THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Создание настроения в лабораторных условиях

Чтобы вызывать душевный подъем, подавленное или тревожное состояние и др., в лабораторных условиях используется целый ряд методов. Для нас в данном слу­чае интерес представляет приподнятое настроение, или душевный подъем. Теперь мы знаем, насколько эффективны эти методы, как в целом меняется настроение испытуемых, а также и то, многие ли люди восприимчивы к таким воздействиям и в течение какого времени сохраняется эффект.

Первый метод, получивший широкое распространение, изобретен Велтеном (Уекеп, 1968). Испытуемых просят сначала про себя, а затем вслух прочитать ряд утверждений типа: «Я чувствую себя действительно отлично», «Я ощущаю боль­шую радость». Они должны постараться «войти» в предлагаемое эмоциональное состояние. Сначала список состоял из 60 высказываний, позже его сократили до 25. Вестерманн и соавторы (\Уе5(;егтапп еС а1., 1996) проанализировали результаты 46 работ, проводившихся с использованием метода Велтена. Авторы выявили, что степень воздействия этого метода на изменение настроения составляет 0,38 (в до­лях стандартного отклонения) (табл. 13.1).

Таблица 13.1

Степень воздействия разных методов создания настроения на эмоциональное состояние испытуемых

Источник: \Уе51:егтапп е{ а1., 1996.

234 Глава 13. Улучшение восприятия жизни

Проведя аналогичный анализ, Джеррардс-Гессе, Спис и Гессе (СеггагсЬ-Неззе, 5р1ез, & Неззе, 1994) показали: при использовании указанного метода настрое­ние меняется у 67% испытуемых. Без сомнения, это действенный способ, однако вызываемое с его помощью приподнятое настроение длится недолго; по данным Фроста и Грина (Ргоз1 & Сгееп, 1982), около 10-15 минут. Некоторые ученые от­мечают, что метод Велтена вызывает только те эмоции, которые, по мнению ис­пытуемых, от них ожидаются; следовательно, всякое явное изменение настрое­ния обусловлено «требуемыми характеристиками». Впрочем, как установлено в ряде исследований, при использовании метода Велтена реакции испытуемых, воз­никающие во время чтении прилагательных, отличаются от тех, что они сами от себя ожидали (Рте§ап & 5еН§тап, 1995). Помимо этого, данный метод не толь­ко вызывает поведенческие реакции, но и отражается в самоотчетах, о чем сказа­но несколько ниже (\Уе5Г.егшапп еС а1., 1996).

Изучались и другие методы по созданию настроения в лабораторных условиях. Средние показатели степени воздействия каждого из них, обнаруженные в ре­зультате метаанализа, приводятся в табл. 13.1. Наиболее эффективный - метод «фильм/рассказ». Испытуемым демонстрируется волнующий фильм, или их про­сят прочитать эмоциональную историю. Кроме того, им предлагают принять учас­тие в истории и прочувствовать все события; это добавочный элемент в регулиро­вании настроения (в табл. 13.1 он обозначен знаком «+»). Когда применяется этот дополнительный элемент, наблюдается гораздо более сильный эффект (0,73 в срав­нении с 0,53). В качестве повышающих настроение фильмов используют фрагмен­ты из комических лент с участием Питера Селларса, Джона Клиза и других коме­дийных актеров; иногда привлекаются «купюры» - последовательность не вошед­ших в картину эпизодов, когда актер сбился с роли. Демонстрируются очень забавные видеоматериалы; в главе 5 отмечалось, что юмор непосредственным, по­зитивным образом сказывается на настроении.

Метод «фильм/рассказ» весьма эффективен, особенно если вводятся дополни­тельные требования (в этом случае он воздействует на всех испытуемых). Данные об успешности разных методов приводятся в другом обширном исследовании, по­строенном на метаанализе многочисленных работ, авторы которого - Джеррардс-Гессе с коллегами (Сеггаг^з-Неззе ег. а1., 1994).

Раньше считалось, что музыка - мощный метод создания настроения, но теперь известно: степень ее воздействия составляет лишь 0,32, правда, использование дан­ного метода приводит к успеху в 83% случаев, его действенность зависит от вида используемой музыки. Кларку (С1агк, 1983) удалось с ее помощью сильно повли­ять на настроение испытуемых.

Мне удалось услышать его записи: чтобы вызвать приподнятое настроение, он использовал жизнерадостный концерт для трубы Гайдна, а чтобы испытуемые впа­ли в подавленное состояние, он проигрывал им сюиту Прокофьева, прокручивае­мую к тому же в два раза медленнее обычного темпа. Кларк ставил перед собой исключительно исследовательские цели, - это не было обычной терапией. Пробле­ма, касающаяся эффективности данного метода, обусловлена во многом вкусом: людям нравится разная музыка (Саг1ег е1 а1., 1995).

Создание настроения в лабораторных условиях 235

Еще один эффективный метод - «подарок». Обычно последний не ожидается, например это плитка шоколада, банка лимонада, монетка (0,38). Хотя, несомнен­но, степень воздействия более существенных подарков окажется сильнее.

Под методом «воображения» понимается следующее: людей просят в течение некоторого времени, например 20 минут, подумать о каком-то счастливом собы­тии в прошлом, вспоминая его «во всех подробностях». Степень воздействия дан­ного способа выше, если в памяти вызываются конкретные образы. Этот вид ис­следований мы описывали в главе 3. Тогда подчеркивалось, что роль счастливых воспоминаний значительнее, если задание выполняется в парах и люди расска­зывают об этих событиях друг другу, а также когда пары образованы из друзей (Аг§у1е е1 а!., 1989). Метод «обратной связи» означает поощрение удачного вы­полнения какого-то теста или задания. В обычной жизни, за стенами лаборато­рии, успешная сдача экзаменов или повышение по работе - очевидные источни­ки радости.

Еще один эффективный способ, названный «социальное взаимодействие», за­ключается в следующем: участник эксперимента знакомится со своим - очень ве­селым - напарником, или ему предоставляется возможность «помочь» нуждающе­муся. Данные методы сказываются на настроении испытуемых не очень сильно (0,27). Правда, это умеренные виды благоприятного социального взаимодействия. Вполне возможно разработать и какие-то более сильные по позитивному воздей­ствию формы общения. Шехтер и Зингер (5сЬасЬ1ег & 5т§ег, 1962) в своем класси­ческом эксперименте, направленном на создание у испытуемых позитивного эмо­ционального настроя, задействовали напарника, по-настоящему страдающего ма­ниакальным синдромом.

«Выражение лица» - метод, основанный на механизме обратной связи, кото­рый использовался в экспериментах, проводившихся Лэрдом (ЪаМ, 1984) и дру­гими учеными. Они просили испытуемых изобразить на лице выражение, соответ­ствующее положительным эмоциям. Предложенный способ обладал определен­ным эффектом, хотя и сказывался на настроении слабее, чем другие методы.

Итак, мы видим, насколько существенное влияние оказывают на настроении людей перечисленные методы и какой процент испытуемых реагирует на такое воздействие. Зададим теперь следующий вопрос: как долго сохраняется эффект искусственно созданного настроения? В нем вся соль, ведь именно этим и опреде­ляется, полезны ли различные способы создания настроения на практике.

Как правило, наблюдения свидетельствуют о краткосрочном влиянии метода Велтена (около 10-15 минут), - к такому выводу пришли Фрост и Грин (РгозС & Сгееп, 1982). Однако Синклер и соавторы (5тсЫг е1 а!., 1994) доработали вари­ант этого метода: в новой версии количество утверждений составляет 60, а испы­туемым дается «инкубационный» период, чтобы они смогли полностью войти в нужное эмоциональное состояние. В этом случае воздействие продолжается на протяжении 35 минут. Метод небольших подарков тоже оказывает краткосрочное воздействие (вероятно, подарки посущественнее оказались бы более действенным методом). Продолжительнее влияние комедийных фильмов на настроение испы­туемых.

236 Глава 13. Улучшение восприятия жизни

В приведенном перечне различных способов отсутствует метод физических упражнений. Однако, как упоминалось выше, 10-минутная бодрая прогулка поло­жительно отражается на настроении, причем эффект длится почти 2 часа. Более напряженные занятия спортом улучшают настроение на весь день (иногда даже на следующий день человек продолжает ощущать полученный тонизирующий эф­фект). Таков один из наиболее простых и в то же время действенных методов со­здать приподнятое настроение.

В предложенном нами ряде способов улучшить настроение отсутствует еще один - применение наркотических веществ, которое обычно в лабораторных экс­периментах невозможно (автор, правда, для этой цели использовал - в незначи­тельных дозах - алкоголь). Как было показано выше, прозак и другие антидепрес­санты способны оказывать это влияние; достоинства подобной «терапии счастья» мы обсудим ниже. Как бы то ни было, добиться длительного эффекта вполне ре­ально, если обратиться к значимым жизненным событиям и приятным занятиям, которые происходят вне стен лаборатории, - далее мы остановимся на этом более подробно.

Аналогичные исследования, в которых у испытуемых, наоборот, стремились вызвать депрессию, показывают, что это сделать проще, нежели породить ощуще­ние счастья (уровень воздействия в данном случае составил 0,53, тогда как соответ­ствующий показатель для счастья достигает лишь 0,41). Наиболее эффективным методом и здесь оказался «фильм/рассказ+»; далее - сообщения о неуспешном вы­полнении теста, метод воображения и, наконец, метод Велтена. Манипуляции с вы­ражением лица в данном случае вообще не давали результата. Что же касается по­дарков, то не было придумано какого-то приемлемого негативного аналога (\Уез-1егшапп е1 а1., 1996). Известны, скорее, пути наказания человека - штрафы.

Указанные процедуры влияют не на всех; кто-то более восприимчив, кто-то менее. В главе 10 отмечалось, что на экстравертов сильнее воздействуют методы создания позитивного эмоционального настроя, а на людей, у которых ярко выра­жен показатель нейротизма, - процедуры, вызывающие отрицательные эмоции. Этим фактом мы отчасти и объясняем, почему, как правило, экстраверты счастли­вы, а невротики - нет.

Позитивные жизненные события

Способы создать настроение, рассмотренные выше, позволяют его улучшить, но незначительно и на краткий период. Теперь обратимся к событиям и занятиям, которые встречаются в реальной жизни и влияют в большей мере.

Обычно источником несчастья, психических расстройств и физических недо­моганий, который, кстати, хорошо изучен, выступают стрессовые события. Верно ли тогда, что позитивные ситуации оказывают аналогичное (но в противополож­ном отношении) воздействие?

Имеются в виду такие события, как спорт и физкультура, социальные ситуации, успех и признание на работе, концерты и церковные службы, встречи в клубе и сек­суальные отношения. Большинство из них невозможно воспроизвести в лаборатор­ных условиях. Они также во многом отличны от упоминавшихся стрессовых обсто-

Позитивные жизненные события 237

ятельств, подобных несчастным случаям - нежеланным и неожиданным. Радость нередко случается неожиданно: например, внезапными оказываются подарки, при­глашения, непредвиденные встречи с друзьями, успех, влюбленность. Однако чаще люди ищут такие радостные моменты, заранее планируют их, или же вообще они включены в ход жизни (например, таковы футбол или танцы по субботам).

В табл. 13.2 показано, как оценили некоторые позитивные события студенты Оксфорда. Таблица 13.3 представляет собой аналогичные оценки, полученные при обращении к выборке американских студентов.

Таблица 13.2 Позитивные жизненные события: оценка студентов Оксфорда

Влюбленность 78,0

Сдача экзамена или получение научной степени 75,5

Выздоровление после серьезной болезни 72,1

Отпуск 68,9 Примирение после ссоры с мужем/женой

или молодым человеком/девушкой 66,0

Вступление в брак или помолвка 65,0

Рождение ребенка 64,6

Выигрыш большой суммы денег 64,4

Получение повышения по работе или прибавки зарплаты 59,9

Выход в свет с друзьями или встреча с друзьями у них дома 58,0

Устройство на новую работу 56,1

Источник: Непскгзоп, Аг§у1е & РигпЬат, 1984.

Таблица 13.3 Позитивные жизненные события: оценка американских студентов

объективности оценка радости

Поступление в аспирантуру

Продвижение по службе/повышение заработной платы

Свадьба (собственная)

Кого-то из родителей повысили по службе/

повысили зарплату

Получение премии или общественного признания

за какое-то достижение (помимо оценок за учебу)

Помолвка (собственная)

Получение в колледже средней оценки

за семестр 4,5 (В+) или выше

Нежданный (но приятный) звонок старого

друга/подруги

Женитьба/замужество лучшего друга/подруги

Женитьба/замужество брата/сестры_________^^^^

Вид события Оценка Субъективная
объективности оценка радости
Поступление в аспирантуру 1,32 0,64
Продвижение по службе/повышение заработной платы 1,38 0,64
Свадьба (собственная) 1,11 0,72
Кого-то из родителей повысили по службе/
повысили зарплату 1,41 0,76
Получение премии или общественного признания
за какое-то достижение (помимо оценок за учебу) 1,27 0,76
Помолвка (собственная) 1,28 0,86
Получение в колледже средней оценки
за семестр 4,5 (В+) или выше 1,23 0,97
Нежданный (но приятный) звонок старого
друга/подруги 1,66 1,02
Женитьба/замужество лучшего друга/подруги 1,18 1,07
Женитьба/замужество брата/сестры 1,16 1,07

238 Глава 13. Улучшение восприятия жизни

Окончание табл. 13.3

Вид события °ценка Субъективная

объективности оценка радости

Родители взяли вас с собой в отпуск

Покупка автомобиля

Рождение племянника/племянницы

Кто-то из родителей/родственников помог начать

свое дело или устроиться на работу

В доме появилось домашнее животное

Вас приняли в спортивную команду

Родители подарили вам крупный подарок

(на сумму свыше 1000 долларов)

Вступление в члены какого-либо клуба или группы

Новое хобби

На досуге вы решили заняться искусством/ремеслом

Среднее значение

Источник: Ма§пи§, О1епег, Рирг.а & Рауо1, 1993.

Некоторые радостные случаи нечасты, к примеру летний отпуск, или даже крайне редки (например, вступление в брак или рождение ребенка); другие случаются регу­лярно (например, просмотр телепередач или пробежка по утрам). Какие-то из них со­провождаются сильными переживаниями (например, сексуальные отношения), иные вообще не предполагают практически никакой эмоциональной нагрузки (например, просмотр телепередач). Часть событий связана с сильнейшими эмоциями - таковы важнейшие, знаковые события жизни: вступление в брак, получение новой работы, обращение в религию. Эти вехи скажутся и на переживании радости в будущем.

Нас интересует, каково воздействие таких событий на человека и как долго оно продолжается. Методы создания настроения в лабораторных условиях не дали желаемой продолжительности влияния, хотя некоторые позитивные жизненные события (например, занятия физкультурой) доказали особую эффективность. Некоторые из них могут быть включены в программы «терапии счастья».

Многие исследователи, посвятившие свою работу анализу позитивных жизнен­ных событий, использовали количественный подход: производилась оценка часто­ты таких случаев. Однако эти события отличаются друг от друга, у каждого из них свои качественные особенности, в чем мы убедились в предыдущих главах.

Социальные события. Существует множество разновидностей социальных событий. Так, влюбленность дает огромную радость и повышает самооцен­ку; встречи с друзьями формируют у людей чувство товарищества и вызы­вают положительные эмоции, иногда вплоть до восторга; семейная жизнь - также мощный источник счастья. Все перечисленные типы социальных от­ношений предполагают регулярное (как правило, частое) общение.

Занятия спортом и физкультурой тоже вызывают положительные эмоции. Ощущение счастья сильнее, если занятия регулярны; положительный эф­фект может быть заметен даже на следующий день. Переживания характе-

Вид события Оценка Субъективная
объективности оценка радости
Родители взяли вас с собой в отпуск 1,39 1,14
Покупка автомобиля 1,23 1,16
Рождение племянника/племянницы 1,32 1,20
Кто-то из родителей/родственников помог начать
свое дело или устроиться на работу 1,61 1,27
В доме появилось домашнее животное 1,16 1,42
Вас приняли в спортивную команду 1,25 1,53
Родители подарили вам крупный подарок
(на сумму свыше 1000 долларов) 1,36 1,58
Вступление в члены какого-либо клуба или группы 1,38 1,60
Новое хобби 1,55 1,61
На досуге вы решили заняться искусством/ремеслом 1,91 1,64
Среднее значение 1,36 1,13

Позитивные жизненные события 239

ризуются в данном случае повышенным возбуждением и высокой самооцен­кой, а также удовольствием от общения с другими людьми.

Религия и музыка могут вызывать у людей чрезвычайно сильные ощущения, в том числе и выхода за пределы своего Я, ощущение вечности, проблеска иного мира. Стоит также отметить мощную социальную поддержку, оказы­ваемую человеку со стороны сообществ, куда он входит.

Другие формы досуга также порождают радостные события. Иногда он соеди­няет в себе разные виды переживаний: например, в танцах музыка и физи­ческие упражнения сочетаются с социальным взаимодействием.

Труд. Положительные эмоции на работе люди получают, главным образом, благодаря успеху и признанию, - об этом свидетельствуют результаты са­моотчетов. В то же время исследования, посвященные проблеме удовлетво­ренности работой, показывают, что внутреннее удовлетворение возникает благодаря применению определенных навыков, а также социальной удовле­творенности от взаимоотношений с коллегами.

Телевидение. Почему люди смотрят телевизор - большая загадка. На это тратится настолько много времени, что, по логике, телевидение должно до­ставлять огромное удовлетворение. Однако исследования свидетельствуют: данная форма досуга едва ли улучшает настроение: зрители зачастую вооб­ще дремлют у телевизора. Тем не менее эмоциональное состояние, которое вызывает просмотр программ, позитивно, а поклонники мелодраматических сериалов даже приобретают воображаемых друзей.

Отпуск случается нечасто; люди иногда ждут его с нетерпением. Это пре­красная возможность снять напряжение, попутешествовать, получить сек­суальное удовольствие или предпринять религиозное паломничество.

Источники позитивных жизненных событий

Что касается стрессовых событий, то их, как правило, рассматривают в качестве неконтролируемых несчастных случаев. На самом же деле они отчасти обуслов­лены личностными чертами индивидов и особенностями их жизненной ситуации и образа жизни.

Если говорить о позитивных жизненных событиях, то и их появление не об­ходится без влияния некоторых аспектов личности. Хиди и соавторы (Неайеу еС а1., 1985) провели в Австралии посвященное этому вопросу лонгитюдное исследо­вание. Они пришли к следующему выводу: экстраверты чаще переживают радо­стные моменты как на работе, так и при общении с друзьями. Аналогичное за­ключение сделали Магнус и его коллеги (Ма§пиз е1 а!., 1993) в результате лонги-тюдного исследования, осуществленного ими в Америке. Помимо этого, авторы обеих работ установили, что нейротизм предрасполагает к негативным жизнен­ным событиям. Экстраверсия, напротив, позволяет воспринимать события, даже негативные, позитивно.

Роль личностных особенностей многообразна. Во-первых, в соответствии с ними люди предпочитают одни ситуации и избегают других. Во-вторых, они опре­деляют разную интерпретацию людьми тех или иных ситуаций. В-третьих, чело­век определенного личностного склада способен изменить ситуацию (имеется в виду - в лучшую сторону).

240 Глава 13. Улучшение восприятия жизни

Возникновение позитивных жизненных событий определяется, кроме того, со­циальной поддержкой индивида. Миган и соавторы (МееЬап е1 а1., 1993) обнару­жили, что те ученики средней школы, у которых она сильная, переживают в жизни больше радостных событий и к тому же выше их ценят.

Отметим, что в жизни представителей разных слоев общества определенные события случаются с неодинаковой частотой. Так, рабочие чаще сталкиваются с ситуациями, которые характеризуются бедностью, безработицей, проблемами с законом и т. д., чем объясняются различия в благополучии социальных классов (Аг§у1е, 1994). У рабочих хуже и психическое здоровье; они менее счастливы, не­жели представители среднего класса. Отчасти это можно объяснить более высоким уровнем стресса, который испытывают рабочие.

Социальная принадлежность приводит к различиям переживаемых позитив­ных событий. У представителей среднего класса досуг интереснее, разнообразнее: они, например, больше занимаются физкультурой и посещают клубы, чаще ходят в церковь; да и круг друзей у них обширнее (Аг§у1е, 1996). Нельзя также не упомя­нуть, сколь дифференцированны личностные особенности людей, относящихся к различным социальным группам. Для представителей среднего класса характерен более высокий уровень внутреннего контроля, - следствие определенных моделей социализации. Это позволяет им контролировать (или думать, будто они контро­лируют) то, что с ними происходит (КоЬп & 5сЬоо1ег, 1982). Как показано выше, супруги счастливее холостяков: они, скорее всего, ведут более насыщенную сек­суальную жизнь, чаще общаются с людьми и испытывают чувство товарищества в отличие от тех, кто живет один.

Выше мы рассмотрели, как влияют на настроение испытуемых различные ме­тоды создания позитивного эмоционального состояния в лабораторных условиях. Обратимся теперь к вопросу о воздействии позитивных событий, которые случа­ются в реальной жизни. Как правило, оно оказывается сильнее, - реальные собы­тия отражаются на настроении в большей мере. Однако исследователи приходят к разным выводам, - слишком редко метод изучения бывает чисто эксперименталь­ным, и приходится полагаться на другие, менее качественные, пути анализа. Отме­тим, однако, что проведен и ряд лонгитюдных исследований, которым можно до­верять почти так же, как экспериментам.

Динер, Сэндвик и Пейвот (В1епег, 5ап<Ык, & Рауо1, 1991) установили: время (доля в % от всей жизни), в течение которого индивиды испытывают положитель­ные эмоции, коррелирует с ощущением счастья на уровне около 0,50. Между тем оказалось, что средняя сила эмоций, переживаемых в счастливые моменты, связа­на со счастьем лишь на уровне 0,25. По мнению ученых, она имеет сравнительно небольшое значение; согласно полученным данным, насыщенные положительные эмоции люди испытывают лишь в 2,6% дней. Нам это представляется не очень убе­дительным: многие люди имеют сексуальные контакты чаще, чем один раз в 38 дней (т. е. в 2,6% дней), некоторые раз в неделю ходят в церковь, кто-то ежедневно весь­ма энергично занимается спортом, - а все это источники получения достаточно сильных позитивных эмоций.

Чтобы развеять сомнения о способности позитивных жизненных событий сде­лать людей счастливыми, обратимся к результатам нескольких полевых экспери­ментов, в которых регулировались позитивные переживания испытуемых.

Позитивные жизненные события 241

Райх и Заутра (КекЬ & 2аи1га, 1981) провели следующий эксперимент: они попросили группу людей выбрать из предложенного перечня двенадцать видов за­нятий, которые, по их мнению, доставляют большое удовольствие, но которым они не уделяли времени уже две недели. Другая группа должна была выбрать лишь два вида занятий. В перечень были включены спортивные, учебные, культурные и со­циальные виды активности. Сорок восемь человек согласились в течение двух последующих недель реализовать свой выбор в реальной жизненной практике. В итоге обнаружилось, что в обеих группах по прошествии двух недель наблюда­лись более высокие показатели качества жизни и удовлетворенности, чем в конт­рольной группе. При этом выяснилось, что количество занятий (2 или 12 видов) никакой роли здесь не играет.

Проводились, кроме того, и другие полевые эксперименты, в рамках которых испытуемые соглашались серьезно заниматься физкультурой в течение определен­ного времени, например: совершать регулярные пробежки или в течение несколь­ких недель посещать бассейн. Исследователи пришли к выводу, что эти занятия оказывают мощное положительное воздействие на ощущение счастья, состояние физического и психического здоровья (см. главу 8).

Ряд исследователей задействовали в своих работах лонгитюдные методы: они наблюдали за радостными событиями в жизни индивидов, происходившими абсо­лютно естественным образом. Хиди и соавторы (Неас1еуе1; а1., 1985) провели такой эксперимент, в котором участвовало 600 австралийцев. Авторы показали: позитив­ные события, с которыми человек имеет дело в дружеской и профессиональной сферах, не только зависят от экстраверсии и способствуют повышению субъектив­ного благополучия, но также повышают уровень экстраверсии по «цепочке благо­получия» (рис. 13.1)1.

До сих пор мы рассматривали исследования, в которых наблюдения произво­дились за людьми, не имеющими психических нарушений. Но установлено, что позитивные события благотворны и для пациентов, страдающих депрессией. Нид-лес и Абрамсон (ЫеесИез & АЬгатзоп, 1990) обнаружили, что радостные пережива­ния в сочетании с положительной атрибуцией снижают у таких людей уровень безнадежности и вызывают ремиссию депрессивных симптомов.

Позитивные жизненные события полезны и для физического здоровья. Они, как показали, например, Капуто с коллегами (Сари1о е1 а1., 1998), снижают у подростков уровень кровяного давления, а следовательно, и риск возникновения гипертонии. Браун и Мак-Гилл (Вгошп & МсСШ, 1989) считают: позитивные жизненные собы­тия действительно благотворно сказываются на состоянии физического здоровья, но только в том случае, если у человека высокая самооценка. Предполагается, что для людей с низкой самооценкой они оказываются несовместимыми с их образом Я.

1 Упомянутая на рис 13.1 критическая статистика Хоултера (СЫ, Спйса1 ШтЬег) (предложена в 1983 г) предположительно должна равняться не менее 200. Она рассчитывается как увеличенное на едини­цу отношение критического значения с2 (для выбранного уровня значимости а и определенного числа степеней свободы й{) к величине Т/(Ы-1), где Т - оценка с2 для предлагаемой модели. Одна­ко, по замечаниям специалистов, использование фиксированного критерия СЫ> 200 приводит к тому, что исследователи нередко отвергают верные модели из-за малого объема выборки. Напротив, зна­чение, превышающее 200, может быть получено и в случае моделей, имеющих серьезные изъяны. - Примеч. перев.

Рис. 13.1. «Цепочки» благополучия и неблагополучия. Источник: Неао"еу е(а1., 1985

Терапия счастья 243

В следующем разделе мы убедимся, что позитивные события могут выступать в качестве эффективного метода, укрепляющего ощущение счастья как у страдаю­щих от депрессии, так и не имеющих психических нарушений индивидов.

Терапия счастья

Регулярное создание позитивного эмоционального настроя

Только что было показано, что источниками позитивного эмоционального настроя являются такие приятные занятия и события, как встречи с друзьями, занятие физкультурой, посещение кафе/ресторанов и сексуальная активность. Иногда хо­рошее настроение может сохраниться до конца дня, а бывает, что и вплоть до сле­дующих суток (51опе & Ыеа1е, 1984). Следовательно, прибегая каждодневно или два раза в день к таким методам создания настроения, можно добиться того, что оно будет хорошим практически всегда. Два простых способа повысить настроение - заняться спортом и послушать музыку. Некоторые люди ежедневно совершают пробежку или плавают; многие каждый день слушают музыку, которая им нравит­ся. Кто-то по два раза в день участвует в церковных службах.

Выше также было показано, что благотворное влияние на разных людей могут оказывать различные виды занятий, поэтому важно правильно выбрать вид дея­тельности. Один мой американский друг начинает день, совершая кросс в пустыне Невада, при этом его сопровождает жена, или он слушает плейер и любуется вели­колепным видом восходящего солнца. Случалось, и я присоединялся к нему. Надо сказать, что это весьма мощный способ создания хорошего настроения: физическая активность, общение с женой или прослушивание музыки, а также наблюдение захватывающего зрелища - восхода солнца. Затем мой друг, вдобавок ко всему, съедает отличный завтрак.

Люди, страдающие от депрессии, и вообще несчастливые переживают, по их словам, меньше приятных событий в жизни. Левинсон предположил, что депрес­сию вызывает недостаточное позитивное подкрепление. Причины могут быть раз­личны, в том числе и плохие социальные навыки. С целью создать для страдающих от депрессии людей возможность испытывать в жизни больше позитивного опыта был разработан специальный вид терапии, причем на самом деле эти методы впол­не могут применяться и ко всем остальным индивидам.

Проходящих терапию клиентов просят ежедневно в течение месяца записывать, какие радостные события с ними сегодня случились (выбирая из предложенного списка 320 событий) и какое у них сегодня настроение. Из всех учитывавшихся типов событий 49 оказались взаимосвязаны с хорошим настроением в течение це­лого дня (у 10% субъектов). Эти результаты приведены в табл. 13.4. Затем прово­дится следующая процедура: компьютерный анализ показывает, какие из занятий обладают наиболее сильным позитивным воздействием, и, исходя из этого, паци­ентов поощряют больше времени уделять определенным видам деятельности (Ье\У1П5оЬп е1 а!., 1982). Убеждают их в этом различными способами, в частности,

244 Глава 13. Улучшение восприятия жизни

несколько увеличивают перерывы между занятиями, предоставляют возможность подольше пообщаться с психологом, учат «награждать» себя, например, с помощью лакомства или иных удовольствий. Тернер и соавторы (Тигпег ег. а1., 1979) устано­вили, что такие методы эффективны для снятия депрессивных состояний в груп­пах страдающих от депрессии сотрудников и студентов университета. Райх и За­утра (КеюЬ & 2аи1га, 1981), как уже упоминалось выше, также подтвердили успеш­ность подобных терапевтических методик, работая с группой студентов, которые не страдали психическими нарушениями.

Таблица 13.4 Приятные виды деятельности, которые создают хорошее настроение на весь день

Социальное взаимодействие

Несовместимо с депрессией

1. Общение со счастливыми людьми

2. Умение заинтересовать собеседников своими рассказами

3. Встречи с друзьями

4. Признание своей сексуальной привлекательности

5. Поцелуи

6. Наблюдение за людьми

7. Откровенный, искренний разговор

8. Выслушивание признаний в любви

9. Выражение своей любви к кому-то

10. Ласкательные прикосновения

11. Пребывание в обществе любимого человека

12. Высказывание комплиментов или похвал в чей-то адрес

13. Общение с друзьями за чашкой кофе, чая и т. п.

14. Ощущение себя «душою общества» в компаниях, на вечеринке

15. Ведение оживленной беседы

16. Прослушивание радиопередач

17. Встречи со старыми друзьями

18. Осознание возможности выполнить чью-то просьбу о помощи или совете

19. Умение развлечь и развеселить окружающих

20. Традиционные сексуальные отношения

21. Приобретение новых друзей, представителей своего пола

23. Пребывание в расслабленном состоянии

24. Мысли о чем-то приятном, что должно произойти в будущем

25. Размышления о людях, к которым относишься с симпатией

26. Созерцание прекрасного пейзажа

27. Возможность дышать свежим воздухом

28. Спокойное, умиротворенное состояние

29. Удовольствие от пребывания на солнце

30. Приятное ощущение от чистой одежды

31. Наличие свободного времени

32. Крепкий ночной сон

33. Прослушивание музыки ___

Терапия счастья 245

34. Улыбка при общении с людьми

35. Радостные события в жизни родственников или друзей

36. Ощущение присутствия Бога в своей жизни

37. Наблюдение за дикими животными

«Самоэффек- 38. Умение делать что-либо самостоятельно, по-своему тивность» 39. Чтение рассказов, романов, стихов или пьес

40. Планирование или организация чего-либо

41. Умелое вождение автомобиля

42. Удачная, четкая формулировка своих мыслей

43. Планирование путешествий и отпуска

44. Приобретение новых знаний и навыков

45. Получение комплимента или похвалы в свой адрес

46. Качественное выполнение работы Разное 47. Вкусная пища

48. Посещение ресторана ________49. Общение с животными____________

Как улучшить зрение, когда тебе за… Геннадий Михайлович Кибардин

Восприятие мира

Восприятие мира

Процесс видения человеком окружающего мира состоит из трех последовательных этапов: ощущение, отбор и восприятие. И хотя эти этапы у людей протекают практически мгновенно, знание сути процессов, происходящих на каждом этапе, помогает лучше понять, как быстро и эффективно улучшить остроту своего зрения естественными методами. Рассмотрим содержание каждого этапа процесса видения окружающей среды.

Ощущение окружающей среды. Ощущения окружающей среды в глазах человека поначалу представляют собою набор воспринимаемых световых пятен, которые формируют сырой зрительный материал. Совокупность множества таких цветовых пятен составляет зрительное поле. Глаза только что новорожденного человека, например, первоначально воспринимают окружающий мир не более как набор множества цветовых пятен, находящихся в поле зрения. Этот мир еще не имеет четких ориентиров и границ, что может вызывать у новорожденного неожиданный испуг от новых предметов, лиц людей и т. п. Поэтому новорожденного ребенка нежелательно показывать чужим людям, незнакомый вид которых может вызвать у него сильный испуг.

Отбор ранее опознанного представляет собой распознавание мозгом некоторой части зрительного поля. Распознавание связано с быстрым накоплением огромного запаса зрительной памяти в затылочной части мозга человека. За простыми ощущениями в глазах набора световых пятен следует отбор сознанием ранее опознанных предметов и лиц людей. Опознанная часть зрительного поля выделяется мозгом из общей совокупности всех других образов. Мозг дает глазам непрерывно управляемую им команду начать фокусировать ясные (опознанные) цветовые образы в самом центре своей сетчатки, в точке наиболее острого зрения. Это действие способствует многократному повышению четкости видения опознанного изображения.

Восприятие окружающего мира происходит после фокусировки в глазах человека опознанной мозгом части цветовых образов зрительного поля. Затем следует передача их в виде импульсов по нервным волокнам в головной мозг, где осуществляется уточнение узнанных световых ощущений и отбор интересующих материальных объектов окружающей среды.

Суммарный результат ощущения глазами физического объекта, последующего отбора и восприятие его памятью сознания и представляет собою процесс видения, который практически неразделим и происходит мгновенно. Глаза и нервная система человека ощущают физические объекты, а разум их непрерывно воспринимает, анализирует и отбирает. Четкое видение физических объектов является результатом точного ощущения их глазами и правильного восприятия их разумом.

Обратите внимание на то, что физические объекты не даются зрению человека в качестве первоначальных данных. Изначально глаза воспринимают общий набор ощущений цветовых пятен, не имеющих отношения к физическим объектам. Далее наш разум опознает цветовые ощущения, затем осознанно выбирает из них конкретные ощущения для их интерпретации как видимых физических объектов в пространстве. Процессы ощущения, отбора и восприятия окружающего мира у взрослого человека протекают практически одновременно и мгновенно, так как его сознание имеет огромный опыт (память) распознавания различных зрительных образов.

Взрослый человек осознает лишь конечный результат видения – восприятие физических объектов. Большинство людей на Земле не знают о существовании промежуточных и вспомогательных этапов в процессе зрения в виде ощущения и отбора. Новорожденные дети не готовы полностью воспринимать объекты окружающего мира. Их мозг не имеет для этого необходимой памяти, хотя глаза новорожденного ребенка воспринимают световую информацию об окружающем мире, а нервные волокна передают ее в мозг. При этом новорожденный ребенок ощущает массу смутных и неясных чувств.

Окружающий мир видит разум человека, а не его глаза. Глаза только ощущают окружающий мир и передают свои ощущения через нервные волокна разуму.

Он просто не воспринимает отдельные физические объекты окружающего его мира и слабо реагирует на них. Новорожденный ребенок постоянно проявляет огромный интерес к окружающему миру, учится его распознавать. По мере накопления большого запаса опыта и памяти, способной сохранять этот запас, ребенок начинает быстро и автоматически воспринимать окружающий мир и относиться к нему более спокойно. Читатель, ты уже четко понимаешь, что в процессе зрения глаза и нервная система человека ощущают физические объекты, а разум их воспринимает. Однако общепринятые методы лечения зрительных расстройств уделяют внимание только одному элементу в общей цепочке процесса зрения: физиологическому механизму сенсорного аппарата, который ощущает световые пятна и производит их отбор.

Способность мозга помнить восприятия световых образов физических объектов и мгновенно выдавать управляющие сигналы на соответствующие элементы глаз официальной медициной практически не учитывается. Это и является основной причиной прогрессирующего ухудшения зрения при ношении очков, линз и т. п. Для лучшего понимания некоторых рекомендаций по улучшению остроты зрения естественными методами рассмотрим более подробно механизм строения и работы глаза человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Восприятие, обусловленное памятью То, что возросшая сила восприятия ведет к усилению индивидуальной способности ощущать и видеть, проявляется не только в таких неординарных обстоятельствах, которые я описал, но и в обычной жизни. Гуляя по лесу, городской житель будет

Восприятие окружающей реальности Биологическое родство в восприятии окружающего мира не имеет никакого значения. Наоборот, к отступничеству своего человека мы относимся гораздо строже, чем к отступничеству чужого. Мы готовы простить случайному знакомому некую

НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СОСТОЯНИЯ СНА Люди довольно часто неправильно оценивают качество своего сна. Возможно, вы спите гораздо больше, чем вам кажется (или, напротив, намного меньше). Например, несмотря на тот факт, что у вас не получается заставить себя заснуть, вы

Глава 19. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА Классика психоэнергетической саморегуляции и раскрытия возможностей человека рассматривает тело как сложную систему тонких энергетических взаимодействий. Человек по этим канонам - не только тело, но и некое энергоинформационное

Восприятие энергетического тела Мы привыкли, что наши ладони отвечают за получение информации из окружающего мира. Впервые в жизни в младенчестве мы узнаем, что одни предметы на ощупь твердые, другие – мягкие, а третьи – шершавые. Так давайте пойдем чуть дальше и

Упражнение 5. Восприятие астральных энергий Для работы вам понадобится любой предмет красного цвета. Например, ваша любимая кружка, книга или любой объект такого цвета. При этом желательно, чтобы его размер был не менее чем десять на десять сантиметров. Еще нам будет нужен

Положительное восприятие окружающего мира Как воспринимает человек окружающий его мир, так этот мир к нему и относится. Об этой простой истине мы часто забываем, а зря. Для лучшего осознания степени восприятия окружающего мира, для совершенствования себя как личности

7 июля Зрительное восприятие Зрительное восприятие у человека всегда объемное. Многие ошибочно представляют себе, что восприятие зрительных образов с помощью глаз осуществляется по законам двухмерной оптики, то есть воспринимаемое одним глазом изображение всегда

8 июля Зрительное восприятие (окончание) По теореме Бабине дифракционная картина от одного отверстия или от одного столбика такая же, как и от многих отверстий или от многих столбиков или колбочек, но информация дифракционной картины всегда содержит все сведения о

9 июля Слуховое восприятие Точно так же органы слуха различают не двухмерные звуковые образы, а трехмерные. В этом вся прелесть слуховых приемников. Трехмерные звуковые образы в ушных раковинах вначале преобразуются в дифракционные картины, которые размещаются по всей

Следи за моим пальцем... И что ты сейчас видишь?" Ученик подошел поближе к пальцу и стал внимательно смотреть. "Да, -- сказал он, -- наконец, я вижу. Палец Мастера грязный".

То, на что мы указываем...

Это то, откуда мы указываем...

Это то, чем мы указываем.

С помощью расширения позиций восприятия мы можем создавать трансформационные точки наблюдения. Иногда для обозначения этого процесса я использую следующий символ: точка внутри круга, которая расширяется в кольцо кругов. Зрительный образ -- это движущийся образ, расширяющийся образ, бесконечный процесс, точно такой же как волна, которая возникает, когда капля дождя падает на поверхность пруда. Символ маленького круга внутри большого круга обозначает способность человека изменять позицию восприятия и буквально расширяться.

Занимая позицию восприятия, которая расширяет нашу возможность обозрения любой проблемы, любого вопроса или любой цели, мы увеличиваем нашу способность эффективно реагировать. Это позволяет нам далее строить следующую эффективную оценку и точку выбора.

Глядя через глаза более широкой перспективы

Давайте посмотрим на некоторые из наших способностей восприятия. Мышление в терминах позиций восприятия является ценным ресурсом для развития у себя поля осознания. Заметьте, что при этом первая позиция восприятия, взгляд на мир из своих собственных глаз, являющаяся нашим обычным способом взаимодействия с миром, представляет собой лишь одну из большого числа возможностей. Вторая позиция, создание своих собственных внутренних визуализаций "как если бы" из глаз другого человека (другой с вами) является еще одной такой возможностью. Мы уже начали и теперь можем продолжать увеличивать наш зрительный "контейнер точек обозрения", двигаясь вовне, к другой точке наблюдения, восприятие из которой становится еще большим, еще более объемлющим и более абстрактным.

Увеличение контейнера точек обозрения предполагает, что в конце концов мы окажемся в состоянии принять такую позицию восприятия, которая содержит в себе все возможные позиции восприятия. В самом деле, идея об "обнимании всеми нами всего всеми возможными способами и во все моменты времени" наталкивает нас на ценную идею универсальной позиции восприятия. Для многих людей это является удивительной идеей, которая необычайно обогащает их доступ к информации. Позвольте себе исследовать эту идею "объятия всего" сначала просто как набор позиций восприятия. Что нужно для того, чтобы это сделать? Вы приглашаете ваш бессознательный ум в путешествие к расширению.

После некоторой практики мы можем быстро научиться принимать разные позиции восприятия и легко переходить от одной к другой. Когда мы учимся переходить в разные позиции восприятия, мы приобретаем гибкость в развитии нашего творческого ума. Теперь мы можем исследовать отдельные аспекты переходов между позициями восприятия. Например, мы можем увеличить слуховую область, двигаясь к глобальным или даже к универсальным "позициям слушания". Мы можем сделать то же самое кинестетически, двигаясь по направлению к глобальной или универсальной позиции "ощущения и чувствования".

Попробуйте исследовать это на примере зрения. Предположим, вы могли бы расширить ваше видение до пределов планеты и потом пойти еще дальше, включив в него всю солнечную систему, нашу галактику и даже больше. Исследуйте, как это будет ощущаться в теле. Представьте себе, какими будут ваши ощущения, когда ваше тело станет гигантским, когда оно станет больше сотни тысяч солнц -- настолько большим, что будет удерживать в себе звезды как микроскопические клетки. У такого огромного тела будет обширное пространство вокруг всех клеток и между ними. На что похоже это ощущение? Это восприятие гигантского тела является хорошо известной практикой тибетских буддистов, позицией восприятия для медитации.

Мышление в терминах позиций восприятия как трансформационный процесс

Чтобы научиться легко расширять восприятие, давайте сначала попробуем попрактиковать эти пять позиций отдельно, -- отмечая, как каждая из них организует наше внимание. Первые три хорошо известны людям, изучающим сознание. И их можно просто называть первой, второй и третьей позициями.

Начнем исследовать расширение позиций восприятия с принятия первой позиции, ощущения вашего текущего взгляда на мир "изнутри". Это -- знакомая территория. В любой момент я могу посмотреть изнутри на другого, сидящего напротив меня за столом. Мы все -- это наш дом, когда надо "смотреть наружу" из своих собственных глаз.

Первая позиция легко распространяется до способности становиться во вторую позицию: я могу в своем воображении перепрыгнуть в ботинки другого и представить себе, как оттуда я смотрю на себя. Обратите внимание на то, как с каждым исследованием развития расширяются способности нашего ума, как они становятся более глубокими и согласованными. Вы можете обратить внимание на то, как вторая позиция помогает создавать раппорт, в особенности тогда, когда вы быстро переходите с одной точки наблюдения на другую; например, из вашей позиции в мою и наоборот. Имея в вас компаньона в совместном предприятии, я могу предполагать некоторое пространство "двойственного единства". Мы оба исследуем и примеряем позиции восприятия друг друга. Способность ума расширяется тогда, когда мы рассматриваем то восприятие, которое постоянно происходит в нас, и то, которое может возникать между нами.

Третья позиция восприятия

Третья позиция восприятия часто называется позицией кинокамеры, или мета-позицией. Мы можем принимать позицию камеры в некотором физическом пространстве, когда выходим за пределы действия, возможно, в позицию "мухи на стене", откуда нам видны все собравшиеся. На встрече мы можем представить себе, что мы сидим на люстре и смотрим сверху на группу людей внизу и на самих себя среди них. Попробуйте это! Как выглядит ваша голова оттуда сверху? Можете ли вы увидеть форму своей головы и вашу прическу? Побудьте в этой позиции некоторое время. Эта зрительная гимнастика позволяет нам раскрепощать наше воображение и практиковаться в "выходе в мета" (что означает "на один шаг вовне"), в более богатую область зрительной, слуховой и кинестетической абстракции, к более широкому восприятию того, что можно видеть, слышать и чувствовать.

С практикой вы будете замечать, что эта третья позиция является многомерной и многофункциональной. Вы можете легко видеть целую группу и можете наблюдать за ней под разными углами. Третья позиция восприятия, если ее принимать в группе, является также интересной и по другим причинам. Третья позиция дает возможность абстрагироваться к более широким и глубоким ценностям, которые пронизывают ваше зрительное восприятие. Можете вы представить себе, как думать через "разум" всей группы? Из этой идеи вытекает фундаментальное понимание того, что происходит, когда мы обобщаем. Можем ли мы принять позицию Общего? Я думаю, что практика работы с третьей позицией быстро расширит вашу способность принимать эффективную позицию тренера с группой. Вы заметите, что это является целью восприятия, которая может дать нам много творческих идей при исследовании направления движения группы и ее целей.

Четвертая позиция восприятия

Эта позиция ведет нас к полезной категории, включающей в себя "обзор во времени". Это легко получается при работе с линиями времени и пространственными маркерами в упражениях по "ритуальному пространству", для которых необходимо примерно шесть квадратных метров пространства на полу. После того, как вы определите и "установите" рамку для "целого", вы можете исследовать любую часть внутри этой рамки.

С помощью упражнений с ритуальным пространством мы можем научиться быстро расширять позицию восприятия. Например, мы можем сформировать позицию тренера и из нее наблюдать за нашей жизнью на линии времени. Используя восприятие лежащей перед нами линии времени, мы можем просить наше бессознательное рассматривать и интегрировать восприятие множества событий из прошлого, настоящего и будущего. После этого мы можем попросить наше бессознательное добавить наши творческие способности, взяв их из разных событий жизни, а затем усилить их. Таким образом мы можем сделать доступным для нашего бессознательного ума многочисленные направления и множественные возможности выбора. Этот новый паттерн "обозрения" можно использовать для того, чтобы сделать наше творческое развитие в любой области более целостным -- как в сквозном, так и во включенном времени развития идей.

Мы можем научиться использовать инструменты четвертой позиции -- линии времени и линии состояний -- для развития способности по осуществлению действий, направленных на достижение целей. Я называю следующее упражнение техникой развития "позиции тренера на линии". Мы можем использовать позицию тренера на линии для того, чтобы интегрировать опыт наблюдения за всей жизнью со способностью эффективно организовывать наши конкретные действия. Нашей целью может быть создание подходящих конкретных действий сейчас. Мы можем использовать четвертую позицию для того, чтобы развить осознание обозрения, видения и немедленного действия, -- и все это одновременно. Это очень важная и полезная способность, поскольку она дает нам расширенные возможности самого разного рода. При подобной визуализации мы совсем по-другому используем наш мозг и наш ум. Каждый из этих уровней является связующей, интегративной системой упорядочения и может придавать более высокий порядок мышлению о полагании целей и их ранжировании.

Пятая позиция восприятия

Пятый порядок идеи о позициях восприятия -- это идея, которую я упоминала раньше: "обнимание всеми нами всего всеми возможными способами и во все моменты времени". Это очень увлекательная работа и она требует некоторых усилий. Здесь мы развиваем у себя в мозгу новую "мышцу" -- одновременную способность как к расширению аналогий, так и к расширению абстракции. При этом мы используем все имеющееся в нашем распоряжении структуры умозаключений, и нам нужно научиться использовать их все вместе. Когда мы играем на фортепиано двумя руками, возникает прекрасная музыка.

Помните -- восприятие не означает лишь зрительного восприятия. Оно включает также слуховой канал и кинестетику. Просто попросите ваше бессознательное подключить эти каналы.

Упражнение "Расширение внимания и развитие творчества"

Развитие расширенного внимания дает нам множественные позиции наблюдения, которые увеличивают наши творческие способности. Все это усиливается еще больше, когда мы направляем наш жест восприятия, нашу "точку" фокуса на то, чтобы она стала "вместилищем ценностей" для более широкого понимания и углубленной мудрости. Мы просим наше бессознательное расширить рамку и включить в нее больше элементов, а также повысить уровень абстракции для того, чтобы включить в него больше ценностей и возможностей для выбора. Мы увеличиваем и масштаб рамки, и уровень абстракции одновременно.

Можете ли вы представить себе, что в контейнере точек наблюдения, который вы держите в руках, выделяются и собираются вместе наиболее мудрые и творческие моменты и идеи в жизни всех людей? Ваше бессознательное с легкостью может представить себе такую возможность. Например, на шкале от одного до десяти попросите ваше бессознательное дать вам цифру, которая определяет вашу текущую способность "удерживать в сознании некоторые важные ценности и идеи". Затем попросите ваше бессознательное увеличивать эту цифру каждый раз на единицу так, чтобы вы могли рассматривать и исследовать возможности для интеграции. С помощью шкалы вы легко можете усилить эту способность.

Для обозначения этого процесса вы также можете создать свое собственное абстрактное символическое представление. Потом этот символ станет вашим якорем для использования такого подхода, способом еще более глубокой работы воображения.

Чем выше уровень абстракции, тем больше рычаг. Мы легко получаем доступ к глубинному смыслу таких символических "сознательных абстракций" потому, что мы естественным образом легко воспринимаем идею расширения саму по себе. Абстракция является домом для бессознательного, она позволяет добавлять "много больше, чем семь" компонентов к развивающейся мечте. Давайте рассмотрим некоторые из следствий этого.

Во-первых, с самого раннего детства мы знакомы со смыслом счета и шкал. Маленький ребенок, который учится считать до ста, останавливается на числе 101 и задумывается, когда видит, что числа продолжаются дальше до бесконечности. Численная бесконечность легко становится моделью для бесконечного расширения восприятия и легко приводит ребенка к самой идее абстракции. Позднее в жизни эта идея абстракции становится главной идеей нашего мышления. Мы делаем это несмотря на то, что редко рассматриваем область абстрактного как некое сингулярное качество, как чистую идею саму по себе. Имея идею о расширении восприятия в применении к ценностям, опыту и знаниям других людей, мы можем начать бесконечно расширяться за свои пределы. Мы можем делать это как с нашей позиции восприятия, так и без нее, с нашей "рамкой понимания". Начните тренироваться со второй позиции. Когда мы действуем так, как если бы мы могли смотреть на мир глазами другого, и думаем о его внутренних ощущениях и комментариях, нам, возможно, удается по-настоящему помогать друг другу изнутри действия, даже если это происходит только метафорически. Теперь сравните эту способность со способностью вечно расширяющейся рамки и сдвигов позиций, и вы сможете развиваться через такие исследования. Таким образом, мы можем постепенно, шаг за шагом, научиться одновременно воспринимать нечто интегративно и отдельно.

Развитие мышления команды

Когда индивидуумы думают о команде или о группе, начинает развиваться их способность думать в терминах целого. Иногда люди думают так в отношении нации. Сейчас, на пороге 21 века, все большее количество людей думает о проблемах так, как если бы они думали от имени всей планеты и всех ее обитателей.

Используя сдвиги позиций восприятия, мы можем стать для группы более эффективным тренером, Имея идею о расширении восприятия в применении к ценностям, опыту и знаниям других людей, мы можем начать бесконечно расширяться за свои пределы. Мы можем делать это как с нашей позиции восприятия, так и без нее, с нашей "рамкой понимания". Начните тренироваться со второй позиции. Когда мы действуем так, как если бы мы могли смотреть на мир глазами другого, и думаем о его внутренних ощущениях и комментариях, нам, возможно, удается по-настоящему помогать друг другу изнутри действия, даже если это происходит только метафорически. Теперь сравните эту способность со способностью вечно расширяющейся рамки и сдвигов позиций, и вы сможете развиваться через такие исследования. Таким образом, мы можем постепенно, шаг за шагом, научиться одновременно воспринимать нечто интегративно и отдельно.

Когда люди привыкают очень внимательно смотреть из первой позиции и одновременно учатся думать творчески от имени целого, то их развитие при этом необычайно обогащается. С другой стороны, людям, которые привыкли принимать позицию восприятия других и исключать себя, очень полезно научиться расширять способность становиться на свою собственную позицию; здесь для определения своих целей и ценностей используется четвертая позиция. Это включает нахождение полезных шагов для своего собственного творческого развития и расширение внутренних навыков, необходимых для осуществления своих собственных проектов.

Я обнаружила, что развитие способности находиться на разных позициях восприятия быстро увеличивает гибкость ума в любых областях -- и, в особенности, способность к познавательному абстрактному картированию. Это та ключевая способность, которая связывает между собой эмоциональные и мыслительные функции нашего мозга. Если в начале жизни людям не удается развить в себе эти способности, то позднее они часто застревают и останавливаются в своем развитии.

Нужно около трех недель ежедневной практики для того, чтобы выработать новую привычку. Практикуйте этот навык разными способами по крайней мере в трех разных видах ситуаций; для этого вы можете развесить у себя дома или на работе записки с напоминаниями себе на зеркалах, на дверях или в других местах. Практикуйтесь в этом навыке каждый день в течение трех недель. Пробуйте практиковаться в слегка напряженных ситуациях, -- таких, как важные деловые встречи или семейные собрания -- так чтобы ваша способность использовать этот навык в разных контекстах постепенно расширялась. Вы быстро обнаружите, что гибкость вашего ума значительно усилилась.

Упражнение по расширению "поля обозрения"

Это упражнение по соединению периферического и сфокусированного зрения в одном поле сознания. Его можно делать как с боковым зрением, так и с периферическими звуками.

На мгновение, где бы вы сейчас ни находились, расширьте ваше периферическое зрение на обе стороны за пределы нормального поля видения в 180 градусов. Попытайтесь расширить ваш приемник зрительного восприятия до такой степени, чтобы он удерживал 190-200 градусов обозреваемого пространства. Вы можете практиковать это, вытянув руки в стороны и шевеля пальцами так, чтобы вам их было еле видно, удерживая при этом свое сфокусированное зрение на каких-либо предметах впереди вас. Теперь, когда ваше зрительное восприятие расширилось на обе стороны, попробуйте расширять ваше зрение к периферии во всех направлениях так, чтобы охватить все пространство комнаты, при этом удерживая свое сфокусированное зрение впереди себя. Продолжайте расширять свое зрительное поле вовне кругами. Представьте себе, как периферическое зрение расширяется за границы доступного вам видимого пространства, на улицы, здания, сады и т.д. Позвольте контейнеру вашего воображения продолжать расширяться. Идите еще дальше -- на десять километров во всех направлениях, на двадцать, пятьдесят, сто... Продолжайте расширять свой приемник поля обозрения до тех пор, пока он не охватит весь земной шар, всю планетарную систему, галактику... Обратите внимание на то "ощущение пространства", которое у вас при этом возникает.

Позиция восприятия и осознание единства

Наша способность к исследованию позиций восприятия приводит к способности осознания единства. Она дает нам силы реально рассмотреть способность к развитию следующего уровня нашего человеческого "бытия". Мы можем сделать живым все то, для чего у нас есть различения.

Исследование мира через сдвиги позиции восприятия позволяет нам направлять наши оценки к "правде", самосогласованности и "глубинным убеждениям" и одновременно расширять и развивать наше восприятие в направлении целостности. Это позволяет нам эффективно оценивать и одновременно интегрировать в себя все богатство того, что мы воспринимаем "на другом уровне абстракции". Наш сознательный ум может "устанавливать рамку внимания" и может "думать о ее представлении", тогда как бессознательный ум просто делает это.

Если мы можем сдвигать позиции восприятия, то мы можем ценить нашу растущую способность к выражению целостности момента. Через сознательное использование внимания мы можем устанавливать метафорические связи с более масштабным восприятием нашей общей целостности. И, по мере накопления практического опыта, мы постепенно начинаем очень глубоко ощущать то, кем мы являемся. Бессознательное прекрасно понимает абстракции. Для того, чтобы Вселенная существовала, нужны наблюдатели.

Мышление в терминах целого: позиция восприятия и память

Итак, предположение при работе с третьей, четвертой и пятой позициями восприятия требует аккуратной практической работы и исследования. Это предположение касается интеграции идеи множественных позиций восприятия с идеей развития "множественного времени". Внутри предположения о том, что мы можем принимать позицию восприятия "целого", содержится идея о том, что мы также можем иметь доступ к памяти "целого". В конце концов, исследование одного момента во времени с точки зрения вневременной перспективы предполагает (просто по абстрактной аналогии), что мы можем допустить существование позиции, где у нас есть доступ ко всей памяти "всех времен". Позвольте себе на мгновение занять эту идею-пространство. Помните, восприятие не означает лишь зрительного восприятия. Оно включает слуховое и кинестетическое осознание, а также восприятие развития и эволюции. Наш мозг многогранен. Очень полезно воспринимать структуру идей под разными углами. Попросите ваше бессознательное просто сделать это включение.

Люди часто удивляются тому, что бессознательному очень легко воспринять идею соединенности с мириадами воспоминаний. Таким образом, используя способности увеличения идеи "как если бы вы могли", оно связывает нас через наши вопросы с обширной системой разума, которая является нашей естественной средой. Через дверь нашего сознания мы можем и далее расширять наши способности классификации к множеству абстрактных систем, от математики до музыки; мне нравится называть это "библиотекой жизни". Предположим, что мы можем создавать объединенное поле осознания и, с помощью практики, делать это на бессознательном уровне. Как и ранее, сознание должно лишь только установить рамку, где мы попросим наше бессознательное расшириться и стать нашим приемником.

Расширение сознания такого рода уже использовалось в духовных практиках в течение многих веков. Это -- медитация такого рода, которая может стать привычкой. Она использовалась многими поколениями мистиков, и сейчас она может служить важным дополнением к способностям нашего воображения.

Я полагаю, что такая практика расширения также дает нам путь к тому, чтобы усиливать наш "абстрактный разум" и систему развития человеческого разума. Можете ли вы начать осознавать себя дизайнером Интернета Разума? А можете ли вы развить способность принимать множественные позиции восприятия как фундамент понимания того, кто вы есть? Эта привычка, как и все привычки, -- от вождения автомобиля до застегивания рубашки, -- требует всего лишь трехнедельной ежедневной практики для того, чтобы стать вашей нормальной способностью. Тогда мы можем соединить способности лидерства и мудрости, которая сопровождает такую позицию обозрения. Затем мы также можем задать вопрос: "Как я могу оживить этот опыт?" А именно: "Где и когда я могу применять это в моей жизни?" А что, если все те системы, для которых мы сейчас создали различения, могут начать жить... прямо сейчас?

Все явления -- это иллюзии. Наша задача как человечества -- это исследовать и понимать, как распознавать и работать с картами в "расширенной системе иллюзий". Для того, чтобы это делать, нам надо сначала придти к состраданию и к способности выйти за пределы личных страданий. Это ведет нас к активному раскрытию того, как мы создаем разум, -- как нечто большее, чем наша индивидуальная концепция того, кто мы есть. Когда мы устанавливаем связь нашей творческой способности с разумом, доступные нам возможности выбора расширяются и к нам приходит мудрость. Мудрость целого есть осознание того, что мы можем сделать живым... если будем практиковаться.

Когда ученики спросили Будду: "Кто ты?", он просто ответил: "Я пробужден". Можем ли мы освоить этот простой инструмент для того, чтобы помочь самим себе пробудиться к нашему большему Я?

Я часто ловлю себя на том, что не могу достаточно быстро, вдумчиво и внимательно читать различные, необходимые мне по работе тексты и документы. Как улучшить восприятие информации, укрепить память и повысить внимательность?

Ответ

Для того чтобы обеспечить качественную работу с информацией, необходимо прежде всего настроиться на быстрое чтение и продуктивное запоминание. Очень часто при работе с различными данными (особенно со скучным и сложным для понимания текстом — с договором, нормативным актом и т.п.) мы изначально настраиваем себя на неэффективность.

Говорим мысленно или вслух: «Как не это хочется читать», «Как все это достало!» . Мы были бы рады заняться чем-то другим, однако приходится разбираться в нудном тексте.

Естественно, такой настрой не способствует эффективному чтению и запоминанию информации. Так что перед началом чтения, в особенности перед проработкой трудных или важных текстов, рекомендую настроить себя на продуктивность. Для этого можно использовать аутотренинг или специальный алгоритм.

Алгоритм активизации внимания

  1. Исключите отвлекающие факторы: установите беззвучный режим в телефоне, попросите коллег или домашних, чтобы они не беспокоили вас в течение определенного времени.
  2. Постарайтесь прогнать посторонние мысли. Для этого можно выполнить непродолжительную медитацию или в течение одной-двух минут концентрироваться на движении секундной стрелки часов. Кстати, это простое упражнение полезно выполнять для развития внимания хотя бы один-два раза в неделю.
  3. Проведите аутотренинг (по желанию). Скажите мысленно или вслух: «Я прочитаю этот текст быстро и внимательно, с максимальной концентрацией. Я активизирую память и запоминаю материал, который мне нужен, в полном объеме».
  4. 4. Прочитайте заголовок текста и ответьте на вопрос: «Что я уже знаю по этой теме?». Таким образом вы активизируете память и не позволяете мыслям переключаться на посторонние темы.
  5. 5. Засеките время (две-три минуты) и просмотрите текст целиком. Не старайтесь читать его последовательно, слово за словом. Выхватывайте отдельные слова и фразы, домысливая остальное. В скорочтении эта техника называется сканированием. Ваша задача на этом этапе — сориентироваться в затрагиваемых темах и структуре текста.
  6. 6. Сформулируйте цель чтения. Зачем вам этот текст? Ответы на какие вопросы вы планируете в нем найти? Нужно ли запомнить или выписать какую-либо информацию? Или, быть может, сравнить ее с уже имеющейся?
  7. 7. Приступайте к чтению. Если вы провели сканирование и формулировку целей правильно, то уже имеете представление о том, какие части текста следует детально проработать, а какие можно прочитать на максимальной скорости или даже пропустить.

Указующий перст

Настрой на эффективное чтение важен, однако это не единственный инструмент для удержания внимания на тексте. Также очень полезно использовать указку. В качестве нее лучше всего использовать карандаш, потому что с его помощью можно делать пометки в тексте.

В Великобритании, СССР, а затем и в России проводились исследования, которые доказали: указка является своего рода физической проекцией внимания. Используя ее во время чтения, мы реже отвлекаемся, лучше усваиваем содержание.

В Японии принято показывать пальцем на то, о чем идет речь во время разговора. Нам подобная практика может показаться странной или даже неэтичной. Тем не менее, это помогает удерживать внимание на предмете обсуждения, а также активнее задействовать визуальный канал для восприятия информации.

Если поначалу вам будет трудно привыкнуть к указке, читайте с ее помощью легкие тексты и лишь затем переходите к более сложным. В следующих статьях цикла «Эффективная работа с информацией» мы познакомимся с некоторыми методами скорочтения. Во время их отработки указка также будет вашим помощником.

Задания

Иногда нам кажется, что для того чтобы получить максимальный эффект, нужно использовать продвинутые методики, внедрять сложные приемы. Однако это не всегда так. И если вы хотите развить свое внимание, выполняйте регулярно хотя бы одно из простых упражнений, приведенных ниже.

«Мой путь». Это упражнение можно легко совместить с прогулкой, поездкой на работу или походом в магазин. Ваша задача состоит в том, что нужно внимательно смотреть по сторонам и запоминать увиденное.

Сейчас вы проходите мимо детской площадки. Раннее утро, поэтому на ней пусто, только бездомная собака обнюхивает скамейку. Дальше вы идете мимо газетного ларька, и рядом с ним уже образовалась небольшая очередь. Потом видите продуктовый магазин - в него с черного хода заносят какие-то ящики… Чем больше деталей вы отметите и запомните - тем лучше.

Важно выполнять это упражнение в течении как минимум трех дней и сравнивать увиденные картины.

Например, завтра, когда вы пойдете тем же самым путем, на детской площадке увидите молодую женщину, которая играет с ребенком. Вместо собаки рядом со скамейкой гуляет кот. У ларька с газетами очереди уже нет, а в магазин по-прежнему заносят ящики. И так далее.

«Мой путь» развивает как внимание, так и память, потому что вы сравниваете увиденное с тем, что наблюдали днем раньше. Сделайте это упражнение своей привычкой, и тогда вы вскоре заметите, что стали более внимательным и наблюдательным человеком.

Теперь ваша задача - внимательно смотреть по сторонам и подсчитывать количество оранжевых предметов, которые встретятся вам во время поездки на работу или прогулки. Старайтесь удерживать в памяти точное число предметов, если сбились - можно начать сначала.

Когда упражнение будет получаться легко, используйте его модификации:

  1. ищите сразу два цвета и ведите счет параллельно;
  2. засчитывайте только предметы одежды окружающих людей выбранного цвета;
  3. выберите два цвета: один ищите в одежде мужчин, другой - у женщин;
  4. замените цвет на форму (круглую, треугольную и т.п.);
  5. ищите один цвет + одну форму;
  6. для развития визуального восприятия подсчитывайте оттенки цвета (не все красные предметы, а отдельно - алые, пунцовые, вишневые и т.д.);
  7. соревнуйтесь с ребенком, супругом, коллегой - кто больше насчитает предметов за время совместной прогулки.

Упражнение, помимо внимания в целом и памяти, развивает такую важную функцию, как избирательность внимания - умение выделять в информационном поле объекты, обладающие определенным признаком. Такая способность очень полезна тем, кому приходится регулярно искать какую-либо информацию в Интернете или книгах.

«Кулачки». Это упражнение хорошо известно на Востоке: его активно используют в рефлексотерапии (метод лечения, в основе которого лежит воздействие на биологически активные точки организма).

Сожмите левую руку в кулак, а правую ладонь держите в открытом положении (большой палец прижмите к остальным). Расположите левую руку, сжатую в кулак, перед собой. А открытую ладонь правой руки таким образом, чтобы ее средний палец касался мизинца левой руки.

Затем поменяйте положение рук. Теперь правая рука у вас сжата в кулак, а левая ладонь раскрыта, и средний палец левой руки дотрагивается до мизинца правой. Несколько раз повторите это упражнение, стараясь как будто бы перескакивать вниманием с одной руки на другую. Если у вас это получится легко, ускоряйте темп «перехода».

«Я здесь». Данную технику также называют медитацией внимания. Для ее выполнения не придется садиться в позу лотоса или надолго отвлекаться от текущих задач. Нужно всего лишь 10 раз в течение дня перенести внимание с окружающего мира на свое тело и сказать: «Я здесь!». Лучше делать это вслух, однако можно и про себя - когда вы на работе или в людном месте.

Результат: натренированные память и внимание, а также хотя бы краткое пребывание «здесь и сейчас», к которому стремятся все йоги и люди, занимающиеся личностным ростом.

Тренируйтесь при каждом удобном случае, и результаты не заставят себя ждать. Успехов вам!

От автора: прямо сейчас я еду в поезде, а значит, у меня ужасный wifi. Большинство сайтов просто отказываются загружаться, а те, которые все-таки загружаются, не грузят изображения, из-за чего на веб-страницах остаются большие дыры. К счастью, большая часть изображений не критична для понимания контента, однако их отсутствие напомнило мне еще кое о чем. В моем случае это восприятие производительности, которое намного важнее реальной производительности. И это натолкнуло меня на идею.

Не так давно я консультировал клиента с высоконагруженным сайтом, которого, к сожалению, я не могу назвать. Меня взяли в середине разработки, чтобы помочь ускорить сайт.

Сайт изобиловал очень большими баннерами, которые даже с оптимизацией замедляли загрузку страницы. Я много чего сделал, чтобы заранее подгружать изображения, запускать запросы пораньше и т.д. Однако одна из самых простых моих техник заключалась в том, что я использовал средний цвет в качестве background-color для замены настоящего изображения, пока оно не загрузилось. Так пользователь не будет видеть огромные пустые пространства, пока изображения не загрузились. Этот крайне низкозатратный подход радикально повысил восприятие производительности:

откройте Photoshop;

фильтры >> размытие >> среднее;

JavaScript. Быстрый старт

с помощью пипетки выделите получившийся цвет;

используйте этот цвет в качестве background-color.

Masthead { background-image: url(/img/masthead.jpg); background-color: #3d332b; }

Masthead {

background - image : url (/ img / masthead . jpg ) ;

background - color : #3d332b;

Эту же технику я использовал на домашней странице моего сайта на своих баннерах. Если изображения загружаются очень долго, показываем пользователю однотонный цвет. Прямо сейчас в поезде я зашел на свой сайт и увидел следующую картину:

Изображения не критичны для контента, в принципе, не важно, что они не загрузились. Хотя картинка и выглядит лучше меня самого, она слегка резковатая. Мы видим просто большой, однотонный, бездушный цвет. Как это исправить?

CSS градиенты и несколько фоновых изображений

Довольно просто, я хочу сделать грубый образ фотографии через CSS градиент. Нельзя говорить о том, что грубый образ будет действительно похож на изображение. Это будет буквально несколько сгустков часто используемых цветов. Эти цвета я использовал в качестве background-image на изображениях. Да ну! Изображения уже являются фоновыми изображениями. Не парьтесь, с IE9 мы можем задавать несколько фоновых изображений на одном элементе. Мы можем задать изображение и его градиентное приближение за один раз. То есть если в браузере есть CSS:

он может рисовать CSS приближения;

он может посылать запросы на настоящие изображения, которые подгрузятся, когда будет возможность.

Более подробно о нескольких фоновых изображениях на MDN .

Как создать приближение

Чтобы создать CSS-версию моего баннера из нескольких цветов, я открыл исходное изображение в Photoshop’е и разделил его на области с наибольшими оттенками. Так как большая часть объектов на изображении идет сверху вниз, я сделал вертикальные области. Очень удобно, области составляют 25% от изображения:

JavaScript. Быстрый старт

Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения

Затем я выбрал каждую секцию по отдельности и использовал фильтры >> размытие >> среднее, что дало мне такую картину:

linear-gradient(to right, #807363 0%, #251d16 50%, #3f302b 75%, #100b09 100%)

Порядок расположения фонов в коде определяет порядок отображения изображений. Первое значение (в нашем случае само изображение) будет загружаться сверху, а градиент находится под ним. То есть если страница опять не до конца загрузится, мы увидим следующее:

Разница небольшая, но, по крайней мере, не так топорно, как обычный однотонный цвет. Осталось добавить немного текстуры и намека на общую композицию отсутствующего изображения.

Практичность

Как вы могли заметить, в сети очень много мануалов по данной технике. Пока мы не найдем надежного способа автоматизировать этот процесс (или если не найдем), на мой взгляд, эту технику лучше использовать в случаях, как был у меня: отдельное изображение с очень низкой скоростью изменения.

Фолбэк на уровень ниже — просто взять средний цвет изображения и применить его в свойстве background-color. Тут уже не нужны градиенты и несколько фонов, но код придется писать под каждое изображение индивидуально.

Тем не менее, я очень доволен способом. Он дает пользователям с плохим соединением немного лучший контент. Если на вашем сайте есть такие же статичные изображения, советую поэкспериментировать с данной техникой.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама