаемое, при условии, что он соматически здоров.

Капризный ребенок 2 года

Капризность и изредка истеричное поведение считаются, по сути, естественным способом и практически единственной возможностью, посредством которой чадо старается продемонстрировать свои внутренние ощущения. Подобным поведением дети пытаются объяснить, что не так с ними.

По какой причине неожиданно ребенок 2-х лет стал капризным и плаксивым? Как вести себя родным и каким образом можно помочь малышу?

В двухлетнем периоде капризность взаимосвязана с потребностями детей (например, пить, кушать) или ощущением ими дискомфорта (например, обувь меньшего размера жмет ногу). Нередко проявления капризности могут иметь связь и с внутренним состоянием ребят. В случае болезни они могут ощущать беспокойство, болевые ощущения, которые дети не в состоянии даже понять, а объяснить взрослым – и подавно. При любых непонятных дискомфортных ощущениях малыши, в первую очередь, стараются их подавить, вследствие чего требуют выполнения то одного «хочу», то другого. Однако дискомфорт не уходит, поэтому они ударяются в слезы. Подобное поведение родители могут расценивать, как каприз.

Нередко после перенесенного недуга дети продолжают капризничать, требуя к своей персоне такого же повышенного внимания, которое было и во время их болезни. Вследствие чего для множества родителей насущным становится вопрос, как воспитывать капризного ребенка? Для этого воспитывающим взрослым необходимо уяснить, что двухлетняя кроха уже способна адекватно воспринимать запреты, запоминать правила и их выполнять. Поэтому рекомендуется родителям избрать линию поведения, которая будет базироваться, в первый черед, на последовательности и единстве.

Последовательность в воспитательном воздействии означает, что один раз запретив что-либо малышу в дальнейшем необходимо придерживаться этого.

Единство – заключается в согласованности стратегии воспитания между всеми участниками данного процесса. Другими словами, если папа за какие-то действия наказал малыша, то маме следует поддержать папу. В случае если она не согласна с его действиями, следует обговорить сложившуюся ситуацию, но только, чтобы малыш не слышал.

Также нужно учитывать, что капризные дети любят публику. Поэтому если оставить ненадолго малыша одного в комнате, затихнет сама собой. Таким поведением родители демонстрируют свою позицию, которая является четким сигналом для малыша, что подобными действиями он не сможет ничего добиться. Следовательно необходимость себя вести подобным манером исчезнет.

Капризный ребенок 3 года

В случае в 3 года родителям, для начала, рекомендуется вспомнить, что они гораздо старше собственных чад, а значит и умнее. Поэтому не нужно играть с крохой в игру под названием «кто кого переспорит». Можно уступить малышу в какой-то мелочи, чтобы отстоять собственную позицию в чем-то более значимом.

Также прежде, чем ругать малышей, когда они капризничают, нужно разобраться с причинами, отвечающими на вопрос, почему ребенок стал капризным? Главным образом, проблема капризности трехлетнего возраста заключается во взрослении малышей и преодолении ими естественного кризиса развития. В трехлетнем периоде крохи часто делают все навыворот, будто бы назло старшим. Подобным поведением они просто стремятся отстоять собственное право на независимость и отделить собственную персону от матери. Поэтому, зная такую особенность малышей, можно использовать ее в своих интересах. Например, разрешив крохе делать то, что не хотели бы разрешать. На фразу малыша: «я не пойду мыться», ответить: «хорошо, тогда папа пойдет лежать в ванне и играть игрушками вместо тебя».

Во избежание затяжных истерик, вследствие неудовлетворенного каприза, можно воспользоваться еще одной характерной чертой ребят трехлетнего возраста – их стремительную переключаемость на новые действия. Поэтому, если родитель замечает, что ребенок зациклился на одном из «хочу» психологи рекомендуют незамедлительно постараться переключить внимание. Своевременное переключение внимания малышей приведет к пониманию ими, что истериками от взрослых ничего не добьешься. Вследствие чего необходимость в истериках отпадет за ненадобностью.

Таким образом, если вдруг ребенок стал капризным, то не нужно паниковать, прежде всего, необходимо понять причину такого поведения, а затем попытаться использовать его в собственных целях, при этом без применения бесполезных криков.

Капризный ребенок 4 года

Четырехлетние малыши уже довольно самостоятельные личности. Они ходят в дошкольное учреждение, имеют любимые занятия, у них есть собственные предпочтения. А также четырехлетние дети уже достаточно большие, чтобы при помощи слов сформулировать свои «хочу», выразить ощущения и потребности.

Тогда почему ребенок стал капризным в 4 года? Возможно, его капризность является своеобразным копированием модели поведения традиционной для данной семьи? Ведь, если таким образом между собой взаимодействуют взрослые, то чего же можно ожидать от их чада? Поэтому нужно стараться, чтобы малыш не присутствовал при ссорах и конфликтных ситуациях родни. Также не следует общаться с ним на повышенных тонах.

Истерики, показное непослушание, капризность трехлетнего периода являлись для детей своеобразной пробой манипуляций родителями. Аналогичное поведение в четырехлетнем возрасте свидетельствует, что такая манера себя вести стала уже привычной. Ведь для малышей четырех лет капризность является проверенным способом добиться желаемого от старших. Так зачем же им пренебрегать?

Нередко при помощи капризов ребенок всего лишь пробует привлечь родительское внимание. Наряду с этим чрезмерно заласканные дети также часто бывают капризными. Избыточное внимание, перерастающее в гиперопеку, утомляют детей, вследствие чего они становятся неуправляемыми и добиваются своего истериками.

Капризный непослушный ребенок в большинстве случаев – это результат неправильного воспитательного воздействия на крох в раннем возрастном периоде. Однако нередко причиной подобного поведения выступает возрастной негативизм.

Воспитание четырехлетнего капризного ребёнка не отличается кардинально от воспитательного воздействия на трехлетнего капризулю, но усилий для коррекции устоявшейся манеры поведения и терпения необходимо задействовать гораздо больше. Поэтому главным оружием в борьбе с детской капризностью должна быть последовательность в запрещенных вещах и разрешенных, а также единство воспитательной стратегии.

Капризный ребенок 5 лет

Если капризность трехлетнего возраста принято считать нормой, то подобное поведение дошкольников свидетельствует о педагогической запущенности. И, в первый черед, в этом виноваты родители и все прочие взрослые, активно принимающие участие в воспитании малыша. Поэтому постоянные капризы дошкольника должны родителей подтолкнуть к размышлениям о правильности выбранной модели воспитания.

Нередко капризы в пятилетнем возрасте могут указывать на зреющее недопонимание между ребенком и его взрослым окружением.

Непомерная настойчивость на грани упрямства и чрезмерная плаксивость детей при стремлении добиться желанного, в большинстве своем, является следствием неправильно выстроенных взаимоотношений с ними. И тут речь не ведется исключительно об их избалованности. Ведь нередко капризы пятилетнего дошкольника показывают то, что он просто не умеет по-иному сообщить о собственных переживаниях. Скорее всего, истерика для него является привычным средством, направленным на привлечение внимания родителя. Также потакание всем желаниям детей и незамедлительное исполнение их требований может восприниматься малышами в качестве проявления родительской любви.

Часто родители, будучи чрезмерно загружены работой, при помощи удовлетворения капризов малышей стремятся компенсировать дефицит времени, уделяемого им. Однако подобная стратегия не только не способна решить проблему, но и ведет к вседозволенности, отсутствию границ и избалованности. Таким малышам будет довольно сложно адаптироваться к школьной среде.

Как воспитывать капризного ребенка 5-ти лет? Прежде всего, взрослому окружению дошкольника необходимо научиться говорить ему четкое «нет» при этом, вразумительно аргументируя причину отказа.

Капризный непослушный ребенок 5-ти лет нуждается в том, чтобы старшие донесли до него, что капризность и непослушание являются не лучшими средствами получить желаемое. А также продемонстрировали данный постулат на практике, удовлетворяя лишь те желания, которые выражены спокойным тоном в виде просьбы и игнорируя те, которые сопровождаются криком, плачем, топаньем ног.

Капризный ребенок — что делать

Многие родители жалуются на то, что ребенок стал капризным и плаксивым. Чрезмерная плаксивость и непослушание детей представляют собой довольно распространенное явление, которое легко поддается коррекции при условии выполнения родителями простых рекомендаций.

В первый черед взрослым следует выяснить причину подобного поведения и исключить наличие соматического заболевания. Если ребенок стал капризным, но при этом абсолютно здоров, то его капризность является ответной реакцией на окружающую среду, родительское поведение, их методы воспитания и т.п. Поэтому взрослым необходимо научиться реагировать грамотно на проявление детского неподчинения и капризности:

— не следует в качестве воспитательной меры использовать крик и ругань;

— иногда лучше уступить крохе в меньшем, чтобы запретить в большем;

— необходимо предоставить малышу право на проявление самостоятельности;

— наилучшим методом борьбы с капризностью считается общение с детьми, поэтому необходимо стараться больше уделять времени общению на равных, без использования менторского тона;

— перед тем, как наказывать кроху за капризное поведение, следует разобраться в мотивах его действий;

— также следует стараться договариваться с малышом, а не добиваться от него нужных действий, давя родительским авторитетом или криком;

— любой запрет необходимо доступно аргументировать малышу;

— нужно научиться различать детские капризы (в одном случае каприз может свидетельствовать об исследовательской деятельности малыша, а в ином – желание делать наперекор).

Ребенок стал капризным — что делать? Для формирования гармонично-развитой личности малыша родителям необходимо понимать, что дети не являются их личной собственностью, что не существует одинаковой модели поведения для всех детей, каждая кроха индивидуальна и поэтому требует такого же подхода. Далеко не всегда капризность свидетельствует о непослушании или упрямстве, часто она может извещать о внутреннем дискомфорте, дефиците родительского внимания, гиперопеке и т.д.

Прибавление в семье – огромное счастье родителей. Когда роды прошли благополучно и ребенок развивается согласно возрастным нормам, маму редко беспокоит капризность ребенка. Родители не могут нарадоваться, когда малыш растет спокойным и покладистым. Мамы и папы к этому привыкают, и им кажется, что так будет всегда. Но вдруг все меняется. Ребенок стал капризничать, часто плачет, не поддается уговорам. Такое часто случается к концу первого года жизни. Почему так происходит?

Капризы детей до 1 года

Чтобы понять, может ли ребенок в возрасте до 1 года капризничать, предлагаем разобраться в психологических особенностях развития крохи:

  • Кризис новорожденности

Кризис проявляется в промежутке от рождения до 2 месяцев. Это очень важный этап в развитии ребенка. И своевременное появление кризиса является нормой. Ваш ребенок должен реагировать на приближение взрослого, издавать звуки (вокализации) при общении с мамой, реагировать улыбкой. Потеря веса – главный признак кризиса.

  • Младенческий возраст

Это второй этап развития ребенка до года. Чаще всего он проявляется от второго месяца до года. В это время малыш общается через эмоции. И родителям важно уделять общению огромное внимание. Постепенно кроха произносит первые слова, изучает мир через действия с предметами окружения.

Плач и лепет в этот период говорят о стремлении установить контакт со взрослым. А когда появится самостоятельная речь ребенка – кризис миновал.

Изучив важнейшие психологические особенности детей в это период развития, попробуем разобраться, несут ли в себе капризы ребенка до года что-то серьезное.

Что такое капризы. Может ли новорожденный ребенок капризничать

Под капризами понимают разные прихоти и упрямство. В раннем возрасте под видом каприза прячутся основные потребности ребенка и чувство дискомфорта. Иногда, называя своего малыша в возрасте до года капризным, мамы неверно истолковывают само определение. Ведь плач и беспокойство ребенка в столь нежном возрасте – это единственный путь общения с родными. В их арсенале нет слов, жесты тоже еще слабо выражены — остается только реветь. А причин для расстройств может быть несколько. Первые, естественные – ребенок хочет кушать, у него мокрые пеленки, либо же он замерз. Возможно также, что малыш просит помощи, когда у него что-то болит. Заботливая мама сразу поможет малышу.

Часто бывает, что радостный и праздничный день, ярко проведенный вместе с малышом заканчивается капризами и слезами ребенка. Он отказывается засыпать, излишне возбужден и его трудно успокоить. Такое поведение для деток 10-18 месяцев - результат нервного перенапряжения, которое они испытали. Их слезы - естественный в этом возрасте способ избавится от напряжения. Ведь шумная компания, новые лица, яркие краски и непривычные звуки - все это для малыша оказалось стрессом. Поэтому он и раздражается, плачет, капризничает. В такой ситуации необходимо проявить максимум заботы и терпения к ребенку. Не получиться криками и угрозами заставить его успокоиться. Лучше прижмите ребенка к себе, поносите на руках, сделайте приятные для него процедуры: выкупайте в теплой ванне или проведите сеанс легкого массажа. Все это поможет малышу быстрее расслабиться и успокоиться.

Подобные беспокойства и капризы у ребенка могут возникать и в другой ситуации, когда вступают в силу запреты родителей. Почти год малыш был ограничен стенками манежа или коляски, его окружали только знакомы вещи. С развитием ребенка у него возникают потребности к познанию нового. Другого он не знал и этим удовлетворялся.

Ползая и делая первые попытки самостоятельно подняться с пола и ходить, он тем самым расширяет свой кругозор, узнает много нового. Не понимая опасности окружающих предметов, малыш с интересом все исследует. У него возникает естественное желание не только рассмотреть, но и пощупать руками, испытать на прочность и отведать на вкус новый предмет. Такое поведение непременно вызывает реакцию родителей. И чаще всего она носит запретный характер в виде окрика и отбирания понравившейся вещи.

Повысили голос, забрали “цацу” и даже унесли с интересного места назад в манеж. Как в этом случае малышу выразить свое возмущение и желание продолжить исследования в новом мире? Только криком. Пока это единственное, что он может делать для привлечения внимание к себе и своей естественной потребности познавания нового. Никакие компромиссы в виде старых игрушек или соски его не устраивают.

Оставьте первооткрывателю то, что принесет ему радость. То, что можно будет передвигать, складывать друг в дружку или позволит извлекать из предметов новые звуки. Ведь неприглядные пустые коробки, крышки, кастрюльки и половники гораздо интереснее хоть и ярких, но уже надоевших игрушек.

Еще одной из причин внезапного раздражения ребенка могут стать трудности при становлении речи. Малыш растет, а его речь не поспевает за его развитием. Новые желания что-то сделать или попытки передать свои эмоции выливаются в мычание или протягивание рук. Родители не понимают его “намеков” и не идут на помощь. Как, кроме слов, обратить внимание на себя и на возникшую проблему? Опять детские крики и капризы. Они могут проявиться в отказе от привычного купания или пользования горшком, к которому уже приучен ребенок. Все, что раньше было малышу приятно и он охотно это принимал, теперь может вызывать у него недовольство.

Самое результативное средство в этой ситуации - время. Не стоит ругать ребенка за каприз и настаивать на своем. Дайте ему время забыть о неприятном инциденте и через некоторое время повторите свои попытки.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Как преодолеть детские капризы

Всем своим поведением ребенок показывает, что ожидает понимания со стороны взрослых. Изменения в поведении малыша порой приводят взрослых в смятение и вызывают желание немедленно прекратить безобразие и капризы.

Капризы, крики и плачь - это не обычное безобразие, которые следует немедленно прекратить. Это очередной сигнал ребенка о том, что он ждет понимания и реакции со стороны взрослых. Он ищет способ управления родителями для получения желаемого. В ход идет все: крики, слезы, кусание, дерганье за волосы, драка. И если это сработаете, то такое поведение станет нормой, и решать свои проблемы ребенок будет только таким способом. Этого нельзя допустить. И если не реагировать на неправильное поведение и показать малышу, что капризами ничего не добьешься, то он станет меняться и перестанет плакать и капризничать.

В некоторых ситуациях учитесь не обращать на ребенка внимания. Иногда это бывает лучшим решением вопроса. Ребенок может быстрее перестать капризничать и плакать, если поблизости нет людей, пытающихся его успокоить. Присутствие зрителей и сочувствующих только усиливает капризы и плач малыша. Ведь даже некоторые взрослые любят “выступать” на публику, что уж говорить о детях.

  • Многие родители заблуждаются, считая, что малыша нужно больше ласкать и носить на руках. Это неправда! Чаще всего капризными становятся дети, которых окружает чрезмерная ласка. Психологи советуют не впадать в крайности. Да, малыш нуждается в вашем внимании и ласке, однако, он тоже должен понимать, что мама и папа не могут сутки напролет носить его на руках. У них тоже есть свои потребности;
  • Вседозволенность и неограниченность. С самого раннего возраста ребенок должен знать слова «Нельзя», «Нет», «Стоп» . Это будет дополнительным стимулом для дисциплинированности крохи в будущем. Наличие в воспитании этих понятий избавит как малыша, так и родителей от излишних капризов. (Читаем по теме: ) ;
  • Постоянное внимание старших часто становится причиной детских капризов. По своей натуре ребенок не может общаться исключительно со старшими. Он начинает уставать от навязчивого поведения взрослых. Дайте больше свободы крохе. Пусть он поиграет сам, погуляйте на улице с другими мамочками, пообщайтесь с ними. А малыши будут обмениваться жестами и улыбками друг с другом в коляске;
  • Не перестарайтесь, следуя предыдущему пункту. Полное отсутствие внимания также негативно скажется на психологическом и эмоциональном состоянии крохи. Криками и капризами он будет требовать внимания близких людей;
  • Непоследовательность и отсутствие единства требований мешают адаптации ребенка к окружающему миру. Во избежание этого, договаривайтесь с родственниками о единой линии воспитания. Следите за своим отношением к ребенку. Если вы что-то разрешили вчера и запретили сегодня, то необходимо объяснять малышу, почему вы так поступаете. Независимо от того, что он еще совсем мал. Он все поймет на уровне эмоций.
  • Самый популярный каприз – вечерний, когда пора идти в кроватку. Малыш никак не может понять, почему вместо интересной игры в футбол с папой он должен спать. Чтобы вечерние капризы остались в прошлом, за час до сна отмените все подвижные игры — пусть это будет чтение книги или просмотр мультфильма. Кстати, очень полезны в этом случае детские передачи по типу «Спокойной ночи, малыши» — они действуют, как сигнал ко сну.

Какой должна быть реакция родителей

Например: «Маленький Вова полез в шкаф, достал оттуда стеклянный графин. Малыш не знает, как им пользоваться. Графин Вовочка уронил. Тот разбился».

Как быть маме?

Плохим примером будет крик и ругательство в адрес ребенка! Лучше поступить так: «Вовочка, я так испугалась! Я очень-очень расстроилась! Ты мог пораниться, я бы тогда долго плакала (гримасничает)! Пожалуйста, запомни, что трогать мои вещи без разрешения запрещено!» Последняя фраза произносится строгим голосом, указывая на запрет.

Таких примеров множество. Помните, что капризы ребенка во многом зависят от вас. (сейчас мы не говорим о том, когда малыша что-то беспокоит) . Самый трудный в воспитании ребенка до года – это первый месяц. Совершенно нормально когда новорожденный малыш может плакать и капризничать просто так до двух часов в день. Не волнуйтесь, с каждым месяцем вы все больше и больше будете понимать своего малыша. Любите свою капризную кроху!

С форумов: как реагировать на капризы ребенка до года?

Люба Мельник: Бог с вами, какие капризы в этом возрасте. Надо понимать ребенка, если, что называется, капризничает такой малыш — значит есть серьезная причина: плохо себя чувствует, тревожен, голоден.

Нелли: Ребенок не капризничает, он или дает вам знак что где-то у него проблемка или привлекает ваше внимание, так как сказать пока не может.

Алёнушка: ну какие же это капризы? ребенку же даже года нет. он капризничает, потому что его что то беспокоит. он просто сказать не может.

list: целовать, прижимать к себе, носить на ручках, быть с ним всегда и радоваться всему, что он делает…

Винакова: Детки до года не капризничают и уж тем более не «работают на публику»! Они подают сигналы, что их что-то беспокоит. Нам большим тетям и дядям бывает некомфортно и хочется поплакаться кому-нибудь, что же говорить о малышах, которые ничего не знают об этом мире? И как справляться с тем, что беспокоит — конечно плакать!

Iris: Терпеливо разобраться в чем причина. Малыши ведь не делают что-то нам назло — если она ноют или капризничают, значит что-то не так: хочет есть, пить, спать, играть с мамой, что-то болит, реагирует на погоду и т. п. Иногда конечно нервишки не выдерживают, но надо себя контролировать…. чем больше мы нервничаем и раздражаемся, тем сильнее ребенок плачет….

Леля: Я считаю, что нельзя всегда потокать ребенку. Надо давать ему и покричать. Когда у моего сына начинается плач по поводу того, что ему не дают или, когда, что-то запрещают, я все равно настаиваю на своем. Он покричит, видит и понимает, что не добился ничего своим криком и в следующий раз уже относится к запретам спокойнее. Дети очень хитрые и умные. Очень быстро понимают, что могут монипулировать взрослыми и сразу начинают этим пользоваться. Нельзя допускать того, что ребенок становится хозяином положения!

Верунчик: По моему малыш до года ещё не умеет вредничать и наигрывать капризы. Если малыш плачет значет его действительно что-то волнует. Мой сыночек просто так из вредности ещё плакать не умеет, ему 1 год 3 месяца.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама