THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Что делать, если ребенок категорически отказывается читать? Кто-то использует насильственные методы, кто-то быстро отступает и решает, что их чадо обойдется в жизни и без чтения. Оба пути нельзя назвать правильными. Проблема решается гораздо легче. Понять, как приучить ребенка читать книги, как правильно действовать родителям, поможет наша статья.

Из этой статьи вы узнаете

Почему дети перестают читать

Детей, по-настоящему влюбленных в чтение художественной литературы, встретить сегодня удается все реже. Школьники 7–10 лет с трудом отвечают на вопрос: «Какая книга у тебя самая любимая?»

Им проще сказать, какой комикс они последний раз держали в руках, какой мультик смотрели на выходных. Учителя, родители, представители интеллигенции в ужасе. Но это современная реальность. Дети всего мира постепенно перестают читать. Этот факт подтверждают социальные опросы и исследования психологов.

  • Книга несколько десятилетий назад была единственным источником знаний. Современные дети получают информацию через интернет. Чтобы узнать что-либо, не обязательно читать, можно посмотреть видеоролик, послушать вебинар, лекцию.
  • Чтение превратилось в механический процесс. Дети не испытывают удовольствия от общения с классической литературой, сказками, стихами.
  • Общение в соцсетях с помощью смайликов, сжатых словоформ приводит к снижению лексического запаса у детей. Они не понимают значения слов в обычном тексте.
  • Нет положительного примера от родителей. Если дочь или сын видят, что взрослые вечером отдыхают около телевизора или компьютера, то чтение классики тоже считают бессмысленным занятием.
  • Изменились приоритеты. Читающие люди считались грамотной и образованной элитой. Без знаний достичь жизненных высот было сложно. Сегодня это не актуально. Перед глазами детей есть масса абсолютно противоположных примеров.
  • У малышей и подростков не развито воображение. Фантазировать им не дают мультяшки, видеоролики. Их жизнь и без книг полна ярких красок.
  • Переоценка чтения родителями и педагогами привела к его обесцениванию. Дети слишком рано учатся читать, к ним повышаются требования перед поступлением в первый класс. К началу обучения в школе семилетки уже устали.
  • Несоответствие понятий. Родители понимают под чтением сидение за столом и перелистывание страниц. А подростки читают посты в Сети, статьи на тематических сайтах. У старшего поколения складывается мнение, что дети не читают совсем, но это не так.
  • Давление со стороны взрослых. Чем больше мама заставляет ребенка заниматься, тем сильнее становится протест. Это актуально не только для пубертатного возраста, но и для дошкольников. Нужно находить компромисс.
  • Изменилась языковая система общения. Письменная речь в социальных сетях имеет свои законы правописания. В устной речи чаще употребляются глаголы. Количество использований прилагательных, наречий резко снизилось. Такая тенденция затрудняет понимание классики, стихотворений, где множество образных лексем.

На заметку! Россия остается в топе стран по количеству читающих людей. Мы занимаем 7-е место после Китая, Таиланда, Египта, Филиппин, Чехии. По статистике, читающими себя признают 46% грамотного населения, 61% из них - студенты.

Причины нелюбви к чтению у вашего ребенка

Прежде чем решать, как заставить ребенка читать книги самостоятельно без слез и истерик, выясните причину нежелания это делать. Разгадывать эту загадку самим не нужно, спросите школьника напрямую: что ему мешает каждый день уделять книге 1–2 часа или хотя бы минут 30?

Обычно дети отвечают так:

«Зачем читать, если по мотивам книги снят фильм, мультик»

Маленький ребенок ленится или вы предлагаете ему «неправильные» книги. Используйте такую хитрость: заинтересуйте отпрыска сказкой или повестью по просмотренному фильму. Например, «Красавицу и чудовище» - девочкам, «Шрек», «Гарри Поттер» - мальчикам. Не нужно излишне напрягать фантазию для представления места действия, можно вспоминать картинки из фильмов.

«Рассказы, повести - это скукота»

Ребенок может уставать от скучного сюжета. Убеждать и уговаривать его прочесть хотя бы страницу неинтересной книги бесполезно. Пересмотрите детскую библиотеку дома. Если в ней ничего, кроме классики, нет, а эти книги, по мнению родителей, самые лучшие для развития мозга и грамотности, то ситуация становится более понятной.

Предложите школьнику самостоятельно определиться с выбором книги. Учитывайте его возраст, интересы. Например, в начальных классах школьники с удовольствием читают «Приключения Дяди Федора…», а не «Алису в Стране чудес».

«Я устал. Хочу отдохнуть, а чтение утомляет меня еще больше»

Лежать с романом на диване после работы - идеальный вариант отдыха для взрослых. А детям нужно сменить сидячую позу на бег, игры во дворе, так их организм избавляется от умственных нагрузок, набирается сил.

Важно! Обращайте внимание на объем произведения. Если ребенок не хочет читать, выбирайте рассказы в 1–2 страницы. Скоро школьник поймет, что читать легко и не отнимает много времени.

Как много читает ваш ребенок литературы?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

    Вообще не читает, кроме уроков 69%, 223 голоса

    Читает пару раз в неделю по 15-30 минут 17%, 56 голосов

    Читает примерно по 30 минут почти каждый день 8%, 27 голосов

    Читает больше 1 часа каждый день 5%, 16 голосов

26.03.2019

Три характерные ситуации

Современные дети развиваются быстро, многие малыши знают азбуку и начинают читать в 2–4 года. Но это не их желание, а стремление взрослых не отстать от соседей, показать, что их сын или дочь самые способные.

Если метод обучения чтению в раннем возрасте используется в домашних условиях неправильно, дошкольников заставляют проглатывать массу томов неинтересной литературы, то события начнут развиваться по опасному пути.

Расскажем о трех распространенных ситуациях. Если узнаете в них себя, срочно обратитесь за консультацией для родителей к педагогу детского сада или учителю начальных классов.

«Мой ребенок будет лучшим среди сверстников. Научим его любить книги, даже если он этого не хочет».

Образованная интеллигентная мама решила, что ее сынок не будет похож на современных детей, книги станут его постоянными спутниками. Чтобы малыш быстро полюбил читать, будем проводить с книгой целые дни. Если до школы он прочитает всю домашнюю библиотеку, будет самым умным в классе.

Семья направила все силы на обучение сына чтению. В 2 года Коля знал азбуку, в 3 , к 4 годам - самостоятельно осваивал простые сказки.

Тогда перед детсадовцем выстроили ряд нужных книг, которые он должен прочитать до первого класса. Это были не сказки и стишки, а мифы разных народов мира, детские энциклопедии и другая полезная литература. Мама и папа помогали, как могли, убеждали, контролировали объем прочитанного.

Скоро Коля действительно стал самым осведомленным среди одногруппников в детском саду. Но замкнулся в себе, перестал общаться со сверстниками, родителями. После похода к психологу родители узнали, что Коля истощен. Он совсем не хотел читать тома неинтересных повестей и былин, но боялся наказания.

Это яркий пример нестандартного семейного насилия. Ребенок выполняет роль игрушки в руках мамы и папы. Взрослым нужно понять, что чтение не основной источник информации, для получения опыта в жизни необходимо общение с окружающими.

Нельзя растить малыша в изоляции, ставить перед ним невыполнимые задачи, даже если вы их бесконечно любите и желаете только лучшего. У ребенка, оказавшегося в подобной ситуации, нелюбовь к чтению разовьется очень быстро.

«Обучение чтению через компьютерные игры»

Полина в 4 года не знала букв и очень расстраивала этим маму. Родители не смогли без скандалов познакомить ее с букварем, поэтому решили сделать это с помощью компьютерных упражнений. Девочке очень понравилась игра, она быстро усвоила все буквы, но одновременно увлеклась и другими интересными играми.

Она по-прежнему не хотела читать книги, но требовала компьютер ежедневно. Родители поставили условие, если Полина прочитает 1–2 страницы, то получит доступ к гаджету. Девочка читала со слезами на глазах, а потом бежала играть онлайн.

Проблема этой семьи в том, что они не поняли, чем поощрить дочь и как заинтересовать чтением. То есть заменили себя компьютерной игрой. Девочка получила знания, но не применяла их в реальности.

Компьютерные игры мешают развитию фантазии, силы воли, интуиции. Графика, интерактив делают за дошкольника половину работы. Использовать их нужно в минимальном количестве.

Чтение книг - тяжелый труд. Чтобы вообразить картинку леса, где потерялась Маша из сказки «Три медведя», нужно постараться. Но это развивает мозг и интеллект гораздо эффективнее.

«Ребенок читает быстро, но пока не понимает содержания. Мы считаем это нормальным».

Миша в 4 года научился быстро читать. В шесть лет книги поглощались одна за одной. Родители были рады успехам сына. Они похвастались знакомым его достижениями. Ребенка спросили, какая книга у него любимая. Умный парень не смог ответить. Его попросили рассказать, какую книгу он прочел сегодня, вчера? Ответа у ребенка не было.

Оказалось, что Миша не понимает прочитанного, а просто тщательно выговаривает звуки, складывает слова в предложения на радость маме. О содержании сказки не задумывается.

Такое чтение называется механическим. Дети не погружаются в информативное поле произведения. Так читать их учат родители. Ведь мама просит просто прочитать, а не спрашивает, что ему понравилось, что запомнилось. Дети выполняют поставленную задачу полностью.

Механическое чтение свойственно дошкольникам и взрослым детям, которые отмахиваются от учителей, родителей, делают уроки по принуждению, в уставшем состоянии. Чтобы избежать синдрома, нужно следить не только за скоростью речи ребенка при чтении, но разговаривать о сюжете, фантазировать о его продолжении, постоянно заинтересовывать новыми произведениями.

На заметку! В начальной школе у учеников проверяют технику чтения. Многие родители думают, что самое важное - это читать быстро. На самом деле учитывается несколько параметров: скорость чтения, чистота (отсутствие ошибок), соблюдение логических пауз, понимание сюжета текста.

Варианты мотивации

Приучение к книге начинается не в первом–втором классе или детском саду, а еще в младенчестве. Если родители декламируют грудничкам стихи, показывают после 6 месяцев красивые иллюстрации из сборников прибауток и потешек, то взрослый ребенок привыкает к ежедневному чтению быстрее.

  1. Покажите пример. Отпрыски с детства копируют взрослых. Если папа проводит свободное время за гонками в планшете, то сын поступит так же. Читайте сами, сделайте это семейным ритуалом.
  2. Заведите домашнюю библиотеку. Обязательно выделите полку для детских книг. Наполняйте ее по мере взросления детсадовца.
  3. С раннего детства учите с малышом стихи. Заученные фразы развивают связную речь, облегчают восприятие написанного в книгах. Это упражнение помогает избежать механического чтения.
  4. Читайте то, что интересно ребенку. Классическую литературу, списки книг для развития интеллекта, кругозора возьмите на вооружение позже, когда чтение станет ежедневной привычкой.
  5. Сочиняйте истории вместе. Придумывайте продолжение уже прочитанных рассказов, пересказывайте сказки по-новому, добавляйте своих героев в сюжет. Это упражнение развивает воображение, необходимое для восприятия текстов. Чтобы найти источник для фантазии, малыш будет самостоятельно тянуться к новым книгам.
  6. Устраивайте домашние спектакли по мотивам сказок. В 4 года детсадовцам необходимы ролевые игры. Предложите разыграть сценки из любимой книги. Участвовать в представлении должны все члены семьи. Когда запас историй закончится, ребенок попросит новую книгу.
  7. Если дошкольнику совсем не нравится читать самому, предложите делать это вслух по очереди. Возьмите сказку с большим количеством диалогов. Распределите роли. Читайте в театральной, игровой манере, тщательно проговаривайте интонацию речи персонажа. Это должно быть смешно, интересно. Через несколько недель совместного чтения малыш захочет посмешить родных и покажет, чему научился.
  8. Ведите беседы о том, что уметь читать - это здорово. Не нужно нудных нотаций, делайте это исподволь, без истерик. Например, когда малыш задаст вопрос, скажите, что в этой книге на него есть ответ. Если бы ты умел читать, то обязательно все знал.
  9. Если ребенок читает плохо, отвлекается, используйте диафильмы. Картинки с текстом держат внимание сконцентрированным, помогают развивать воображение.
  10. Играйте с книгой. Используйте метод иллюстрирования, копирования картинок из сборника. Малыш почувствует себя сопричастным к созданию книги.

Часто родители путают понятия «любовь к книге» и «необходимость ежедневного чтения». Запугиваниями, истериками привить восторженное отношение к литературе нельзя. Дайте малышу понять, что книга - источник таких знаний и ощущений, которые нельзя получить из телевизора, компьютера. Любите чтение сами, тогда ваше чадо последует примеру взрослых.

Важно! В раннем возрасте и начальных классах не давайте ребенку читать электронный вариант книг. Чтение не только зрительный процесс, но и тактильный. Любовь к книгам начинается с прикосновения к шуршащим страницам, ощущения запаха типографской краски.

А вот, что советует детский психолог Марина Романенко.

Способов приучить ребенка к чтению много, выберите один или несколько сразу. Памятка с рекомендациями поможет не запутаться.

  1. Проанализируйте интересы детей. Если сын читает комиксы один за другим, а толстые книги наводят на него ужас, купите красочную книгу с небольшими текстами. Не заставляйте сразу читать больше, чем он привык. Увеличивайте объемы текста постепенно.
  2. Не заставляйте читать книгу, которая, по вашему мнению, обязана быть ему интересной. У ребенка могут быть свои предпочтения. Дайте ему такую литературу, которая не оставит равнодушным.
  3. Найдите в книге что-то необычное. Разберите сюжет произведения, заденьте чувства малыша за живое, заинтересуйте по-настоящему.
  4. Подбирайте литературу по возрасту. В 3–5 лет читайте сказки, в 6–10 познавательные энциклопедии, в положите на детскую полку книги о межличностных отношениях.
  5. Используйте читательский дневник. В нем нужно писать название произведения, имена героев, свои впечатления от книг. Это своеобразная доска достижений. Обязательно хвалите ребенка за труд, обращайте внимание на сделанные записи, подчеркивайте, что он теперь так много знает.
  6. Ставить условия и принуждать силой нельзя. Под запретом такие фразы: «Не пойдешь гулять, пока не прочтешь…», «Будешь наказан, если не сядешь за стол с книгой…» Угрозы порождают протест. Ультиматумами любви к чтению добиться невозможно.
  7. Маленькому ребенку, дошкольнику не дочитывайте сказку до конца. Предложите узнать концовку самому. Делайте так чаще, и ребенок постепенно приучится читать.
  8. Правильно подавайте книгу. Не нужно класть сборник на стол и нравоучительно сообщать, что он должен быть прочитан к концу следующей недели. Оставьте его на видном месте. Хитро сообщите, что купили очень интересный экземпляр популярной среди подростков или первоклассников книги, если хочешь, прочитай. Рано или поздно ребенок заинтересуется.
  9. Выбирайте сборники вместе, обращайте внимание на художественное оформление издания. Маленьким детям прочитывать книгу без картинок скучно, а подросткам иллюстрации важны для понимания содержания, особенно если это фэнтези, научная энциклопедия.

Еще один интересный вариант приучения к чтению подойдет общительным семьям. Заинтересуйте литературой друзей подростка. Создайте домашний клуб книголюбов. Приглашайте школьников в гости 1–2 раза в неделю, обеспечьте их хорошей библиотекой, подталкивайте к выбору произведений обсуждением литературных новинок.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Каждый родитель сталкивается в своей жизни с этапом, когда ребенок готовится идти в 1 класс. Кто-то начинает подготовку с 5 лет, кто-то с 6, если ребенок идет в школу с 7 лет. Тем не менее, чтения не избежать. Как же мы поступаем с ребенком чтобы заставить его читать? Сколько нервов мы на это тратим? А почему? Зачем мы насилуем ребенка делать то, что он не хочет? Дело вот в чем, в настоящее время пришла эпоха “сравнения”, сравнения родителей. Что ни в коем случае не принесет пользу ребенку, а только вред, но мы об этом даже не подозреваем. Мы же смотрим на других детей и сравниваем со своими, и не дай бог наш чем-то будет хуже других! Так вот, еще не было случая, чтобы выпускник школы не умел читать . Все просто. Все дети разные, никогда не сравнивайте ребенка с другим, иначе у него будет занижена самооценка с детства, и он все время будет чувствовать себя хуже остальных. У кого-то хороший почерк, но он может медленно читать, кто-то пишет как “курица лапой”, но иметь такой мощный ум, кто-то плохо читает, переставляет буквы, но имеет настолько сильные творческие способности, что сам об этом пока не знает. Все дети уникальные и талантливые, просто не все родители могут разглядеть и раскрыть этот талант.

Способы мотивации к чтению

Многие пишут, что “Если вы читаете книги, то своим примером вы можете показать ребенку, что это интересно”. Хотя здесь я могу поспорить. Отец моего супруга очень начитанный человек, у него дома огромная библиотека, он знает каждую книгу, где она лежит и о чем она. Но это никак не отразилось на его сыне. Он просто не любит читать. Его интересовала техника и все, что связано с ней.

Ребенок сам должен прийти к любви к книгам. А главное - это книга, которую он выберет сам, а вы ему в этом поможете. Например, вы говорите:

  • “Я видела у твоей подружки такую книжку красивую и интересную она читает, спроси как она называется”.
  • “Посмотри, у нас в шкафу есть хоть какие-то интересные книги?”
  • “Представляешь Маша читает такую же книжку, как мы тебе купили!”

Если у вас подходящей книги не нашлось, что удовлетворило бы ребенка, купите ту книгу, которую он выберет сам. С иллюстрациями и короткими текстами. У нас была дома книга, которую выбрала наша дочь, “Золушка”.

Я была удивлена, когда услышала из коридора, что она читает. Она увлеклась чтением. И в этот момент важно поддержать интерес. Присоединитесь, попросите почитать для вас, слушайте с интересом, дискутируйте. Сделайте ритуалом вечернее чтение, что вы заснуть не можете, насколько вам интересны дальнейшие события книги, а ребенок важный персонаж в этом. Только она (он) может так хорошо почитать для вас!

Бывает так, что родители не могут заставить ребенка читать. Поначалу дети читают с трудом, но со временем вырабатывается навык. В итоге ребенок читает хорошо, однако интерес к литературе либо остается, либо пропадает.

Родителям не стоит отчаиваться, ведь главное, привить ребенку желание узнавать новое, посредством чтения.

Не следует давить на свое дитя, требовать от него невозможного. Безусловно, каждая мать и отец хотят, чтобы их ребенка хвалили, в частности за успеваемость в школе. Но не следует забывать о том, что нынешние требования и стандарты образования кардинально отличаются от предыдущих, причем не в лучшую сторону. Учебная программа стала весьма сложной и перенасыщенной.

Иногда учителя дают ребенку чересчур интенсивную нагрузку. Юное создание не знает, как справиться с ней. В последствие этого, могут возникнуть состояния безысходности, протеста против перегруженности.

Значительное влияние на детскую психику оказывает компьютер, интернет. Если еще 10-15 лет назад люди получали информацию, читая газеты, журналы, книги, то сейчас ключевую роль в познавании мира играет интернет. Ребенку, как правило, не интересно извлекать информацию из сети, в интернете ему хочется пообщаться с друзьями либо поиграть в игры. Часто возникает интернет-зависимость и дети все свободное время проводят за компьютером. Попытки родителей оторвать его от любимого увлечения, заканчиваются истериками. С такой зависимостью, несомненно, нужно бороться. Необходимо, чтобы ребенок отвыкал от интернета постепенно. Мама должна заинтересовать свое дитя. Показать, что общение, игры с родителями куда более приятней, интересней, чем компьютер.

Родителям также следует проводить как можно больше времени с детьми, делать вместе домашние задания, ходить на прогулки, играть в подвижные, развивающие игры. Таким образом, семейная любовь окрепнет, а у малыша появиться желание проводить время с мамой и папой, возникнет доверие к ним, ребенок искренне будет рад удивить родителей.

Ошибкой в воспитании детей является навязывание определенного занятия, к примеру чтения. Родители не должны упрекать свое чадо в том, что ему не нравится читать. Причинами отсутствия интереса могут быть лень, усталость или просто желание отдохнуть от учебы, умственной нагрузки. Ожидания родственников по поводу успехов и достижений могут поставить ребенка в тупик, способствовать его чрезмерному напряжению и даже паники. Излишняя требовательность родителей может привести к потере контакта с ребенком. Он непременно станет капризничать, поступать наперекор требованиям.

«Как заставить ребенка читать», интересуются многие, при этом забывая о том, что слово «заставить» носит негативный смысл, значение принуждения. Каждому человеку неприятно, когда его заставляют, приказывают что-либо сделать, ребенку в особенности. Чтение должно приносить удовольствие, а не быть принудительным процессом.

Следует знать о том, что чтение и письмо являются завершающим этапом подготовки детей дошкольного возраста. Если ребенок умеет читать и писать, значит у него уже развиты такие познавательные функции, как воображение, внимание, самоконтроль, стремление и желание развиваться. Еще раз следует повториться, что детей не следует перегружать знаниями. Порой родители пытаются научить ребенка читать, когда ему нет еще 3-х лет. Это неправильно. В таком возрасте головной мозг полностью не сформирован, усвоение информации практически невозможно.

Известно, что в возрасте 4-5 лет юное создание активно проявляет интерес к буквам, надписям, которые видит, к речи говорящего. Это свидетельствует о том, что ребенок готов к мыслительной деятельности, запоминанию букв, слов, чтению и правильному воспроизведению речи.

Еще одно простое правило, которое поможет в развитии детей. Родителям необходимо продемонстрировать, что книга нужный предмет в повседневной жизни. Например, мать может часто читать, узнавать какие-либо полезные детали из книг, журналов, газет. Таким способом, ребенку будет подаваться хороший пример. Если родители не читают, чтение может показаться ребенку бесполезным. Папа и мама также должны заниматься самообразованием, с каждым днем узнавать что-нибудь новое, полезное. Ребенок начнет подражать родителям, что несомненно принесет ему пользу и радость.

В возрасте 10-14 лет дети могут и не читать то, что предусмотрено школьной программой, но интересоваться различными комиксами, сказочными произведениями. Со временем ребенок почувствует взросление и комиксы покажутся ему неинтересными. Что касается подросткового возраста, следует отметить, жизнь детей меняется. С их стороны больше внимания уделяется сверстникам, общению. Пропадает интерес к учебе. Однако если ребенок чрезмерно увлекается чтением, можно предположить, что таким способом он замыкается в своем внутреннем мире, с общением у него имеются проблемы.

Нередко у детей возникают речевые трудности. Сам процесс речи, чтения, письма становится затруднительным. В таком случае родителям стоит уделить ребенку особое внимание, как можно чаще тренировать его мыслительные способности.

Чтение довольно нелегкий процесс восприятия информации. Детям порой трудно освоить хорошую технику чтения, ведь это нелегко и требует значительных усилий. Родителям следует объяснить, что чтение должно приносить удовольствие, ведь только тогда этот процесс будет казаться не в тягость. Важно, чтобы ребенок понял все преимущества чтения, извлек из этого приятный и полезный опыт.

Что касается стихотворных произведений, они играют значительную роль в образовании и развитии детей. Родителям следует читать как можно больше стихов, таким образом тренируется память, укрепляется логическое мышление. Необходимо подбирать хорошие стихи, чтобы у ребенка просыпался живой интерес к рифме, игре слов. Несомненно полезными станут игры на запоминание слов, загадки. К развитию малыша следует подходить с разных сторон. Нужно чаще посещать детские культурные мероприятия, водить его в театр, слушать классическую музыку. Важно, чтобы ребенок развивался как полноценная культурная личность. Интересными как для родителей, так и для детей могут быть выставки картин. Дети хорошо воспринимают роспись предметов интерьера, декоративные фигурки и т. п. Малыша посещает вдохновение. Также можно посетить различные кукольные театры, цирковые представления, ледовые шоу и т. п. Некоторым детям нравится бывать на танцевальных выступлениях, веселая энергичная музыка, несомненно вызывает у ребенка восторг и восхищение.

Стоит ли выжимать из любимого чада семь потов, заставляя его корпеть над тетрадками летом, — личное дело каждого родителя. На мой взгляд, урезать и без того короткие каникулы — это просто преступление. И какие бы благие намерения ни руководили взрослыми тётями и дядями: желание подтянуть дитятко по учёбе, не дать забыть те крохи знаний, которые были приобретены им в процессе учебного года и прочее, и прочее, — беспрерывный обучающий марафон без права "перекура" — как минимум, злодеяние, с какой стороны на это ни смотреть.

Казалось бы, все мы, родители, как и полагается, желаем своим отпрыскам исключительно самого лучшего, порой не замечая того, что это "лучшее" приводит к неожиданным и зачастую плачевным результатам. Руководят нами, естественно, благие намерения, но ведь издавна известно, что ими вымощено. А вот что кроется под нашими благими намерениями, это ещё вопрос. Будучи педагогом с двадцатилетним стажем преподавания в школе, я не раз встречалась с тем, что родительское желание "сделать как лучше" заставляло детей прыгать выше головы, изо всех сил силясь соответствовать . И порой эта планка настолько высока, что дети буквально "ломались", не выдерживая тяжести, лежащей на их хрупких плечиках неподъёмной ношей.

Несколько лет назад у меня учился мальчик. Самый обыкновенный мальчик, каких не много и не мало. Вряд ли его можно было назвать гениальным. Если честно, звезд он с неба не хватал: всё, чем он мог похвалиться, доставалось ему большим трудом. Но в классе он был одним из лучших, в школе негласно числился кандидатом в медалисты и был всеобщей гордостью, потому что сидел над учебниками день и ночь. И не фигурально, а в прямом смысле этих слов. Всё, что задавалось преподавателями по всем предметам, он делал "от и до", от строчки до строчки, исправно исписывая десятки тетрадок конспектами и упражнениями. Внешне создавалось ощущение, что мальчик усердствует исключительно по собственной инициативе, просиживая за письменным столом ежедневно многие часы, но это было не совсем так. Молясь на сына, словно на икону, родители свято верили в его исключительность, видя в нём необыкновенный феномен и принимая его "одарённость" за нечто необыкновенное, данное им в награду за что-то такое, чему они и сами не знали названия, но чего они явно заслужили всей своей жизнью.

Воспринимая исключительность сына как дар свыше, они тянули из себя последние жилы, нанимая дорогих репетиторов. Недосыпая и недоедая, они отдавали ему последнее, лишь бы "вывести в люди", не задумываясь о том, чего эта гонка стоила ему самому. Видя нечеловеческие усилия родителей, отрывающих от себя ради него последнее, и будучи человеком светлым и благодарным, мальчик не просто занимался, а вгрызался зубами в науки, боясь только одного: чтобы нечеловеческие усилия его любимых и родных людей не пошли прахом.

Это было похоже на снежный ком. Слов "выходные" или "каникулы" для ребёнка не существовало. По-моему, там не существовало вообще ничего, кроме одного огромного "надо", вбитого в голову бедолаги железными гвоздями. На мои попытки вмешаться и объяснить, что такой подход может обернуться бедой для самого мальчика, родители удивлённо раскрывали глаза и неизменно отвечали, что эта нечеловеческая гонка — выбор самого ребёнка, а ни в коем случае не их инициатива. Что можно было возразить на эти слова? Внешне, опять же повторяю, — внешне они не давили и не жали, но своими амбициями загоняли своего собственного ребёнка в угол.

Одиннадцать лет бесконечной нагрузки сделали своё дело: с мальчиком произошёл нервный срыв с чудовищными последствиями. Не выдержав нечеловеческой нагрузки, перед самыми выпускными экзаменами, он слег с температурой сорок почти на месяц. Ни таблетки, ни травы, ни инъекции — ничего не могло вывести его из этого состояния. Что пережили за этот месяц сами родители, сложно даже представить, но ни разу, ни на один миг, им не пришло в голову, что болезнь мальчишки — не несчастная случайность, которая может помешать всему его светлому будущему, а расплата за их собственные непомерные амбиции. Как им удалось заставить сына воспитать такое чудовищное чувство долга, которое невозможно не то что таскать за собой — сдвинуть с места, неизвестно, но их история — наглядный пример слепой родительской любви, приведшей к плачевным результатам, и, по-моему, нельзя с этим не согласиться.

Хорошо, скажете вы, родительские амбиции — случай относительно экзотический, редкий, равняться на который или нет — личное дело каждого. Но как быть с тем, что ребёнок элементарно не успевает по одному или нескольким предметам, и лето — его единственный шанс нагнать всё, что пропущено и не утонуть окончательно?

Допустим, школьный год выдался по каким-то причинам сложным: ребёнок много болел, пропустил массу нового материала и по той или иной причине существенно отстал от класса. Допускаю, что такой случай возможен, мало того, что такая ситуация встречается сплошь и рядом. Но даже этот вариант не повод заставлять работать маленького человечка летом. Подумайте сами, проболев чуть ли не весь учебный год, ослабленный, измотанный до крайности, он будет корпеть над учебниками ещё и лето. И в каком состоянии, по-вашему, он выйдет на учёбу в новом году? Цветущим, отдохнувшим и полным сил? Вот уж вряд ли. Умотанный, не отдышавшийся, вялый, следующий учебный год он вообще завалит, это однозначно.

Подумайте сами, вы же идёте в отпуск? И лучше, если отпуск летом, да? И куда-нибудь к морю, с книжечкой, на шезлонг. Или на дачу, к любимым грядкам. Или ещё куда-нибудь. Это уж как кому больше нравится. Но отпуск всё же нужен, правда? А ему? Или ей? Или им отпуск не нужен? Или вы всерьёз считаете отпуском те несчастные пять-шесть дней, которые именуются осенними или весенними каникулами, и из которых ровно половину, если не больше, "добрая" школа принуждает ваше чадо посещать "добровольные" мероприятия? Тогда вы глубоко ошибаетесь, потому что мало того, что сколько-то дней из каникул ребёнок вынужден отдать на благо коллектива, так ещё и домашних заданий ему на эти самые каникулы задано много. Радуясь подходящему случаю, всё, что по каким-то причинам не было пройдено в учебное время, скидывается на многострадальную голову ребёнка в каникулы. И то, что ему остаётся непосредственно на отдых, иными словами, как кошкины слёзы, и не назовешь.

И вот наступает лето, сдаются в библиотеку ненавистные учебники. Казалось бы, все мучения позади, и можно наконец-то свободно вздохнуть, и вот тут-то добрые родители и проявляют заботу, от которой любому нормальному ребёнку выть хочется. Первой реакцией на подобную инициативу старшего поколения является недоумение и слабая надежда на то, что родичей удастся каким-то чудом вразумить, но через день-два (это в лучшем случае, а иногда и мгновенно), на смену недоумению приходит негодование. Между прочим, вполне законное, и, как следствие этого, неприятие учёбы вообще. В зависимости от количества летних занятий это неприятие переходит в просто ненависть или отчаянную ненависть.

Обозлившись и проклиная всё на свете, маленький человек начинает переживать, горевать и искренне страдать. Не в силах противостоять родительскому нажиму, он садиться за уроки, но никакого прока от таких занятий нет. Царапая под диктовку, он выводит страницу за страницей, делая одни и те же ошибки, потому что голова забита совершенно другим. Думая о том, что все его друзья играют во что-то интересное без него, он по-настоящему переживает своё несчастье, и никакие запятые не могут удержаться в его памяти, как бы он ни старался угодить радеющим о его благе родственникам.

Особенно "продуктивно" проходят такие диктанты, если родитель сам не особенно грамотен или не обладает навыками методики преподавания предмета, что, впрочем, встречается гораздо чаще. Зная правильное написание или простановку того или иного знака, он не может объяснить, отчего это делается так, а не иначе, и, подчеркнув все ошибки в писанине, глубокомысленно изрекает: "Посмотри, деточка, и запомни, чтобы в следующий раз такого уже не допустить". Очень мудро, скажу я вам. От таких занятий толка не может быть никакого, кроме вреда. Мало того, что ребёнок так и не поймёт, почему он ошибся, так ещё и зря потратит драгоценное каникулярное время. А если такой "тренинг" будет длиться изо дня в день, то в голове вообще будет каша, расхлебать которую даже профессионалу впоследствии будет ох как непросто.

Но что же делать, скажете вы, если ребёнок на самом деле отстал от программы? Понятное дело, что здоровье любимого ребёнка бесценно, и никакие школьные оценки не окупят его потери. Но запускать учёбу, пуская всё на самотёк, — тоже не лучший вариант. С этим никто не спорит. Если ребёнок нуждается в вашей поддержке, необходимо помочь ему, но эта помощь должна быть разумной и идти ему на пользу, а не во вред.

Желательно, чтобы сапоги тачал сапожник, а картины писал всё же художник, а не наоборот, а потому будет идеальным вариантом, если в помощь сыну или дочери родители пригласят специалиста, занимающегося репетиторством профессионально.

Если такой возможности в семье нет (в связи с материальными или какими-либо иными проблемами), то возможны занятия и на уровне ребёнок-родитель. Единственным условием при таком варианте помощи должно быть грамотно подобранное пособие, обязательно включающее в себя ключи (ответы на все необходимые вопросы) и исчерпывающие пояснения к этим ключам. Подобные сборники существуют практически по любому предмету — будь то математика, русский язык или что-то иное.

Перед тем, как начать занятия, целесообразно проконсультироваться с преподавателем, ведущим предмет в школе, или с каким-либо другим специалистом, компетентным в этой области. И ещё: время, отведённое для отдыха ребёнку, должно использоваться по назначению, то есть для отдыха, а не для латания "дыр". Жалейте своих детей, насколько это возможно, не взваливайте на их плечи больше, чем они могут унести, и тогда у них будет всё хорошо. Жалейте своих детей, а значит, любите, потому что больше этого делать некому.

Дремова Ольга, преподаватель

Как убедить своего малыша, что читать необходимо? Следует ли тратить время на разговоры или следует ребёнка просто заставить читать? Что делать родителям, у которых опускаются от отчаяния руки? Попробуем порассуждать на эти темы. Мы подготовили перечень самых важных рекомендаций, как заставить ребенка читать и стоит ли это делать:

1) Современный мир

Читать книги - это прекрасно. Однако не следует не забывать, в какое время мы живём. Ещё каких-то десять лет назад информация воспринималась совершено по-другому. Раньше чтение книг, газет, журналов являлся основным способом получения информации. Сегодня же практически любую информацию мы получаем из Интернета. Поэтому часто требования родителей относительно чтения не совсем адекватны, поскольку мамы и папы не учитывают современного ритма жизни.

2) Подмена смыслов

Довольно часто в своих ожиданиях мамы и папы слишком эмоциональны. В строгих и докучающих нотациях могут проскакивать выражения: «если ты не будешь читать, то вырастешь неудачником…». Это подмена понятий. Родителям стоит делать правильные акценты «читать - это увлекательно и интересно», на выходе получаем: «читать - это правильно, необходимо».

Если родители в своих воспитательных процессах не поменяют «минус» на «плюс» (недовольство и критику на поощрение), у ребёнка появиться комплекс «не соответствия ожиданиям», а сам факт чтения превратиться в «пунктик», который вызывает напряжение и протест. Тогда уже точно придется постоянно заставлять ребенка читать и ни к чему хорошему это не приведет.

3) Переутомление

Не секрет, что современные дети подвержены бОльшим умственным нагрузкам, чем предыдущие поколения. Сегодня наблюдается общая тенденция нагнетания обстановки как вокруг чтения, так и вокруг подготовки детей к школе. Малышей чуть ли не с пелёнок заставляют зубрить букварь и читать по слогам. Из-за этой гонки на опережение, в жизни современного малыша обучение стало занимать слишком много времени, а требования мам и пап постоянно растут. Родители часто навязывает ребёнку сугубо своё видение мира, наивно полагая, что, если ребёнок умеет читать, к школе он точно готов. Это огромное заблуждение. Чтобы подготовить малыша к школе, родителям следует уделять больше внимания общему развитию малыша: мелкой моторике, физической подготовке, логике мышления, психологической адаптации к социуму. И тогда умение, и желание читать приложится само по себе.

4) Читающие родители

Для правильного приобщения ребёнка к чтению крайне важна общая домашняя атмосфера. Если малыш видит, что домочадцы проводят свободное время у телевизора, сложно представить, что крохе захочется самостоятельно взять в руки книгу. Поэтому в этом процессе очень важен личный пример. Во время обучения чтению необходимо изолировать все отвлекающие факторы, исключением разве что может являться негромкая классическая музыка, заранее подобранная специально под сюжет книги.

5) Диафильмы

Хорошим мотиватором для приобщения к чтению послужат диафильмы, которые помогут заинтересовать самого непоседливого читателя. Сама атмосфера таинственных приготовлений, волшебный луч диапроектора и белый экран настроят ребёнка на что-то волшебное и увлекательное. Яркие кадры «мультика на стене» более живые и насыщенные, чем рисунки на страницах книг. А небольшие подкрепляющие тексты не вызовут переутомления и скуки.

6) Читаем вместе

Еще одним верным способом является совместное чтение книг перед сном (например 20-30 минут). На первых порах вы сами читаете ребенку захватывающую литература, но на самом интересном месте останавливаетесь со словами: «Ой, наше время читать вышло. Что будет дальше мы узнаем завтра». Таким образом у ребенка появляется интерес и интрига к продолжению и самостоятельному прочтению вне положенного времени.

А самое главное - родителям следует быть более терпеливыми и внимательными, и тогда Ваш ребёнок свои первые шаги в огромном литературном мире сделает легко и с удовольствием.

Сергей Василенков для Женского журнала "Прелесть"

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама