THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Коэффициент увеличения выкройки (прибавка на усадку при построении шаблона) и Коэффициент усадки шерсти

Как говорится:" Скажи мне, насколько ты увеличиваешь выкройку - и я скажу тебе, какая у тебя усадка"

Предлагаю начинающим валяльщицам и валяльщикам научиться различать понятия КУШ (Коэффициент Усадки Шерсти) и КУВ (Коэффициент Увеличения Выкройки), научиться правильно высчитывать прибавку на усадку при построении шаблона.

Правильный расчет и правильное построение шаблона помогут вам получить запланированный результат, проваленное, качественное изделие и не разочароваться в результате!

КУШ (Коэффициент Усадки Шерсти) - эта цифра покажет нам сколько % дает усадку наша шерсть в образце по сравнению с первоначальной раскладкой, т.е. какая у нас усадка шерсти, нам это пригодится для дальнейших расчетов.

КУВ (Коэффициент Увеличения Выкройки) - эта цифра покажет нам насколько нужно увеличить выкройку для дальнейшего валяния и получения запланированного размера готового изделия.

Прежде чем, начать валять определенную вещь из имеющейся у нас шерсти и строить шаблон, необходимо сделать образец и высчитать КУШ (коэффициент усадки шерсти).

Делаем образец. Высчитываем КУШ и УШ.

1. Рисуем маркером на пленке квадрат размером 30х30.

2. Выкладываем испытуемую нами шерсть на этой площади квадрата, стараемся не выходить за края. Выкладываем столько по весу, слоям, толщине шерсти сколько планируем выкладывать на задуманном изделии.

3. Валяем, с таким усилием и временем, каким будем валять наше изделие. Проводим полный технологических процесс, в том порядке, как планируем потом валять изделие.

4. Сушим готовый проваленный образец.

5. Берем линейку и замеряем получившийся у нас образец. Если одна сторона образца у нас получилась чуть длиннее, ни чего страшного, значит эту сторону вы больше поваляли.

6. Итак, замеряем длину и ширину готового образца. Для примера, мы делали образец для последующего валяния тапок, из полутонкой шерсти. Длина у нас получилась - 18 см, ширина - 17,8 см.

Длина Изделия: Изначальная длина квадрата была 30 см. Уваляли мы по длине до 18 см. Произведем деление: 18:30 = 0,6

Ширина Изделия: Изначальная ширина квадрата была - 30 см. Уваляли мы по ширине до 17,8 см. Опять производим деление: 17,8:30 = 0,593. Округляем до сотых - 0,59.

(0,6 + 0,59)/2 = 0,6 - средний КУШ (коэффициент усадки шерсти) - (это 60% от раскладки с учетом ее усадки в 40%)

Рассчитываем размер раскладки шерсти следующим образом. УШ (усадка шерсти) у нас получилась 40%, поэтому возьму именно эту величину.

Условно обозначим: ГИ - готовое изделие, Ш - шаблон . С учетом того, что усаживается именно раскладка на шаблоне получаем:

ГИ = Ш х 0,6 (КУШ 0,6 - это 60% от раскладки с учетом ее УШ в 40 %).

18 см = 30 см х 0,6

Из этой формулы получаем, что:

Ш = ГИ/0,6 - т.е. размер шаблона для валяния в образеце равен размеру готового изделия, деленному на соответствующий КУШ (в данном случае для УШ в 40%)

30 см = 18 см/0,6 - для УШ в 40 %

Р = Г/0,7 - для УШ 30%

Р = Г/0,5 - для УШ 50%

Ну, вот мы и научились делать образцы из имеющейся у нас шерсти и высчитывать УШ и КУШ. Осталось взять за правило, перед началом валяния из шерсти, УШ и КУШ которой нам не известен, делать образцы и сохранять их в альбомчике с описанием.

Строим выкройку/шаблон. Высчитываем КУВ.

Итак, ниже представлено соответствие КУВ (Коэффициентов Увеличения Выкройки) с % УШ (процентом усадки шерсти) - еще раз - это разные показатели!

Условно обозначим: В - выкройка, Ш - шаблон .

В х КУВ = Ш - (при % УШ) т.е. Выкройку умножаем на коэффициент увеличения выкройки, откладываем эти значения и получаем в итоге шаблон для валяния, по которому ведем раскладку шерсти, нужную нам при нашем % усадки шерсти.

Смотрим на нашем примере:

Если нам нужен квадрат войлока, к примеру для подставки, размером 18 см х 18 см.

1. Строим выкройку 18 см х 18 см.

2. Сколько же нам нужно прибавить к выкройке, чтобы построить правильный шаблон и после увалки у нас точно получилось 18х18? Мы знаем, после сделанного образца, что УШ у нас получилась 40%.

3. Считаем по формуле В х КУВ = Ш - (при % УШ)

18 см х 1,67 = 30,06 см, округляем и получаем 30 см - у нас будет шаблон для валяния при УШ 40 %.

или можно закладывать на усадку в % (коэф. 1,67 = 67 %)

Или можно закладывать на усадку в % (коэф. 1,67 = 67 %)

18 см /100*67% = 12,06 см, округляем и получаем 12 см, которые нужно прибавить к выкройке, к 18 см. Выкройка 18 см + 12 см = 30 см шаблон.

Вот такую таблицу мы получаем себе в помощь:

В х КУВ = Р - (при % УШ)

В х 1,40 = Р - (при 29 %)

В х 1,45 = Р - (при 31 %)

В х 1,50 = Р - (при 33 %)

В х 1,55 = Р - (при 35 %)

В х 1,60 = Р - (при 38 %)

В х 1,65 = Р - (при 39 %)

В х 1,67 = Р - (при 40 %)

В х 1,70 = Р - (при 41 %)

В х 1,75 = Р - (при 43 %)

В х 1,80 = Р - (при 44 %)

В х 1,85 = Р - (при 46 %)

В х 1,90 = Р - (при 47 %)

В х 1,95 = Р - (при 49 %)

В х 2,00 = Р - (при 50 %)

В х 2,10 = Р - (при 52 %)

В х 2,20 = Р - (при 55 %)

Удачи всем в расчетах и в валянии! Надеюсь эта статья вам помогла разобраться с КУВ и КУШ (УШ).

1.Обводим стопу куклы.
2.Пририсовываем высоту ботинка.
3.Длина стопы 12см, 12*1,5=18см, (18-12)/2=3см. Прибавляем вправо и влево по 3см.
4.Объем стопы в районе «косточки» - 12см, 12*1,5=18, 18/2=9см, т. е. Ширина стопы на шаблоне должна быть 9см, прибавляем по 2,5см.
5.Проводим линию и вверх откладываем 30см (требуемая высота 20см*1,5)
6.Объем голенища 18см +4см для язычка, 22*1,5=33см, 33/2=16,5см, т. е. В верхней части наш шаблон должен быть 16,5см
7.Рисуем наш шаблон, он уже будет напоминать валенок.
Обращаю ваше внимание, во всех направлениях разные прибавки. Если бы мы в высоту прибавили по 3см, как и для стопы, то получили бы только 16см на выходе, вместо 20 запланированных.

Сама выкройка может быть какой угодно. Я расскажу об увеличении.
1.На линии середины изделия ставим точку «О».
2.Из т.О проводим лучи через точки Т1,Т2,Н1,Н2.
3.Измеряем расстояние от т.О до т.Т1, умножаем на 1,6 (за миллиметрами не "гонимся", округляем до 0,5 и 1,0см), откладываем этот размер на нашем луче - получаем новую точку.
Повторяем это для каждой точки.
4.Соединяем точки и получаем увеличенную выкройку.
Длина нашей юбки почти равна ширине, поэтому увеличение почти равномерное. Если валять юбку «макси» и добавить в длину столько же, как и для бедер, то есть шанс получить «мини».

Выкройку можно взять из журналов мод. Линию середины делим пополам, ставим т.О. Увеличиваем так же, как и юбку. Лучи проводим через все крайние точки.

Точно так же увеличиваем рукав.

Построение шаблона тапочек.

Источник:http://voilok-ru.livejournal.com/2775481.html
Всем здравствуйте!

Как и обещала,выставляю схему расчета выкройки на куртку-жакет-пальто при разной усадке шерсти по длине и ширине.Во как закавыристо написалось!!! Те,кто читал мой пост про пальто,уже знают,что сейчас будет долго.Те,кто не читал,знайте:сейчас будет долго:)))

И так,что нам для этого нужно? Самое первое-образец 30х30 из той шерсти из которой мы собираемся делать свой ШЕДЕВР. У кого образца нет-бегом делать,я подожду....Пока народ лихорадочно валяет образец я расскажу тем у кого он есть,про свой. Шелк понж 6,один слой Новозеландского мериноса желтого(это название с Волкнола) и один-Новозеландский белый(Волкнол) Это собственно то,из чего сотворено мое белое пальто. Начальный размер образца - 30х30,после увалки 20х15.Первая цифра - ширина(прим.автора:).О,я вижу подтянулись те,кто бегал валять образец,так что думаю,можем продолжить.И так,образец есть,теперь надо простую,базовую выкройку себя любимой,ну или той любимой,на которую и будет создаваться ШЕДЕВР. Что мы делаем для этого? А для этого мы:
1 .Берем сантиметр и снимаем с себя основные мерочки - ОГ,ОТ,ОБ,ДСТ,ДПТ и тд. и строим эту самую базовую выкройку,можно на газетке. Вижу,народ растерялся:(((Поднимите руки,кто не имеет минимального опыта в кройке и шитье.Опустите руки.Переходите к следующему пункту.

2 .Бежим к соседке-портнихе на два этажа выше или ниже(ну тут уж как кому повезло) и за небольшую мзду просим построить нам эту самую базовую выкройку.Если вдруг у вас не оказалось под рукой подходящей мзды,или нет такой соседки,или вы вообще буржуин(ка) и живете в отдельном доме,то не пераживайте,для вас остается еще одна возможность:)

3 .Бежим в ближайший ларек Союз-печати(или как оно там теперь называется) и покупаем что? Ну конечно же,журнал"Бурда".Теперь не так что бы на много,но все-таки возвращаемся к пункту 1 .,берем в руки самтиметр и таки снимаем мерки ОГ(обхват груди),ОТ(обхват талии) и ОБ(обхват бедер) и поэтим цифирькам в таблице в середине журнала находим свой размер,а по размеру-выкройку.Для первого раза я очень рекомендую взять просто блузку, как у меня(прим.автора).

Вот выкройка у нас есть,образец есть,еще нам понадобится калькулятор,большой мешок(два) для мусора,фломастер и линейка.Предупреждаю:дальше начнется заумная нудятина с фотографиями:(((

Для увеличения выкройки я использую систему разбива той самой выкройки на ПРЯМОУГОЛьНЫЕ сегменты,с системой"лучей" у меня как-то не сложилось:((Дальше в тексте буду использовать сокращения с абревиатурой в скобках.Пож-ста,следите за ней внимательно.
И так берем образец 30х30, после увалки у меня 20х15 и рассчитываем не %,а коэффициент увалки по ширине(первая цифра образца) и длине(вторая).
30/20=1.5 коэф.увалки по ширине (КШ ) и 30/15=2 коэф.увалки по длине (КД )
Почему коэф.,а не % я не буду сейчас обьяснять,долго,и кажется Лена yozhyk уже это делала более квалифицировано чем я.Поэтому просто возьмите эти цифры,они работают.Проверено.Имеите ввиду,что у каждого сейчас должен быть СВОЙ КОЭФ.,т.к.каждый валял свой образец из своей шерсти. А в дальнейших расчетах я буду использовать СВОЙ просто для наглядности.
Начнем с детали спинки. Складываем ее пополам,т.е. совмещаем точки,отмеченные крастиками с серединой спинки,у меня на выкройке там написано"сгиб".Назовем ее долевая линия(ДЛ ).Теперь складываем нашу деталь поперек,совместив самую высокую точку плеча(стоит крестик) с линией низа,получаем поперечную линию(ПЛ ).Линии-обязательно под прямым углом к друг другу.На фото я выделила их розовым.
Забыла упомянуть,что перед этим мы разрезаем наш мешок и используем его вместо бумаги(если конечно,у кого-то есть бумага такого размера,то тоже сгодится).Теперь эти же линии надо перенести на пластиковую выкройку(ПВ ).Отмеряем на бумажной выкройке(БВ ) расстояние от середины спинки(написано "сгиб") до ДЛ и умножаем(х) на КШ :12.5 х 1.5 = 18.75,округляем до 19 и проводим на ПВ ДЛ на расстоянии 19 см от края.Помним,что у каждого сейчас свои цифры(прим.автора:))На фото мешок
почти слился со столом,но различить все-таки можно.
ПЛ на ПВ рисуем произвольно,но сохраняем прямой угол между ДЛ и ПЛ .Вот они наши линии на БВ и на ПВ .Я на них для наглядности еще крестики наставила.
Следующая ступень к Парнасу-это нижняя точка проймы.Через нее мы проводим еще одну ПЛ .На фото видно новую ПЛ без крестиков:((
Отмеряем на БВ расстояние от старой ПЛ до новой ПЛ 9.5 х КД = 19 см.Рисуем эту же линию на ПВ отмерив 19 см от ПЛ .
Отмеряем на этой новой ПЛ расстояние от ДЛ 12,5 х КШ = 18,75(19) см,ставим точку. На старой ПЛ меряем расстояние от ДЛ 11 хКШ = 16.5 см,ставим вторую точку и их соединяем.
Ура,кусок выкройки у нас уже есть! Следующий сегмент или еще одна ПЛ ,проходит через горловину
Отмеряем на БВ расстояние от старой ПЛ до новой-новой ПЛ 29 х КД = 58 см.Откладываем эти 58 см на ПВ .И сразу же отмеряем на БВ на пересечении ДЛ и ПЛ рас-е до плеча 31.5 х КД = 63.Ставим точку на ПВ (звездочки)
Сейчас верхняя точка проймы.Замеряем на БВ рас-е от пересечения ДЛ с новой-новой ПЛ 7.5 х КШ = 11.25 см,откладываем наПВ .Следующую точку я делала примерно на глаз.немного вверх и в сторону.Эти точки выделены кружками.
И так мы имеем две точки(звездочка и верхняя точка в круге),через которые проведем линию плеча.Замеряем длину плеча на БВ 11 х КШ = 16.5 см,откладываем на ПВ .
Теперь плавной кривулькой прорисовываем горловину.
Сейчас пройма.Рас-е между новой и новой-новой ПЛ делим пополам и рисуем еще одну ПЛ (синяя) на БВ и на ПВ .
На БВ замеряем рас-е(по синей линии) от ДЛ до линии проймы 6.5 х КШ = 13 см,откладываем на ПВ .На фото-красные звездочки.
Рисуем еще одну кривульку.

На след.фото на БВ в кружочках-это линия талии.Она присутствует на выкройках из журнала "Бурда".
Отмеряем рас-е на БВ от ПЛ до талии вниз по боковому шву 10.5 х КД = 21 см,ставим черточку на ПВ .Отмеряем на БВ рас-е от точки талии по спинке до линии бокового шва 22 х КШ = 33 см,отмеряем на ПВ , опять ставим черточку.Там где наши черточки пересеклись-талия..Дорисовываем линию.
Теперь бедро.Самая широкая точка бедра находится ниже линии талии примерно на 18-20 см(константа).Я возьму 18 х КД = 36 см,откладываем на ПВ вниз от талии(желтый кружек).Далее тоже самое,что с линией талии.Отмеряем на БВ от середины спины рас-е до линии бокового шва 25 х КШ = 37.5 см,откладываем на ПВ .Соединяем плавненькой кривулькой талию с бедром.
Теперь низ.Зависит от той длины,которую вы хотите иметь В моем случае было 45 см от талии х КД = 90 см на ПВ .Если низ изделия предполагает быть узким,то просто продлите по боковому шву линию бедра(пунктир),если расклешенный,то расширьте его к низу.
АУУУУУ!!!Есть кто живой еще????
А теперь я скажу вам самое главное и быстро убегу,пока меня на закидали шерстью:))) Теперь вы самостоятельно проделаете все тоже самое с остальными деталями вашей выкройки. Добрая я,правда!?:)
Все что там сверху написано, на первый взгляд выглядит ужасно,но никто не обещал,что будет легко,да мы и не ищем легких путей:)
На самом деле попробуйте спокойно и внимательно проработать одну-две детали и вы увидите,что совсем не страшно:)) Успехов.
А я пошла залечивать мозоли на пальцах от клавиатуры....

Когда я выставляю свои "хвастики", обычно, главный вопрос, который мне задают - о посадке.
Попробую рассказать о своем методе условно-цельновалять одежду сложного покроя. Это не будет МК по валянию, это рассказ именно о технологическом приеме. Поэтому здесь не будет фото процессов раскладки или уваливания. Про это есть масса прекрасных МК замечательных мастеров.

В преферансе есть присказка, о том, что «дурная лошадь с места - в карьер». Так вот это про меня. Я - та самая дурная лошадь.
И, поэтому, когда в сферу моей деятельности вторглось валяние (спасибо тебе, Танечка, если бы не ты - я бы еще пару лет рассуждала о том, что надо бы попробовать), то малые формы меня не увлекли. Делать - так одежду. Нуно. Ну, не умею я мыслить шарфиками…
Но тут возникла проблема. Цельноваляная одежда, которую я видела, имела либо совершенно примитивный крой, либо посадку, которая меня, как человека шьющего, не могла удовлетворить.
Техники, которые позволяли избежать этих проблем (крой из подготовленного полотна с последующим сшиванием, или условно-цельноваляные вещи, которые кроятся из префельта, собираются и доваливаются) предполагают количество отходов, несовместимое с моей ленью и жабой.
Остается раскладка по выкройке, увеличенной на КУ (коэффициент усадки), но в этом случае при дальнейшем валянии, всяко, нарушается геометрия детали, а значит, снова, возможен только примитивный крой. Круг замкнулся.
Решение оказалось неожиданно простым. Нужно валять на шаблоне! Ну конечно! Если сделать шаблон по выкройке, увеличенной на КУ, с припуском на швы, чуть бОльшим, чем при шитье, можно валять совершенно симметричные ПАРНЫЕ детали любой сложности, с сохранением геометрии. При этом, снятые с шаблона, разные детали будут идеально стыковаться друг с другом, в соответствии с моделью. Остается только сшить префельтовые детали и довалять вещь.

Для наглядности фото с комментариями на примере нуно-жакетика с запАхом. (часть фотографий с МК)

Выкраиваем из ткани, подготовленной для нуно, детали БЕЗ припусков на швы. Делаем шаблон с припусками. Важно: если Вы привыкли работать с шаблоном из толстой пенки (4-6мм), стоит закрепить выкроенную ткань на шаблоне крупными стежками толстоватой (я беру №40 в две нити) синтетической (полиэстровой) ниткой контрастного цвета

Если шаблон из пенки 2мм, пришивать не обязательно, можно просто «приклеить» мокрую ткань к шаблону, но это требует гораздо большей аккуратности и сноровки.

Приступая к раскладке следует помнить, что для некоторых тканей необходимо прокладывать тонюсенькие, прозрачные прядки основной шерсти на лицевой стороне по краю самой ткани для его красивого приваливания.

Намочили-намылили, пожужжали, перевернули, кто как привык

и разложили вторую сторону. Мыло, ВШМ, покатали, погладили ручками до состояния стабильного префельта.

Разрезаем аккуратно по периметру

Если ткань на шаблоне закрепляли - вынимаем «наметку»

Вытаскиваем шаблон.

Отжимаем, расправляем. Вешаем сушиться. Также делаем все остальные детали.

Если делаем тонкую вещь - желательно детали полностью высушить. Если это пальто или куртка - можно продолжить работу с влажными деталями.
Подравниваем припуски. Берем тонкую шелковую нитку в тон, и начинаем сшивать. Оптимальным способом, на мой взгляд, является сшивание «внахлест»

Но можно выполнить швы и «вразутюжку» (тогда лучше сшивать на швейной машинке, тоже тонкой шелковой ниткой), и «взаутюжку» (удобно, например, для вшивания рукава, припуск заложить к плечу).

Про рукава стоит поговорить отдельно

Видите оранжевые метки? Это осилки, проложенные по меткам выкроек синтетической нитью еще при раскрое. Очень удобная вещь. После сборки их нужно удалить.

Собранную вещь кладем на стол войлочной стороной вверх, расправляем шов, поливаем мылом

и тщательно притираем. Так все швы.

Когда швы подготовлены, можно довалять все изделие.

Выполаскиваем, закисляем, снова выполаскиваем, аккуратно отжимаем, сушим, отпариваем.

В зависимости от выбора цветов шерсти и ткани, способа сборки швы могут выглядеть по-разному, но всегда вполне презентабельно. Вот, например, стык плечевого шва и шва оката рукава нашего жакета

А это - подмышка (боковой шов и шов втачивания рукава)

С этим мастером мы познакомились почти два года назад, когда Лара впервые пришла к нам на посиделки в Шкатулочку в красивом бирюзовом платье. Многие тогда обратили внимание на хорошую посадку её работ. Лара Соболева более 20 лет занимается текстилем и одеждой, художник по образованию, член Московского союза Художников.

Этот мастер-класс за полтора года посетили многие. И начинающие, и мастера. Технология проста и эффективна. Ларе удалось совместить валяние со своим опытом кройки и шитья и создать оригинальныйшаблон с блокиратором проймы позволяющий создавать идеально сидящую пройму рукава.

Лара подробно объясняет, как увеличить выкройку. Эта технология позволяет Вам адаптировать практически любую понравившуюся выкройку для валяния на шаблоне. И получить в результате хорошо сидящее войлочное изделие, которое не будет деформироваться при дальнейшей носке и стирке.

Рукав увеличивается отдельно. И тут обычный коэффициент (длина) с 40% изменяется на 50%

особенное внимание на свободу облегания

а теперь самое интересное. Готова выкройка полочки и рукава. Но что делать с проймой?

Лара создает вот такой шаблон с блокиратором проймы...

И прокладывает блокираторы

на рукаве виден "надставленный" кусочек

Теперь на этом шаблоне можно создавать цельновалянную одежду. Только на пройме останется небольшой участок, который нужно будет сшить. Но это вы поймете и увидите дальше...

Раскладка. Сначала Лара выкладывает все без рукавов

вискоза, шерсть, муга...

закрепляет машинкой

ещё раз проверяет длину рукава

и начинает раскладку

теперь нужно пройти машинкой всё

перевернуть шаблон

раскладка другой стороны

постепенно сдвигаем блокираторы и раскладываем рукава

теперь все проходим машинкой

валяем до полуготовности

вот что получилось с проймой. Почти весь рукав цельный. Только внизу небольшой разрез, который нужно зашить.

Лучше шелковой ниткой тогоже цвета...

вот такой шов

теперь закладываем шов шерсткой

и проходим машинкой

затираем

Посадка на манекен. Изделие ещё не село до нужного размера, но уже видно, что рукав и пройма на месте.

растягиваем рукава и немного притираем...

уже почти готово

Изделие прекрасно село без всяких дополнительных подгонок и притирок...

Пока Лара работала, я попросила девочек померить некоторые её работы. Посмотрите, как "сидят" вещи...

это жакет из кардочеса

А вот, что Лара говорит сама о работе с войлоком:

"Сначала были поиски технологии для себя, когда еще толком не умела валять, но 15 летний швейный опыт сказывался и в валянии. Искала идеальную посадку, возможность посадить валяную одежду так же, как сидит обычный швейный текстиль. Но в процессе обнаружила, что валяная одежда имеет гораздо больше возможностей в идеальной посадке, чем шитье. И главное для этого не требуется большого опыта и знания портняжного искусства..

Когда стала преподавать, то пришлось оттачивать, адаптировать технологию под практическую работу с группой, пришедшей на мастер класс. Только снятое с шаблона изделие, с зашитыми и заваленными швами подмышкой уже практически сидит на фигуре, только гораздо большего размера. Но оно еще не сваляно. В процессе валяния проявляется грудь и талия, можно заложить разную свободу облегания, поиграть с формой. Но это еще не все. Важно так же, что бы это носилось и не выходило из строя как можно дольше. Это зависит от направления раскладки. Но все это только основа, каркас для наполнения идеями декора и дизайна. Хорошая основа для самовыражения творческой мысли и волшебных возможностей войлока. "

Это платье одной из учениц Лары. Оно сваляно, но ещё не посажено...

но уже видно, что замечательное будет платье!

это результат прошлого семинара...

ещё одно платье со шнуровкой по бокам...

И ещё много фотографий...

И хочу ещё раз поблагодарить Лару за разрешение опубликовать подробный отчет. С проблемой хорошей посадки войлочной одежды сталкиваются очень многие, но не у всех есть возможость посетить мастер-класс... СПАСИБО!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама