THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Желание заботиться о других, спасать других

Кто работает в области наркологии, тот часто слышит от родственников: "Хочу спасти своего мужа (сына)". Я получила 3 мешка писем от жен алкоголиков в ответ на статью в журнале "Работница" "Выйти замуж за алкоголика". В каждом письме есть слово "спасать". Могут быть вариации – "вытащить из трясины", "не дать пропасть". Не сговариваясь между собой, люди со всей России пользуются одинаковыми словами. Что это? Одна из закономерностей проявления созависимости.

Спасать других – призвание созависимых. Они любят заботиться о других, часто выбирают так называемые помогающие профессии – врача, медсестры, учительницы, психолога, воспитательницы. Как будто созависимые созданы для своих алкоголиков. Призвание созависимых – любить алкоголиков, выходить за них замуж, рожать им детей, лечить алкоголиков, воспитывать их, посвятить им всю свою жизнь. Все это было бы хорошо, если бы отношение к значимым близким действительно помогало спасать больных зависимостью от психоактивных веществ. Забота о других перехлестывает разумные и нормальные размеры, может принимать карикатурный характер.

Их поведение вытекает из убежденности в том, что именно они, созависимые, ответственны за чувства, мысли, действия других, за их выбор, за их желания и нужды, за их благополучие, за недостаток благополучия и даже за саму судьбу. Созависимые берут ответственность за других, спасают их от ответственности за самих себя, при этом совершенно безответственны за собственное благополучие. Плохо питаются, плохо спят, не посещают врача, не знают своих собственных потребностей.

Спасая больного, созависимые лишь способствуют тому, что он будет продолжать употреблять алкоголь или наркотики. Тогда созависимые злятся на больного. Попытка спасать почти никогда не удается. Это всего лишь деструктивная форма поведения, деструктивная и для зависимого, и для созависимого человека.

Однако желание спасать так велико, что созависимые могут делать то, что в сущности не хотели делать. Созависимые говорят "да", когда им хотелось сказать "нет". Они делают для близких то, что те сами могут сделать для себя. В действительности они делают больше за кого-то, чем для кого-то. Они удовлетворяют нужды своих близких тогда, когда те не просят их об этом и даже не согласны, чтобы созависимые это для них делали.

Созависимые постоянно отдают больше, чем сами получают от своего близкого. Созависимые говорят за другого, думают за него, верят, что могут управлять его чувствами, и не спрашивают, чего хочет тот другой. Они решают проблемы другого, хотя подобное решение не своих проблем редко бывает эффективным. В совместной деятельности, например, в ведении домашнего хозяйства, они делают больше, чем им следовало бы делать по справедливому разделению обязанностей.

Такая "забота" о других предполагает некомпетентность, беспомощность другого, неспособность делать то, что делает за него созависимый близкий. Все это дает возможность созависимым чувствовать себя постоянно необходимыми, незаменимыми. "Спасатель" нуждается в том, чтобы в нем нуждались. Таковы психологические выгоды от спасательства – подпитка низкой самооценки, удовлетворение потребности быть нужным. В глубине души "спасательнины" не чувствуют себя любимыми или достойными любви. И тогда поведение определяется посланием: если я нелюбима, то я буду необходима. Твое желание – моя команда. Твоя проблема – моя проблема. Потом "спасательницы" злятся на тех, о ком заботятся. "Спасательницы" чувствуют себя использованными и выброшенными. Иногда той тряпочкой, о которую люди вытирают ноги у двери.

Я использую слово "спасательница", а не "спасительница" потому, что Спаситель у нас один – Иисус Христос. Когда созависимые пытаются спасать, они действительно хотят уравнять свою миссию с делом Бога. Они распоряжаются жизнями и судьбами других. Они полностью обесценивают способность другого сделать для себя то, что действительно спасет его.

Но в отличие от воли Бога у них это не получается. Поэтому я для них использую несколько иное слово. Они не могут делать то, что делает с нами Бог.

Такое нездоровое заботливое поведение граничит с пособничеством. Рядом с каждым алкоголиком в семье есть человек, который способствует поддержанию алкоголизма в активном состоянии. Пособник своими действиями помогает алкоголику продолжать пить, спасает его от страданий, от неудобств, вызванных последствиями его алкоголизации, и тем самым облегчает алкоголику возможность пить дальше. Нездоровая роль жены или матери алкоголика называется пособник. Когда мы, созависимые, спасаем таким вот нездоровым образом?

Когда звоним на работу начальнику мужа и говорим, что он простудился и не придет на работу, а на самом деле он в похмельном состоянии.

Когда платим долги его кредиторам.

Когда берем такси и грузим его пьяное тело, доставляем домой.

Когда ищем захмелевшего супруга в темноте или по тем адресам, где он может находиться.

Когда делаем что-то такое, чего мы не хотели делать. Не хотелось же раньше тратить силы в супружестве на то, чтобы тащить его из лужи.

Делаем для другого человека то, что он сам в состоянии сделать для себя.

Оказываем помощь тогда, когда нас не просили об этом, либо даем больше того, чем нас попросили.

Когда мы говорим за других людей. Если на консультации больной и родственница, то обычно говорит она.

Когда мы миримся с несправедливым разделением обязанностей, например, все домашние дела взваливаем на себя, а муж может пить.

Когда мы не говорим о своих потребностях, нуждах, о том, чего мы хотим.

В общем, мы спасаем каждый раз, когда берем на себя излишнюю заботу о другом взрослом (Битти М., 1997).

Я думаю, какие хорошие слова: забота, спасать кого-то, жертвовать собой, любить до самоотречения. Это похоже на милосердие. Почему же смысл поведения разрушающий, деструктивный? Я стала врачом, чтобы научиться спасать людей от смерти. Мне казалось, что это очень благородно, альтруистично. В наркологии я узнала о нездоровой роли спасательницы. Где граница доброго и злого поведения? Некоторые авторы самопожертвование относят к самоумерщвлению (Боухал М., 1983).

В медицине бывают острые и хронические болезни. В жизни бывают периоды обычного течения событий и кризисные состояния. Я думаю, что полезно спасать только при острых болезненных состояниях – например, когда человек без сознания, в коме, в шоке, при острой травме, при остром аппендиците, во время кровотечения. Дети и старики – это отдельная тема. Они в силу возраста беспомощны, поэтому их надо спасать. Но когда больной в хроническом болезненном состоянии, то его надо не спасать, а помочь ему самому преодолеть свой недуг. Алкоголизм и наркомания, не считая состояний острого отравления, относятся к хроническим болезням. Помогать необходимо, но при этом верить в целительную силу самой личности больного. Не в медицине, а в жизни людей спасают лишь в чрезвычайных ситуациях. Есть такое министерство – МЧС, министерство по чрезвычайным ситуациям. Есть общество спасения на водах. Да, если человек тонет, то это чрезвычайная ситуация, спасать необходимо.

Какие чувства сопровождают акты спасания? Иногда спасательница испытывает неловкость и дискомфорт в связи с проблемой человека, иногда свою святость, жалость к нему. Жены алкоголиков вообще склонны путать жалость с любовью. Когда мы, созависимые, спасаем, то можем себя воспринимать более компетентными, чем тот, кому помогаем. Можем подумать, что я – героиня, раз я спасаю. Он беспомощен, а я сильная, я все могу.

Созависимые чувствуют себя нужными в данный момент. В этом чувстве заключена великая награда.

После того, как жена алкоголика начала его спасать, она неизбежно будет двигаться в сторону другой нездоровой роли в семье – роли преследовательницы. Она "щедро" помогла, допустим, приволокла его пьяного домой, затем не удержалась от упреков и негодования. Этот несчастный алкоголик остался неблагодарным! Когда жена спасала, она делала нечто такое, что не желала делать, она отказывалась от собственных нужд и планов на это время, как же она может не злиться? Объект спасения протрезвляется, не благодарит и даже не принимает многочисленных советов жены. Жена входит в роль обвинителя. Гнев и ярость обрушиваются на "спасенного" алкоголика.

Алкоголик – живой и переменившееся настроение жены прекрасно чувствует. Он использует этот момент, чтобы перейти в наступление. Бывает, что в этот момент он ударит жену. Это вырвался его праведный гнев за то, что кто-то посчитал его некомпетентным и взял на себя его ответственность. Люди возмущаются, когда их считают некомпетентными, никчемными, неспособными.

Наступает поворот в движении созависимой супруги к излюбленной роли на дне треугольника – роли жертвы. Это предсказуемый и неизбежный результат спасательства. Жертву переполняют горькие чувства беспомощности, обиды, подавленности, печали. Разрастается до невероятных размеров чувство жалости к самой себе. Вот опять меня использовали и отбросили. Я так старалась, я сделала доброе дело, а он... Ну почему, почему это всегда случается со мной?

Почему? На все свои законы есть.

"Спасая" химически зависимого своего близкого, созависимые неизбежно подчиняются закономерностям, известным под названием "Драматический треугольник С. Карпмана" или "Треугольник власти" (Karpman S., 1968, 1971).

Созависимые пытаются спасать других, потому что для созависимых это легче, чем переносить дискомфорт и неловкость, а часто и душевную боль, сталкиваясь с неразрешенными проблемами своих близких. Созависимые не научились говорить: "Это очень печально, что у тебя такая проблема. Чем я могу тебе помочь?" Созависимые говорят так: "Я здесь. Я сделаю это за тебя". Демон низкой самооценки сидит внутри созависимых и гоняет их по граням треугольника С. Карпмана.

Помогать людям, давать людям часть своего времени, своего таланта – это очень хорошо. Все это входит в здоровые взаимоотношения между людьми. Где же проходит грань между здоровой заботой о других и нездоровым спасательством?

Прислушаемся к своим чувствам. Человек со здоровой самооценкой хорошо себя чувствует в отношении себя самого, других людей. Он хорошо себя чувствует, когда дает что-то другим. Созависимый может чувствовать себя при своих бесконечных и безразмерных "даю" нехорошо, горько, обиженно. Все-то ему кажется, что его недооценили.

Должны быть разумные пределы того, что мы делаем в здоровых взаимоотношениях для других людей. Это нормально – уравновесить "даю" и "беру". Никто не сказал, что необходимо отдавать другим все.

Не надо думать о других людях, что они хуже нас. Другие не беспомощны. Другие не безответственны. Они не слабоумны. Зачем же обращаться с ними так, как будто они сами не могут взять ответственность за себя. Рель не идет о грудных детях.

Если, заботясь о других, мы в этом качестве перестаем заботиться о себе, предаем свои важные потребности и интересы, то это знак того, что мы занимаемся плохим делом, вредным и для себя, и для того, о ком заботимся.

Надо срочно взять на себя ответственность за себя и позволить другим людям делать то же самое. Самое доброе, что мы можем сделать для себя, – перестать быть жертвой.

Если созависимый человек не научится распознавать моменты, когда он становится спасателем, то он будет постоянно позволять другим виктимизировать его, т.е. ставить в положение жертвы. Фактически сами созависимые участвуют в процессе собственной виктимизации. Драма развивается но граням треугольника С. Карпмана.

Сдвиг ролей в треугольнике сопровождается изменением эмоций, причем довольно интенсивных. Время пребывания созависимого человека в одной роли может длиться от нескольких секунд до нескольких лет; за один день можно двадцать раз побывать то в роли спасателя, то в роли преследователя, то в роли жертвы.

Цель психотерапии в данном случае может заключаться в том, чтобы научить созависимых распознании, свои роли и сознательно отказаться от роли спасателя. Это предотвратит неизбежность попадания в роль жертвы.

Один из участников игры "Спасатель – преследователь – жертва" может однажды сказать: "Все, хватит, я выхожу из игры". Если этого не произойдет, спасатель и спасаемый могут погубить друг друга.

Отказаться от спасательства и не позволять другим спасать себя – вот одна из задач преодоления созависимости.

Как уже подчеркивалось выше, у созависимых приобретает особую значимость такое качество, как направленность вовне, external refferentig, no A. Schaef (1986). Эту характеристику созависимости связывают с низкой самооценкой. Поскольку созависимые не ощущают себя достаточно ценными людьми, они так или иначе направлены на внешние ориентиры. Лица, которые почти полностью зависят от внешних оценок, будут делать все возможное, чтобы сохранить взаимоотношения с кем-то важным для себя. Даже если эти взаимоотношения тяжелы и разрушительны. Рассказы жен больных алкоголизмом о своей жизни – это драма, жизнь в аду. Даже если разведутся с алкоголиком, то часто все равно продолжают жить вместе.

У созависимых страдает концепция своего "я", нет четких представлений, как другие должны к ним относиться. Без взаимоотношений с другими созависимые чувствуют себя менее значимыми, а иногда ничтожными. Во взаимоотношениях они часто уступают другим, даже в том случае, когда от созависимых этого не требуется. Они остаются преданными и тогда, когда объект привязанности им изменяет или жестоко с ними обращается. Одна из книг о созависимости называется "Женщины, которые любят слишком сильно". Взаимоотношения больного алкоголизмом и супруги могут быть очень тесными, они буквально не могут жить друг без друга. Это дает каждому из них чувство безопасности. Безопасность, добытая столь нездоровым образом, любой ценой, является застывшей, статичной, что мешает отношениям развиваться.

Из-за низкой самооценки для созависимых приобретает особую важность вопрос: "Что скажут другие?" Созависимые тратят много энергии на то, чтобы управлять тем, какое впечатление они производят на других. У людей с адекватной, здоровой самооценкой точка отсчета в оценке себя находится внутри, созависимые добровольно отдали точку отсчета окружающим. Созависимые стремятся быть "хорошими", действительно могут делать много хороших дел, и они верят, что им удается производить нужное впечатление на окружающих, контролировать восприятие окружающих.

Цель жизни созависимых может сводиться к вычислению, чего хотят другие, к удовлетворению чьих-то желаний; действия направлены на то, чтобы доставить удовольствие другим. Отсюда потребность в угодничестве. Даже в постели они могут заботиться не о своих желаниях, а о том, чтобы доставить удовольствие партнеру.

Развиваются поразительные способности распознавать, что нравится и что не нравится другим людям. Созависимые верят, как только они станут такими, какими их хотят видеть другие, жизнь сделается безопасной, надежной, они будут приняты в тех кругах, куда стремятся. Они так сильно зависят от других, что даже право на существование должно подтверждаться другими. Они не уверены, что законно занимают место в жизни. Им необходимо подтверждение этого извне. Созависимые не доверяют своему собственному восприятию, пока другие не подтвердят его.

Возможно, эта их особенность движет ими, когда они стремятся заботиться о своих близких, больных зависимостью. Здесь забота не является любовью, а скорее это проявление власти над другим человеком. Созависимые навязывают свою волю больному и тем самым лишают его своей собственной воли. Заботливые созависимые люди очень властолюбивы. Это и перекручивает их взаимоотношения в семье. Практика угоднического поведения тоже определяется этой характеристикой созависимых.

Итак, выше приведены в описательном порядке проявления созависимости. Возможно, кто-то захочет взять в руки краткий инструмент диагностики и быстро определить наличие или отсутствие созависимости у себя, у дочери, у подруги и т.д. Могу вооружить читателя такими инструментами. Привожу некоторые из них ниже.

Из книги Законы выдающихся людей автора Калугин Роман

Обучение других Обучайте других тому, чему вы учитесь сами. Пытаясь высказать и разъяснить кому-то новую концепцию для оказания этому человеку помощи, вы сами понимаете ее еще лучше. В действительности, вы знаете предмет только в той степени, в которой можете научить

Из книги Жизнь удалась! Как успевать полноценно жить и работать автора Козлов Николай Иванович

Я относительно других Кто-то видит себя выше других, кто-то – ниже. Сильнее или слабее окружения. Вместе или отдельно от других. Какая картинка покажется вам оптимальной? Если ты рядом с мудрым волшебником, пусть он будет выше тебя: ты сможешь у него учиться. Если ты видишь

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

Познай других Даже у самого интровертного Гефеста обычно есть близкие люди. Б отличие от комфортно чувствующего себя в отшельничестве Гадеса, Гефест глубоко и остро реагирует на поведение людей, и окружающие способны оказывать на него сильное эмоциональное влияние.

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

Эмоции за других Идентификация - это действие ума, с помощью которого мы отождествляем себя с другими людьми, предметами владения, абстракциями, например с профессией, группой, государством или партией, к которой принадлежим. В идентификации можно выделить много

Из книги Искусство быть эгоистом автора Мамонтов Сергей Юрьевич

Жизнь для других Михаилу С. 25 лет, он продавец в большом супермаркете.- Не знаю уж, что и делать. Я на все пошел - и работу сменил, и с приятелями своими институтскими года два не виделся, только! и знаю - работа, дом, дом, работа. А они все недовольны. И работа не та, и ребенком

Из книги Прощаю себе. В 2 тт. Том 2 автора Виилма Лууле

Желание быть лучше других Все стрессы происходят от страха меня не любят и суммируются в ударную силу, имя которой желание быть лучше других. Наиболее честно оно реализуется в кулачном поединке, наиболее понятно – в слове, наиболее недоброжелательно – в мысли.Этот

Из книги Происхождение альтруизма и добродетели [От инстинктов к сотрудничеству] автора Ридли Мэтт

Не хуже других Прежде чем вы обвините меня в полнейшем цинизме, хочу заметить: я отнюдь не ставлю своей целью лишить добродетель добродетели. Если вас слишком волнуют мотивы щедрых людей, значит, вы ходите кругами. Истинный альтруист не подарит ничего, ибо понимает: им при

Из книги Введение в психологическую теорию аутизма автора Аппе Франческа

Из книги Ищи свой талант автора Воробьев Геннадий Григорьевич

НЕ ПОТЕРЯТЬ ДРУГИХ Скорпион почти не шевелился, но кругом царил переполох.Полупроснувшиеся люди суетились, трясли свою одежду, из которой больше ничего не выпадало. Постепенно остывали. Смотрели на часы. До завтрака оставалось еще два часа. Повар в соседней юрте только

Из книги Ху из ху? [Пособие по психологической разведдеятельности] автора Курпатов Андрей Владимирович

«Прогнозы» о других «Он будет мною не доволен» (или «он будет обрадован»), «они не оценят мой поступок» (или «они мною восхитятся»), «она проигнорирует меня» (или «она будет без ума от меня»), «они поддержат мою инициативу» (или «они меня обсмеют»), «он заметит, что я делаю»

Из книги Ангелы среди нас автора Вирче Дорин

Желание спасать – своего рода наркотическая зависимость Наркотическая зависимость – это всегда попытка заполнить внутреннюю эмоциональную пустоту чем-то внешним. Она позволяет моментально испытать восхитительное чувство защищенности, любви и умиротворения.Спасая

Из книги Креативное решение проблем [Как развить творческое мышление] автора Лемберг Борис

Ублажающие других Ваша потребность в одобрении других людей дает им контроль над вашим счастьем. Но никто не заслуживает права иметь такое влияние на вас.Вы ищете одобрения, чтобы избежать конфликта. Обладаете сверхъестественным чутьем относительно того, что хотят

Из книги Что ты выберешь? Решения, от которых зависит твоя жизнь автора Бен-Шахар Тал

Мотивировать других Случается, что в важном для вас деле участвуете не только вы. Бывает, что для достижения цели вы задействуете и других людей. Например, если вы работаете в команде (в главе, которая посвящена техникам креативности, вы найдете несколько эффективных

Из книги Лучше совершенства [Как обуздать перфекционизм] автора Ломбардо Элизабет

30 Отстаивать собственное превосходство или Заботиться о чувствах других людей Я поняла одну вещь: люди забудут твои слова, люди забудут твои дела, но люди никогда не забудут, как они чувствовали себя рядом с тобой. Майя Анжелу Обычно, когда мы думаем, что в чем-то

Из книги Ключ к сверхвозможностям! 100 + 1 идея для раскрытия вашего потенциала от монаха, который продал свой «феррари» автора Шарма Робин С.

Не застревайте из-за других Бывает ли у вас ощущение, что другие люди тянут вас на дно, засасывают, как зыбучие пески? Жизнь в духе «лучше совершенства» подразумевает, что вы не только по-новому смотрите на мир и взаимодействуете с ним, но и можете влиять на то, как

Из книги автора

53. Верьте в других Я взял детей на фильм с Хилари Суонк «Писатели свободы». Он тронул меня до глубины души. Слезы навернулись. Мне захотелось быть, и делать, и давать больше. Захотелось улучшить мир. Капитально.Из фильма я вынес еще одну мысль: лидерство заключается в том,

Заботиться о близких людях - это естественно для каждой из нас. Хорошо, когда такая забота не выходит за рамки, нарушая границы личного пространства других людей. Ведь в противном случае вполне можно "задушить любовью". А задумывались ли вы о том, что такое внимание к обеспечению комфорта другим людям не идет на пользу и вам самой? Сегодня автор-психолог рассказывает читательницам сайт, как научиться разумной заботе о своих близких, чтобы вы и окружающие получали от нее максимум пользы и удовольствия.

Ощущение собственной значимости

Потребность в любви и заботе

Забота о близких

Лида окружила своего любимого человека нежностью, заботой и вниманием. Она стремится предугадать любое его желание, часто звонит на работу, беспокоясь о его делах, всегда интересуется, не нужна ли любимому помощь, полдня проводит на кухне, стараясь порадовать новыми блюдами.

Она постоянно дает ему советы о том, как лучше одеться, подстричься, вести себя с друзьями, коллегами, начальством… Лида абсолютно уверена - она знает, что будет лучше всего для любимого.

К сожалению, все старания девушки напрасны - мужчина мечты не ценит ее заботу. Более того, его раздражает внимание Лиды, потому что он считает ее поведение слишком навязчивым.

На самом деле, Лида дает любимому то, в чем нуждается сама. В детстве ей не хватало внимания и заботы, поскольку родители все время были заняты своими делами, и теперь она пытается воплотить во взрослой жизни свои детские мечты.

Девушка подсознательно ставит партнера на свое место, совершенно не задумываясь о том, что он может нуждаться в совершенно других знаках внимания. Молодой человек считает ее заботу чрезмерной и начинает тяготиться отношениями.

Лида же продолжает щедро проявлять свою любовь, совершенно не понимая «чего же еще нужно этим мужчинам?». Так же поступают родители, которые всеми силами стараются дать своим детям все то, чего не было у них самих.

На самом деле, они пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты, не задумываясь о том, что у детей есть свои собственные желания.

Что делать?

Часто люди проецируют свои внутренние эмоции и желания во внешний мир, полагая, что все вокруг чувствуют так же, как и они. Именно поэтому нам так трудно принять тот факт, что другому человеку нужно не то, что нам.

Если вы ощущаете, что партнер тяготится вашей любовью и вниманием, просто спросите его о том, что ему не нравится и почему. Узнайте, чего он хотел бы на самом деле.

Диалог - это самый простой способ выяснить нужную информацию. Признайте, что вы сами хотели бы получить все то, что даете партнеру, вы ждете от него ответной реакции, благодарности.

Если это так, то просто попросите его об этом, объяснив свои желания.

Если же вы сами стали жертвой излишней душевной щедрости, то поблагодарите партнера за заботу и объясните, что именно вам не нравится в его поведении, скажите, что вы чувствуете в связи с этим.

Не обвиняйте партнера, а поговорите о том, чего бы вам хотелось на самом деле и поинтересуйтесь его желаниями.

Домашние тираны

Чувство собственной значимости

Забота о близких

Вика очень любит свою дочь Таню, она свято уверена, что знает лучше всех, что же той нужно. Именно поэтому она регулярно просматривает ее компьютер, телефон и всегда в курсе того, с кем встречается девушка.

Если Вике не нравится очередной поклонник дочери, то она делает все для того, чтобы его отвадить - звонит ему, встречается с ним и ведет душеспасительные беседы. К сожалению, дочка не ценит ее заботу и всячески старается избавиться от опеки матери.

Сначала Таня ушла из дома и стала снимать квартиру вместе с подругой, а потом и вовсе стала жить с парнем, который вскоре оказался за решеткой по обвинению в мошенничестве.

Вика перестала общаться с девушкой, так как считает, что ее дочь - неблагодарная эгоистка. Несмотря на это, все разговоры Вики с подругами сводятся к обсуждению дочери - к слезам и жалобам на нее.

На самом деле подобное вмешательство в личную жизнь другого человека говорит о том, что жизнь самой Вики пуста и одинока. Постоянно опекая дочь и контролируя каждый ее шаг, Вика ощущает себя нужной и значимой.

Вместе с тем она закрывает глаза на собственные проблемы, одиночество, нереализованные желания и мечты.

«Неблагодарность» и «плохое поведение» дочери позволяют Вике оправдывать свое бездействие по отношению к себе самой, ведь ей все время нужно беспокоиться о дочке, для себя совсем нет времени!

Что делать?

Для начала ответьте на следующие вопросы:

    Решения каких собственных проблем вы избегаете, так подробно вникая в жизнь другого человека?

    Чего вы боитесь, делая своего мужа, ребенка зависимыми от вас? Скорее всего, ваш главный страх - боязнь остаться наедине с собой.

Если вы себя не реализовали в жизни, если не имеете никаких других источников получения эмоций, кроме заботы о родственниках, то, скорее всего, вы будете душить их своей любовью, а они будут бунтовать против вашей домашней тирании, совершая иногда самые неадекватные поступки.

К сожалению, в подобных случаях человек не хочет сам видеть своих проблем, ведь он так долго искал способ закрыть на них глаза. Часто, чтобы решиться заняться своей жизнью, требуется профессиональная помощь.

Если вы заметили, что подменили свою жизнь решением чужих проблем (чаще всего выдуманных вами же), то найдите в себе силы и отпустите другого человека, сместив фокус внимания на себя и устройство своей жизни.

Поверьте, как только вы найдете гармонию с собой, реализуете свои мечты, почувствуете, что нужны сами себе и перестанете лезть со своей навязчивой заботой к близким, то и отношения между вами наладятся, сопротивление прекратится.

Если же вашим родственникам понадобится ваша помощь, то они о ней обязательно попросят сами.

Если вы сами оказались в ловушке гиперопеки, то единственный способ избавиться от нее - стать самостоятельным человеком. Здесь вполне можно обойтись без бунта и экстрима.

Объясните, что с вами все в порядке, что вы взрослый и самостоятельный человек и в состоянии справиться со своими проблемами сами. Скажите, что благодарны за поддержку, но если вам понадобится помощь, то вы сами попросите о ней.

Старайтесь действительно решать свои проблемы самостоятельно, дистанцируйтесь от опекающего, мягко прекращая любые попытки влезть в вашу жизнь.

Чаще предлагайте излишне заботливому свою помощь, проявляйте инициативу - тем самым вы покажете, что сами способны позаботиться не только о себе, но и о других. Повторяйте, что очень цените его заботу и именно поэтому хотите ответить тем же.

Таким образом, вы смещаете фокус его внимания в сторону собственных проблем, а не ваших.

Постоянная тревожность

Потребность во власти

Забота о близких

Мама Игоря всю жизнь работала на серьезных руководящих должностях. Она привыкла контролировать всех и вся. Когда сын женился, она как раз вышла на пенсию. Вот тут и началось.

Сначала мама предлагала свою помощь в уборке квартиры, стирке и готовке. Когда жена Игоря сказала, что они справляются сами, мама разозлилась.

Она стала приходить тайком (у нее были ключи от квартиры сына), забирать грязное белье, приносить еду, переставлять по-своему всякие мелочи и жаловаться Игорю на дурной характер его жены, повторяя, что должна быть уверена в том, что ее сынок хорошо питается и живет в комфорте.

Начались скандалы. Когда же у пары родился ребенок, мама замучила жену Игоря своими советами по уходу за малышом.

Она всегда все знала лучше всех, ее жутко раздражало, что ее мнение жена сына игнорирует. Всем было понятно - мамочка Игоря хочет максимально облегчить жизнь молодой семьи.

А вот жена… конечно же, хочет разлучить сына с любимой мамой!

На самом деле, мама Игоря привыкла командовать и, выйдя на пенсию, тут же переключилась на семью сына, где продолжала вести себя как руководитель.

Желание командовать, страх потерять власть над сыном (как это так, он теперь слушает другую женщину!), заставляли ее проявлять навязчивую заботу и вступать в конфликты, вместо того, чтобы оказать действительно необходимую помощь.

Тяга к тотальному контролю встречается также у людей, которые с детства были очень зависимы от родителей и мечтали вырваться из-под их опеки. Детская беспомощность часто перерастает в страх потерять контроль.

Такой человек будет беспокоиться обо всем на свете, постоянно третируя домашних своими советами, звонками, придирками и гиперопекой. Он будет требовать постоянного отчета от каждого члена семьи, ведь только держа все под контролем, он чувствует себя уверенно.

Что делать?

Если у вас наблюдается неумолимая жажда власти, то направьте ее в нужное русло - займитесь карьерой, политикой, бизнесом, личными проектами и т.д. В общем, всем тем, где ваша властная натура сможет быть полезной.

Реализовав свои амбиции на работе, дома вы вряд ли захотите командовать.

К сожалению, ужиться с контролером очень сложно. Нужно иметь очень устойчивую психику, цельный и сильный характер, чтобы выдержать его напор.

Своей заботой он делает вас совершенно беспомощным человеком, что в свою очередь дает ему возможность манипулировать вами и ощущать свою власть. Учитесь принимать только ту заботу, которая вам действительно необходима, и решительно отвергайте то, что вас напрягает.

Для этого не нужны скандалы, понадобится лишь терпение в объяснении того, что вы приемлете, а что - нет.

Повышенная тревожность

Чувствовать себя немного лучше и меньше беспокоиться им помогает планирование, контроль и внимательность. Чтобы быть спокойными за близких, они будут звонить им по сто раз в день, заботливо предупреждать о возможных опасностях, рассказывать о способах поведения в различных ситуациях, даже если это обычное включение газовой плиты.

Бесконечные: «ты поел?», «ты взял зонтик?», «ты помнишь про визит к стоматологу?», «ты не опоздаешь на работу?», «на дорогах опасно, будь осторожен» способны вывести из себя любого взрослого человека.

А все потому, что от подобной заботы люди начинают чувствовать себя умственно отсталыми. «Она что, держит меня за идиота, раз думает, что я забыл, как включать плиту? Или просто считает себя умнее других?» - вот примерно такие мысли посещают жертву заботы.

Что делать?

Постарайтесь различать заботу и беспокойство. Забота - это когда вы думаете о потребностях другого человека и допускаете, что они могут быть не похожими на ваши. Беспокойство - это эгоистическое чувство, призванное убаюкать вашу собственную тревогу.

Признайте, что рядом с вами живут здоровые, взрослые и ответственные люди, способные принимать самостоятельные решения. Ваша тревожность - это ваша проблема, и другие люди не обязаны от этого страдать.

Поэтому займитесь регуляцией своего эмоционального состояния, а для этого обратитесь к психологу или самостоятельно освойте методы борьбы со страхами.

Если такой тревожный человек живет рядом с вами, то единственное, что вы можете сделать - это успокоить его.

Поблагодарите за внимание и заботу, скажите, что справитесь со всем самостоятельно, пусть не волнуется и занимается своими делами. Но если вам понадобится его помощь, вы тут же ему об этом сообщите.

Нам кажется, что заботясь о близких, мы проявляем свою любовь. Но иногда забота превращается в одно из сильнейших средств манипуляции. Навязчивая забота способна разрушить даже самые прекрасные отношения.

Это происходит тогда, когда делая что-то для любимого человека, вы ориентируетесь на свои, а не на его желания, полагая, что только вы можете точно знать, что же ему нужно. Человеку очень важно ощущать себя правым, иначе нарушается картина его идеального мира.

Но в следующий раз, прежде чем обрушить на кого-то свою заботу, подумайте, нужно ли это любимому человеку. Научитесь отделять свои желания от чужих, а для этого начните слушать и слышать своих любимых.

Екатерина ГОРШКОВА,
психолог-консультант



Забота

Забо́та

сущ. , ж. , употр. часто

Морфология: (нет) чего? забо́ты , чему? забо́те , (вижу) что? забо́ту , чем? забо́той , о чём? о забо́те ; мн. что? забо́ты , (нет) чего? забо́т , чему? забо́там , (вижу) что? забо́ты , чем? забо́тами , о чём? о забо́тах

1. Заботы - это дела, проблемы, о которых человек думает, которые беспокоят его.

У деда и бабушки было много своих забот, они нам не помогали. | Весна принесла мне новые заботы - дочь влюбилась в какого-то подозрительного типа.

2. Если вам (у вас) забот хватает, достаточно, значит, у вас много дел, проблем.

Животными занимается сам Володя: жене хватает забот с двумя маленькими дочками.

3. Если вы говорите о каком-то деле, что это ваша (его, их и т. д.) забота , значит, именно вы (он, они и т. д.) должны делать это.

Ты только давай деньги, а как достать билеты на самолёт - это моя забота.

4. Заботой называют внимательное отношение к человеку, помощь и поддержку.

Его раздражала моя забота о заболевшей Оленьке, он ревновал и злился.

5. Если вы проявляете заботу о человеке, значит, вы очень внимательны к этому человеку, помогаете ему.

В этом городе незнакомые люди проявляли фантастическую заботу обо мне: помогали найти жильё, врача и слушали мои невероятные рассказы о жизни.

6. Если вы поручили человека (возможно, себя), животное чьим-то заботам , значит, вы попросили кого-то вместо вас ухаживать за человеком (собой), животным.

Ей пришлось ненадолго уехать из города, и на это время она поручила моим заботам свою любимую канарейку.

7. Заботы по дому - это домашние дела, связанные с хозяйством.

В заботах по дому незаметно прошёл день.

8. Если вы говорите о каком-то новом деле Не было заботы! , вы хотите сказать, что это дело неприятно вам, вы не хотели бы заниматься этим, так как у вас и так много дел, проблем.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "забота" в других словарях:

    Активность, направленная на достижение блага к.(ч.) л. Среди объектов З. называют мир в целом, окружающую среду, животных, общественные ин ты. В качестве особого предмета З. выступает отношение человека к самому себе и к др. людям. М. Хайдеггер… … Философская энциклопедия

    Жен. заботка, заботушка, заботанька; заботишка; заботища; усердные хлопоты, беспокойное попеченье, радушное беспокойство о ком или о чем; гребта. Всякому дню подобает забота его. День придет, и заботу принесет. Плохо жить без забот, худо без… … Толковый словарь Даля

    Попечение, рачение, радение, рвение, старание, беспокойство, возня, хлопоты; уход, внимание, надзор, призор, присмотр, призрение. Тут нужен глаз (присмотр), . Имение заброшено (без призору). Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом … Словарь синонимов

    ЗАБОТА, заботы, жен. 1. Беспокойство, опасение. Отца угнетала забота о дальнейшей судьбе сына. «Тоска, предчувствие, заботы теснят твою всечасно грудь.» Пушкин. 2. только мн. Хлопоты. Весь день его был наполнен служебными заботами. || Уход,… … Толковый словарь Ушакова

    ЗАБОТА, ы, жен. 1. Беспокойство, беспокойное, обременительное дело. Жить без забот. Много забот у кого н. Заботы по хозяйству. 2. Мысль или деятельность, направленная к благополучию кого чего н. З. о человеке. 3. Внимание, попечение, уход.… … Толковый словарь Ожегова

    забота - деннонощная (Мельников Печерский); докучная (Сологуб); земная (Ратгауз); неотвязная (Мей); сумрачная (Пушкин); угрюмая (Коринфский) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А … Словарь эпитетов

    - (евр. дэага йагон), в первую очередь беспокойное и гнетущее состояние, связанное с обдумыванием предстоящего поступка или события (Пс 12:3, в Синод. пер. скорбь; Притч 12:25, в Синод. пер. тоска; Иез 12:18 и след., в Синод. пер. печаль).… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    забота - ЗАБОТА1, разг. печаль ЗАБОТИТЬСЯ/ПОЗАБОТИТЬСЯ, беспокоиться/побеспокоиться, думать, сов. озаботиться ЗАБОТА2, опека, попечение, попечительство, призрение ЗАБОТЛИВЫЙ, бережный, осторожный, отзывчивый, тактичный ЗАБОТЛИВОСТЬ,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Забота - Забота ♦ Souci Память о будущем, вызывающая не столько доверие, сколько беспокойство. Человек всегда озабочен – постольку, поскольку он обладает разумом (а значит, и памятью) и отличается хрупкостью (а значит, вынужден беспокоиться).… … Философский словарь Спонвиля

    Забота - – занятость мыслей чем то, каким то делом, обеспокоенность им. Здравствуй, Софья, что ты Так рано поднялась! а? для какой заботы? (А. Грибоедов, Горе от ума). Ср. озабоченность, беззаботность. * * * – постоянная поддержка, обеспечивающая не… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    забота - большая забота глубокая забота необыкновенная забота необычайная забота неустанная забота неусыпная забота огромная забота чрезмерная забота … Словарь русской идиоматики

Книги

  • Забота о глазах. Проблемы зрения от синдрома сухого глаза до дегенрации желтого пятна , . Если у вас или членов вашей семьи возникают проблемы со здоровьем, больше всего в этот момент вам нужна надежная, заслуживающая доверия информация. Узнать, как в действительности обстоят дела…

Нет ничего более замечательного и прекрасного, чем забота о другом человеке, и не будет преувеличением сказать, что наши действия, направленные на благо другого, выражают собой вершину эволюции человеческого сознания, ведь часто, когда мы говорим о личности, мы автоматически подразумеваем ту или иную степени эгоизма.

Эгоизм — естественное свойство живого организма.

Например, животные абсолютно эгоистичны. И, что бы ни говорили любители домашних питомцев (а в их заблуждениях на этот счет, несомненно, есть искренность), это действительно так, и даже в тех случаях, когда, например, собака защищает своего хозяина, она делает это исключительно из эгоистических соображений, ведь инстинкт толкает ее на автоматическое поведение, а хозяин — вожак или член стаи, которого надо защищать.

А что насчет людей? Будучи биологически животными, осознанно или не очень, но многие люди строят свои жизненные стратегии на тех же принципах. Что поделать, наш личный мир всегда эгоцентричен, и в основе принципа выживания всегда стоит тот самый животный абсолютный эгоизм, который заставляет нас жить только ради себя. А говоря точнее, ради одного — психологического благополучия нашего Я.

Что бы мы ни делали в жизни, какими бы идеями ни руководствовались, но в основе всех наших стремлений лежит наше внутреннее психологическое благополучие, которое каждый из нас стремится достигнуть и продлить во времени. Возможно, кто-то согласившись с этим скажет, что речь здесь идет о стремлении человека к счастью. И будут не совсем правы, поскольку ситуация с благополучием несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Вся неоднозначность психологического благополучия заключается в том, что в его основе всегда лежит наша личная, субъективная оценка внутренней реальности. Например, некоторые люди утверждают, что они вполне благополучны и счастливы, вовсе не связывая это понятия со счастьем или с какими-либо эмоциями вообще.

С этим ничего не поделать, ведь такова природа нашего сознания, и оно всегда в конечном счете оценивается изнутри. И если кто-то пытается навязать нам свое понимание благополучия или счастья, его оценка всегда останется субъективной.

Но значит ли это, что любое общественно одобряемое деяние, каковым и является забота о другом человеке, всегда основано на эгоизме и поиске благополучия для себя?

Является ли забота о других эгоизмом?

Настаивать на подобном подходе неизменно любят люди, которые откровенно живут для себя, не стесняясь при случае говорить, что в их эгоизме нет ничего дурного, ибо он естественен и присущ любому живому существу на планете.

«В глубине души вы все такие же, как и я» — вот типичное заявление эгоиста, которое он транслирует в общество, будучи совершенно уверенным, что весь мир состоит из людей, подобных ему.

Конечно, такие заявления, всегда вызывают законные вопросы у тех, кто более чем в эгоизм привык верить во врожденный альтруизм человека разумного. Как нам ответить, например, на такой вот вопрос — есть ли разница между человеком, работающим волонтером в больнице, ибизнесменом, мерилом благополучия которого давно стали власть и деньги?

Всякий раз, когда мы говорим о разнице, мы говорим о границе, которую проводим между понятиями. Но для того, чтобы эту границу провести, мы должны определить: во-первых, что такое забота, а во-вторых, чем она отличается от эгоизма?

Итак, определение: забота — это действие, направленное на другого и призванное принести этому другому благополучие.

Таково классическое определение термина, и из него вроде бы следует, что забота — это конечно акт альтруизма.

Но, не все так просто и проблема в том, что забота может приносить благополучие по-разному, а вернее, в нескольких различных вариантах — тому, о ком заботятся, тому, кто заботится или (иногда) сразу обеим сторонам. И мы попробуем воспользоваться этим рассуждением, чтобы найти ту границу, которая отгородила бы истинную заботу о других от эгоизма.

Начнем с эгоизма. Из трех перечисленных вариантов второй идеально подходит под определение эгоизм, и, надо сказать, встречается он в нашей жизни куда чаще, чем хотелось бы.

Всем знакома ситуация, когда один близкий человек проявляет «внимание» и «заботу» по отношению к другому, не особо интересуясь мнением последнего. Такое явление часто встречается в семьях, когда родители «заботятся» о детях, исходя исключительно из своего собственного понимания этого действия. Стоит ли говорить о том, что в таких семьях мнения ребенка никто и никогда не спрашивает, считается, что родителям и так понятно, что именно нужно их отпрыску.

Такое положение дел является скорее нормой, чем исключением, а в большинстве, на первый взгляд, вполне благополучных семей, такая «забота» является само собой разумеющейся, до такой степени, что заговори вы об этом с родителями, многие даже не поймут, в чем проблема и что вы хотите им сказать.

Но общество начинается с детства и с воспитания, и воспитанные определенным образом люди, став взрослыми, часто начинают вести себя точно так же, как и родители.

Зачем люди заботятся о других.

А теперь давайте посмотрим, какимимотивами могут руководствоваться люди, заботящиеся о других подобным образом.

Та забота о ближнем, которую мы ранее назвали «эгоистичной», может иметь несколько причин. Мы не будем рассматривать причины исключительно материального характера, когда «заботящийся» делает это ради материального вознаграждения, но попробуем посмотреть на это с точки зрения психологии.

Человек, как правило, не осознает истинных причин, по которым он заботится о других подобным образом, он предпочитает думать и демонстрировать окружающим, что в основе его действий лежат самые благие намерения, самые искренние и альтруистичные побуждения.

Такие люди часто любят проявлять заботу демонстративно, и они никогда не упустят случая рассказать об этом своим близким, друзьям, знакомым и обязательно дадут это понять самому объекту заботы.

Конечно, так происходит не всегда. Бывает, что забота не выносится на публичное обозрение, но тогда она обязательно становится предметом гордости и значимости самого заботящегося.

Как нетрудно понять, в обоих случаях забота для человека — это награда в виде одобрения его действий или со стороны общества, или со стороны себя лично. Другими словами, заботящийся получает определенную выгоду, ради которой он старается совершать свои поступки.

В основе такой выгоды чаще всего лежит удовлетворение от социального или личного одобрения «правильных действий» (я живу и действую так, как должно). Копнув немного глубже, мы обнаружим здесь чувство вины (я не таков, каким должен быть), а стремление избавится от чувства вины и толкает человека на действия, которые выглядят «правильно» (искупление вины через заботу).

Помимо чувства вины, есть еще несколько причин, например, стремление ощутить через заботу свою собственную значимость или устранить чувство беспокойства или страха через контроль своего подопечного.

Итак, можно сделать вывод — в основе односторонней (эгоистичной) заботы лежит стремление решить свои психологические проблемы за счет того человека, о ком заботятся.

Но решается ли проблема на самом деле? Конечно нет, ведь временное удовлетворение, полученное таким образом, никоим образом не затрагивает источника проблемы.

Помимо этого, ситуация усугубляется еще и тем, что временное решение достигается за счет использования другого человека, которому часто не оставляют даже небольшой возможности такой заботы избежать.

Существует ли бескорыстная забота?

Если в основе стремления заботится о других людях так часто лежит чувство вины, страха или стремление к самоутверждению, то как же насчет альтруизма? Возможно ли вообще, чтобы человек заботился о другом абсолютно бескорыстно?

Чаще всего о бескорыстии говорят, когда человек делает что-то, не получая за это материального вознаграждения. Однако, если учесть все то, о чем мы только что вели речь, то придется признать, что истинного альтруизма просто не существует, ведь во всем, что мы делаем для другого всегда есть наш личный интерес.

Конечно, между заботой, навязываемой другому, и той, что по-настоящему необходима человеку, есть огромная разница. Но в чем состоит эта разница, если все наши действия изначально эгоистичны?

Такие вопросы всегда происходят от привычки все измерять с точки зрения моральных стереотипов, ведь мы часто исходим из их самоочевидной ценности. Но сами по себе, в отрыве от интересов людей, моральные нормы не имеют ни малейшего смысла.

В чем настоящий смысл заботы о других?

Этот вопрос приобретает совершенно иной контекст, если мы рассмотрим его с позиций психологического благополучия — как заботящегося, так и того, о ком заботятся.

И здесь мы вплотную подходим к варианту, когда забота становится взаимовыгодным обменом, когда оба человека приобретают в результате заботы чувство психологического благополучия.

Например, если человек заботится о другом с любовью, а он или она это искренне принимает, то в результате истинным вознаграждением для обоих будет то же чувство. Или, говоря иначе, ощущение психологического благополучия высокого уровня.

Вне всякого сомнения, кто-то сможет усмотреть в этом взаимный эгоизм и принцип «ты мне, я тебе», однако, скорее всего это будет человек, которому не знакомо чувство любви, а также и проистекающее из него искреннее стремление к помощи, которое можно с полным на то правом назвать бескорыстным. И тот, кому это чувство знакомо, легко поймет, что это не просто взаимовыгодная сделка двух людей по обмену одного на другое, но фактическая отдача друг другу чувства любви, в основе которого не лежит никаких условий и никакого торга.

Таким образом, здесь можно сделать вывод, что только заботу, основанную на любви и сострадании, мы можем назвать истинной.

После того, как мы фактически определили критерий истинной заботы, давайте рассмотрим признаки, по которым можно отличить действия тех, кто привык манипулировать другими людьми под лозунгом заботы и внимания.

Признаки эгоистичной заботы.

— Человек, который заботится о другом, делает это демонстративно, напоказ.

— Он неустанно подчеркивает тот факт (перед другими или перед самим собой), что он приносит жертву, заботясь о другом.

— Он демонстративно отказывается от своих интересов в пользу своего подопечного. Занимает позицию, которую можно охарактеризовать так — «Мои интересы не важны, либо глубоко вторичны, главное — это ты».

Именно такие люди чаще всего считают, что любое следование своим собственным интересам — проявление эгоизма, и всячески осуждают такую манеру поведения в других. Внешне они всегда ведут себя подчеркнуто альтруистично, однако, подобное поведение продиктовано стремлением избавится от чувства вины, а в основе их действий и оценок других людей, лежит ханжеская позиция следования усвоенным ранее социальным стереотипам. Именно для такого типа людей свойственно фактическое игнорирование истинных интересов их подопечных, потому что на самом деле, сознательно или нет, они преследуют только свои интересы.

— Человек проявляет свою заботу без учета интересов другой стороны, он почти никогда не интересуется тем, нужна ли такая забота на самом деле.

— Заботящийся манипулирует свои подопечным, пытаясь навязать необходимость своих «услуг». Он постоянно стремится убедить в необходимости своих действий окружающих и, в первую очередь, сам объект своего внимания.

— Насильственная забота. Когда стремления «жертвы заботы» не принимаются во внимание, а процесс заботы продолжается, даже несмотря на протесты и просьбы это прекратить. При этом часто можно услышать слова: «Я лучше знаю, что тебе нужно».

— Отношение к подопечному, как к человеку, неспособному о себе позаботиться, несамостоятельному, зависимому.

При этом часто бывает, что заботящийся стремится взять на себя якобы ответственность за действия или бездействие объекта заботы. Подобная манипуляция может принести невероятный вред, приучая подопечного к мысли о том, что любые его проблемы и вопросы решаются без его участия. Такая ситуация не редкость в семьях, где по отношению к детям принята позиция гиперопеки. Таким образом выстраиваются зависимые отношения между родителями и детьми, которые сохраняются потом на протяжении всей жизни.

Признаки искренней и плодотворной заботы.

— Основной признак искренней заботы о другом — внимание к стремлениям подопечного, в этом случае заботящийся в своих действиях всегда следует этим стремлениям, ничего не навязывая от себя лично.

— Внимание к чувствам подопечного. В результате заботы он не должен чувствовать себя человеком второго сорта, ущербным, неспособным брать ответственность за свои действия и свою жизнь.

— Искреннее стремление к реализации потребностей человека, а не своих собственных. Такой заботящийся всегда интересуется тем, что именно нужно его подопечному, и при этом ничего тому не навязывает. Девиз — подопечный всегда лучше меня знает, что именно ему нужно. Даже если он вовсе отказывается от помощи, это ничего не меняет.

— Заботящийся проявляет уважение к чувствам и мнениям подопечного и принимает его как равного себе.

— Заботящийся исходит в своих действиях из настоящего чувства любви и сострадания, а не из имитации этих чувств. Наличие подобной мотивации является необходимой основой истинной заботы, можно сказать, что это главное необходимое условие, отличающее истинную заботу от эгоизма.

1. Он интересуется, как прошел твой день. Когда он задает этот вполне банальный вопрос, ему интересен ответ. Если он любит тебя, он захочет узнать все подробности, важные для тебя.

2. Он указывает на твои ошибки. Многие думают, что любовь – это не замечать недостатки другого человека, и в какой-то степени это правда. Но если ты действительно неравнодушна ему, то он будет с любовью помогать тебе становиться лучше, и иногда это подразумевает помочь увидеть, в чем ты можешь исправиться и улучшиться.

3. Он старается быть лучше. Если ты ему не безразлична, он будет стараться быть лучше и достойнее тебя.

4. Он поддерживает тебя в твоих стремлениях . Может, он буквально помогает тебе и жертвует чем-то, чтобы ты закончила важную работу, а может он просто пишет смс: «Ну как все прошло?». Так или иначе, но он показывает свою поддержку, что ему важно, чтобы ты была успешна в том, чего хочешь.

5. Он делает комплименты. Когда ты кому-то нравишься, на то есть причины, и человек не может не озвучить их.

6. Он находит время для тебя. Все мы занятые люди, но если ты и правда не безразлична человеку, то ты будешь в числе его приоритетов, на которые он найдет время.

7. Он рассказывает своей семье о тебе. Если ты ему интересна, то он просто не сможет не рассказать об этом своим родным, ведь теперь и ты часть его жизни.

8. Он прощает. Тот, кому ты не равнодушна, на первое место ставит любовь, потому умеет прощать и принимать извинения. Все мы совершаем ошибки.

9. Он говорит о будущем. Если ты ему интересна, то он захочет видеть тебя в своем будущем. Он не будет увиливать от построения совместных планов, потому что быть с тобой – это его план.

10. Он прикасается к тебе. Люди, которые неравнодушны друг к другу, хотят быть ближе друг к другу физически. Если он постоянно пытается взять тебя за руку, приобнять, это знак, что ты ему не безразлична.

11. Он интересуется твоим мнением. Если ты ему не равнодушна, то ему и не все равно на то, что ты думаешь. Он хочет принимать решения, которые и ты одобришь.

12. Он доверяет тебе. Хорошие отношения строятся на доверии. Тот, кому ты небезразлична, не будет сомневаться в твоих намерениях и поступках.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама