THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Татьяна Борисовна Гулько
Экология и ТРИЗ (из опыта работы)

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Экологическое воспитание подразумевает ознакомление детей с природой. Природа-неиссякаемый источник обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с ней. Их привлекают зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужайки. Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает интерес их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным.

Я задаюсь вопросом : «Что знают дети о природе? Каково их отношение к ней?»

Мои наблюдения показали, что дошкольники проявляют большой интерес к природе, но знания, которые они получают порой отрывочны и бессистемны.

Я стала искать пути решения этих проблем, определив основное содержание экологического воспитания как формирование осознанно-правильного отношения к природе, к ее явлениям и объектам.

Я предлагаю непростое накопление знаний об окружающем мире, а частично самостоятельное понимание, с подачи воспитателя, нужной информации для последующего решения природных противоречий; объяснения происходящих явлений и имеющихся свойств в живом мире; для накопления знаний о природе и умения жить в ладу с ней.

Всем известно, что ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес. Поэтому первая и главная задача, которую я ставлю перед собой в работе с детьми – это сначала заинтересовать объектом, а потом уже о нем говорить, исследовать, раскрывать его сущность, взаимосвязи в окружающем мире.

Я отобрала некоторые методы и приемы и предлагаю учить детей решать экологические задачи с помощью ТРИЗовских противоречий . Чем такое решение эффективней? Выявление противоречий позволяет ребенку выявить саму суть : проблему. Поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые могут помочь решить эту задачу, так, чтобы не навредить окружающим. Этот подход позволяет ребенку глубже понять системность окружающего природного мира, его «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к природе.

Большое значение для развития умственных способностей детей имеют наблюдения за различными явлениями природы. Небо, вода и земля, поля и леса, гроза, шум ветра, краски золотой осени, пробуждение природы весной – все это эмоционально воздействует на ребенка, побуждает его высказаться.

Например, наблюдение за «живыми облаками» . Задаю детям вопросы : «Куда они плывут?» , «Какие вести несут?» , «О чем мечтают?» , «О чем расскажут, что покажут?» . Затем предлагаю детям «оживить ветер» . Подумать, порассуждать : Кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? О чем спорит ветер с солнцем? Во время наблюдения использую прием эмпатии- предлагаю детям представить себя на месте наблюдаемого.

Наблюдая за падающим снегом и рассматривая снежинки, они сравнивали их с палочками, крупинками, красивыми звездочками, используя прямую аналогию. Замечали, что снежинки быстро тают на ладошке, хорошо видны на темных предметах. Я знакомила детей со свойствами снега в разную погоду. Наиболее доступно и точно показать детям свойства воды помог ТРИЗ- ский прием «Моделирование маленькими человечками» .

М. М. Ч. позволяет каждому из играющих испытать на себе, что чувствует моделируемый объект. Сущность в том, что нужно представить себе : все, что нас окружает, состоит из множества маленьких человечков.

Интересно проходит отгадывание загадок по моделям : дается готовая (или составляется детьми) графическая модель, дети отгадывают, что изображено на модели.

Например : я предлагаю детям карточку с графическим изображением и спрашиваю : «что может быть здесь изображено?»

Ответы детей :

Газ в трубе, пустая банка, вулкан, пустой холодильник, вход в пещеру.

В.: а если в эту загадку прибежит водный человечек и встанет рядом с воздушным?

Д.: вода под водой, кастрюля с кипящей водой, шприц с лекарством, шланг с водой.

При обсуждении я стараюсь не показывать детям готовые ответы, ситуации,-а подвести их вопросами к правильному решению, так, чтоб у них создалось впечатление, что они это придумали.

Это позволяет воспитывать в детях такие необходимые качества, как уверенность в себе, умение разрешать жизненные задачи самостоятельно, без помощи взрослого, снимает боязнь придумать что-то совершенно новое, до сих пор ребенку не известное

Публикации по теме:

«Система работы по привлечению родителей в образовательный процесс» Из опыта работы подготовительной группы Образовательный процесс – это социально-организованная деятельность, развивающаяся во времени и рамках определенной педагогической системы.

Уважаемые коллеги работая в коррекционном ДОУ (дети с ОНР)пришла к выводу, использования здоровьесберегающих технологий в логопедической.

Из опыта работы «Совместный досуг как одна форм работы с родителями» Семья для ребенка – это маленький мир, в котором он находит примеры для подражания, учится жить в обществе. Но, к сожалению, у родителей.

«Родительские собрания как инновационная форма работы с семьей в условиях современных требований» (из опыта работы) Родители - самые главные воспитатели в жизни своего ребёнка. А дошкольные учреждения, школы, ВУЗы направляют, поддерживают детей в их дальнейшей.

Обобщение опыта работы «Разнообразные формы работы с семьей для создания единого пространства» Условия возникновения опыта Контингент моих воспитанников разнообразен и представлен разными социальными слоями. Итоги наблюдений, анализ.

Внедрение ТРИЗ в познавательную деятельность дошкольников

В наш детский сад ТРИЗ пришел не с учебниками или методическими разработками, а с журналами “Дошкольное воспитание” и двумя брошюрами: “Обучение по методу ТРИЗ в детском саду” и “Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста”.

Изучив все эти материалы, начала создавать условия для работы с использованием элементов ТРИЗ. Начальным этапом внедрения был материал, привезенный с курсов повышения квалификации, Попробовали сначала включить элементы ТРИЗ в познавательные занятия. А затем начали проводить целые занятия с элементами ТРИЗ.

Курс по развитию творческого воображения с использованием ТРИЗА, в основе которого лежит целенаправленное, закономерное движение ребёнка к познанию, творчеству, нестандартному мышлению, позволил нам по-новому взглянуть на проблемы воспитания, обучения и найти пути их решения.

Традиционные подходы к воспитанию и обучению обычно складывались в последовательности: знания - умения - навыки. Тем самым мы приучили ребенка мыслить конкретными категориями: вот это плохо, а что хорошо. Иначе быть не может. Простой пример. Утверждение драться - это всегда плохо. А так ли это? Мы развернули с детьми целую дискуссию по данному вопросу. Когда драться хорошо, а когда плохо? Когда ты дерешься, кому от этого хорошо, а кому плохо? И вот, ответы детей:

Когда защищаешь слабого - это хорошо;

Когда заступился за мацу - хорошо.

А слабого обязать плохо, нельзя.

А бокс - это хорошо. Они тоже дерутся, только честно.

В каждом ребенке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях. Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит посредством дидактических игр (здесь дети не только получают новые знания, но и усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи). Я начали такую работу с простых игр и упражнений, предлагаемых Л.А.Венгер "На что похожи?", "Волшебные картинки". “Игра в слова”, “Морфологический ящик”, “Хитрые картинки”.

Все игры, ситуации по развитию творческого воображения воспитатели используют как на занятиях, тая и в свободное время. Обязательным условием должна быть естественность обстановки. Если дети видят розыгрыш, они сразу начинают шалить, подыгрывать. Данная теория дала нам новые подходы к подаче материала. Кроме того, воспитатели строят работу с детьми комплексно, переходя от одного вида деятельности к другому, без резких границ начала одного или окончания другого занятия.

Воспитатели приучают детей не следовать готовым штампам, образцам, а учат искать как можно больше собственных решений. Не приучают их с детских лет получать знания пассивно, а стремятся развивать в них самостоятельность мышления, познавательные интересы.

Каждая педагогическая индивидуальность, о чем, к сожалению, забываем, так же ярка, неповторима, как и детская. Творчество, его формирование и развитие - одна из интереснейших проблем, привлекающих внимание исследователей разных специальностей.

Одной из важных проблем в нашем саду на сегодняшний, день является проявление творчества педагогов я работе с детьми, формирование "системного, многоэкранного педагогического мышления. В решении этих задач как раз и помогает ТРИЗ не заменяет обычные формы методической" работы, а эффективно дополняет их.

Наблюдая и анализируя практическое мышление детей, можно сделать вывод, что в группе, где использовался ТРИЗ, ребята стали раскрепощенными в своих рассуждениях, проявляют смекалку в решении проблем, задач и мыслят более масштабно. Это отметили специалисты, занимающиеся с детьми в ДОУ.

Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе Л.А. Венгера “Развитие”, дополняет ее с получением большей эффективности в результатах.

Программное содержание.

1. Задачи на развитие познавательных способностей:

  • обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера);
  • упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела);
  • уточнить представления о пользе насекомых.

2. Задачи на развитие связной речи: формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;

  • развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.

3. Воспитательные задачи:

  • формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации;
  • воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле;
  • не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Материал к занятию. Модель муравья, аудиозапись “Голоса птиц”, картинки из серии “Насекомые”. Игрушки (паук, жук, муравей). Разрезные картинки “муравей набор веточек для изготовления муравейника.

Ход занятия

Воспитатель. Расскажу я вам, ребята, интересную историю.

Однажды я была в лесу. Мне повстречался муравейник. Я стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка. Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал муравьишку и куда-то унес. Я очень расстроилась. Хотите посмотреть, каким он был? (Показ игрушки муравья).

Дидактическая игра “Собери картинку из частей”

Каждый ребенок собирает картинку “муравей” из отдельных частей.

Воспитатель. Хотелось бы вам вернуть муравья в его дом и понаблюдать за его путешествием?

Ответы детей.

Воспитатель. Муравьишка говорит, что дорога к его лесному домику проходит через речку, лужайку. Отправимся в путь! А муравья понесем по очереди. (Под музыку весело шагаем к речке).

Воспитатель. А вот и речка. Но муравьишка не умеет плавать, как мы. Как же его переправить на другой берег?

Ответы детей.

Проводится Физминутка.

Физкультминутка

Дети имитируют, как они переплывают через речку.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе - раз, это брасс,
Один, другой - это кроль.
Все как один - Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Отведем муравьишку домой!

Воспитатель. А вот и лужайка. На ней красивые цветы. А какой запах! Почувствуйте его. Угадайте, кого можно здесь увидеть? (Дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинки.)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

Имя взял у кузнеца,
Цвет - у огурца,
Крылья - у морошки,
Ножки - у блошки.

(Кузнечик.)

Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит - стрекочет.

(Стрекоза.)

Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз.

(Муравей.)

Разбойник садовый,
Поясок медовый.

Воспитатель. На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда “насекомые” - от слова “насекать”.

Выставляется мнемотаблица.

У насекомых три части тела, шесть ног, цикл развития включает: яйцо, куколка, гусеница, взрослое насекомое.

Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: “Трудолюбив, как пчела”. “Назойлива, как муха”.

Дидактическая игра “Хорошо - плохо”

Воспитатель. Ребята, мы проделали большой путь, но так и не нашли домик муравьишки.

Вот высоко летит жучок. Попробуйте его поймать, только осторожно, не повредите жучка. (Дети подпрыгивают, ловят.)

Игра “Поймай жучка”

Воспитатель. Жук-жучок, не знаешь ли ты, где дом нашего любимого муравья, он около трех берез, растущих вместе?

Жук. Знаю, и выручу вас. Только объясните мне, чем похожи и чем нет: стрекоза и вертолет; бабочка и воздушный шарик; паук и ткач; жук и трактор.

Ответы детей.

Жук. А домик-муравейник только что кто-то сломал!

Дети находят разбросанные спички или веточки, палочки.

Воспитатель. Кто же это сделал?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте скорее построим новый домик для муравьишки и его друзей.

Дети складывают палочки и строят домик.

Воспитатель. Ребята, а кого поставим для охраны домика?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте придумаем фантастическое насекомое.

Дидактическая игра “Лимпопо”

Воспитатель. Какие части от других насекомых мы возьмем?

Жало от осы, большие глаза от стрекозы, крылья от бабочки, ноги от кузнечика, рога от жука, туловище от пчелы.

Воспитатель. Вот какое сказочное животное у нас получилось. Теперь дом муравьишки под надежной охраной.

Муравей благодарит детей за помощь, в подарок раздает игрушки насекомые.

В конце занятия воспитатель читает стихотворение про муравья:

Муравью нельзя лениться,
Муравей живет трудом:
И жука, и гусеницу
Тащит в свой подземный дом.

Опыт работы воспитателя детского сада. Использование ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников

Проблема экологии в настоящее время является одной из самых важных для существования жизни на Земле.
В литературе есть масса советов, как рассказать детям о том, что происходит в природе и чаще эти знания даются детям в готовом виде – «так было и так есть», а не добываются самими детьми, как это советует ТРИЗ. При решении задач, составленных на экологических противоречиях, опираясь на полученные знания можно сделать свои выводы. Получая новые и закрепляя старые знания, но уже на понятийной основе, дети и взрослые глубже понимают все происходящее в природе, в окружающем их мире.
Все дошкольные работники знают, что ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес. Первая и главная задача педагога сначала заинтересовать детей объектом, а уже потом о нем говорить, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире. Такая же задача стоит и в работе с педагогами: сначала заинтересовать данной технологией, а затем уже приступать к ее изучению.
Все знают, что легче всего заинтересовать не готовыми знаниями, а загадками. В окружающей нас природе, да и в жизни их так много, что мы разгадываем их всю свою жизнь. Но чаще всего не задумываемся над тем, как задачу выживания решает человек, то или иное животное, и даже растение, а предпочитаем знать то, что лежит на поверхности наших представлений, что, как нам кажется, мы знали всегда.
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивает доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления.
В основном все это возможно в процессе наблюдения. Развитие способности к наблюдению дает ребенку возможность не только воспринимать красоту природы, но и узнавать новое о животных, растениях, о явлениях неживой природы. Наблюдения могут быть кратковременными, в течение нескольких минут, и более длительными, на протяжении нескольких дней. В процессе кратковременных наблюдений дети подмечают внешние особенности объектов, например, окраску цветов и величину листьев у растений, способ передвижения животных и издаваемые ими звуки, свойства снега, земли, песка. Длительные наблюдения позволяют прослеживать последовательность смены сезонов, развитие растений из семян, за ростом домашних животных. Можно также с помощью компьютерных технологий наблюдать за объектами, недоступными нам в данное время. Для этой цели мы используем системный подход к окружающему миру. В процессе творческого освоения любого нового материала перед детьми возникают две последовательные задачи:
распознавать явления (объект), его признаки, стороны, составные элементы, связи и отношения;
описать его, объяснить причину и способ существования.

Дети получают возможность наблюдать, как меняется объект с течением времени. Для этого мы также используем системный оператор.
«Системный оператор»
Условные обозначения:
Ф – функция

С – система
ННС – над… надсистема
ППС – под… подсистема


С его помощью решаем следующие задачи:
учим видеть в целом части объекта и наоборот;
прошлое и будущее системы и ее частей;
выделять основные и вспомогательные функции (свойства) системы;
учим оперировать экранами системного оператора при рассматривании реальных и создании фантастических объектов.
Поскольку в процессе наблюдений чаще всего изучение объекта ведется путем сравнения по цвету, форме, размеру, свойствам, функциям с уже известным объектом, систематически используем для этого прямую аналогию.
На занятиях и в повседневной жизни наши воспитанники с удовольствием играют в игры «В стране похожестей», «С чем сравним», «Что похоже на фрукты и овощи» и другие.
Играя, ребенок легко, быстро и творчески, незаметно для себя усваивает новые и применяет уже полученные знания. С целью ознакомления с объектами или явлениями природы мы даем возможность потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус, то есть ощутить на себе непосредственное воздействие предметов и явлений окружающего мира. Например, состояние погоды дети воспринимают на прогулках, свойства воды изучают в процессе умывания.
Постепенно конкретные представления об объекте, погоде дошкольники начинают обозначать символами. Это уже графическая символическая аналогия. Этот метод можно закреплять в играх «Найди свой домик», «Найди похожее», «Чья тень?», «Подарки», «Что спряталось на поляне?». В ходе этих игр дети ассоциируют реальные изображения овощей, фруктов, цветов, животных с геометрическими фигурами, находят их изображение в теневом варианте.
С помощью различных приемов разрешения противоречий мы решаем такие проблемы: как можно погулять в дождливую погоду, чтобы не намокнуть,; в морозный день, чтобы не замерзнуть; что делать, если двор осенью завален листьями, а зимой снегом; что делать, чтобы не обгореть на солнце, не заблудиться ночью и другое.
С помощью игры «Хорошо-плохо» стараемся в любом объекте найти положительные и отрицательные стороны, качества. Например: дождь - это хорошо или плохо?
Хорошо:
Напоит растения, птиц,
будет не так жарко,
смоет пыль и грязь с деревьев

Плохо:
Будет грязь,
нельзя поиграть на улице с друзьями,
скучно, серо на улице осенью в дождь
Используем приемы эмпатии (способность к сопереживанию) при чтении литературных произведений. Дети представляют себя в образе птичек, деревьев, цветов, учатся слышать природу.
Наших воспитанников привлекает экспериментирование. И вот здесь очень уметен метод моделирования маленькими человечками. Дети уже в образе жидких, твердых и газообразных человечков изображают объект, предмет, явление.
Методов и приемов использования ТРИЗ в изучении экологии дошкольниками очень много. Это только некоторые из них, но и они очень важны в развитии малышей.
Такова ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Экологическое воспитание средствами ТРИЗ – педагогики

«Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Антуан де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вынести формирование основ экологического сознания, понимания общихзаконов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях.

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа); о таких понятиях, как движение, здоровье, жизнь, смерть; об экологическом пространстве. Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как о части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.

Чтобы эти знания стали частью внутренней культуры и начали влиять на систему потребностей, диктующих мотивы поведения ребенка, необходимо сделать их приобретение и усвоение эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, стремлением глубже понять ее, эмпатией, любовью к родной земле, чувством ответственности пред ней.

Системный подход.

Это возможно только при системном подходе к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. Среди образовательных технологий, позволяющих реализовать эту задачу, на первый план сегодня выходит ТРИЗ-педагогика.

Цель – подготовка к восприятию и решению задач.

Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода задач (в том числе исследовательского, экологического плана), которые поставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем. Чтобы научиться решать их, требуются сформировать определенный образ мышления.

Задачи экологического воспитания.

Понимание человеком самоценности природы.

Осознание себя как части природы.

Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

Понимание взаимосвязей и взаимозависимости в природе.

Воспитание активной жизненной позиции.

Обучение азам экологической безопасности.

Формирование положительно-положительного отношения к окружающему миру.

Формирование умения рационально использовать природные богатства.

Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

В большинстве программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста достаточно много внимания уделяется знаниям общеобразовательного цикла и недостаточно – воспитательным задачам. Но с большинством представлений дети уже знакомы стихийно, и главный смысл обучения – систематизировать знания, закреплять умения свободно ими пользоваться в самостоятельной познавательной деятельности.

Взрослые, часто неосознанно, стремятся внушить своим питомцам определенные представления и правила поведения. Детям остается только их запомнить и при необходимости воспроизвести. Однако мировосприятие ребенка в большей степени, чем у взрослого, базируется на чувствах и эмоциях.

Эта программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Основная идея программы – осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начал экологического мировоззрения и культуры.

Программа состоит из четырех разделов.

В первом разделе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с доступными их пониманию различными компонентами окружающего мира (отдельные объекты и явления). Последующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматриваются во взаимосвязи - раздел «Планета – наш дом, а мы – хозяева в нем».

В каждом разделе две части: обучающий компонент (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).

Содержание материала одновременно является и системой сведений, которые должен усвоить дошкольник, и доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых формируется экологическое сознание дошкольника. Педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с сезоном, особенностями контингента детей, личными интересами детей и педагогов.

Средства ТРИЗ – РТВ – технологии в дошкольной практике.

Основные методы работы:

а) непосредственное наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека. Цель – обратить внимание на взаимосвязь и взаимозависимость всех явлений;

б) систему игр, состоящую из нескольких блоков:

· Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития: «Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего», «Что часть чего», «Рыбы – птицы – звери», «Цепочка», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает» и др.;

· Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов): «Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Волшебные звуки», «Какой овощ (фрукт) ты съел»;

· Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо – плохо», «Один – хорошо, много – плохо», «Что будет, если», «Берегите природу» и др.;

· Игры на развитие навыка анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска (игра «Да-нет»);

в) системный анализ (игра «Волшебный экран»).

Формы организации работы.

Системный подход предполагает взаиомосвязь различных активных видов активной деятельностидетей: театральной, исследовательской, изобразительной, двигательной, рекомендуем игры. Поэтому, им уделено особоевнимание. Следуем соблюдать следующие правила:

· не заставлять ребенка играть, а создавать условия для возникновения интереса к игре;

· не сдерживать двигательную активность детей;

· хвалить ребенка за успехи;

· не давать отрицательных оценок при ошибках детей.

Помимо игровой деятельности, очень важно вовлекать дошкольников в исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают фокусы, а главное – дети все проделывают сами.

Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опытов полезно предложить воспитанникам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах, а в конце работы обязательно обсудить их.

Транскрипт

1 ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников. Сегодня экология не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вывести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях. Процесс формирования личности в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему научных природоведческих знаний. Чтобы эти знания стали частью внутренней культуры и начали влиять на систему потребностей, диктующих мотивы поведения ребенка, необходимо сделать их приобретение и усвоение эмоционально окрашенными радостью от встреч с природой, стремление глубже понять ее, эмпатией, любовью к родной земле, чувством ответственности перед ней. Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода задач (в том числе исследовательского, экологического плана), которые поставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем. Чтобы научиться решать их, требуется сформировать определенный образ мышления, раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий. На мой взгляд, одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения; подготовка личности ребенка к жизни в динамично изменяющемся мире. В повседневной жизни ребенок сталкивается с незнакомыми предметами и явлениями природы. Непосредственный опыт ребенка не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, для установления зависимостей между ними. Установить постоянные и необходимые связи и отношения между значит открыть закон. Ребенок сделать этого не может, поэтому ему следует помочь дать способ познания мира, а не просто вооружить знаниями. ТРИЗ технология как универсальный инструмент используется в различных видах деятельности: продуктивной, игровой, познавательной (опытно экспериментальной),

2 бытовой и находит отражение в рисунках, рассказах, движениях, поделках, и конечно в играх. Учитывая актуальность данной темы и педагогическую ценность ТРИЗ технологии определила цель и задачи: Цель: создание условий для экологического воспитания дошкольников. Задачи: 1. Создать соответствующую предметно-развивающую среду в группе; 2. Развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире. 3. Привлечь внимание родителей к данной теме, вооружить их элементарными знаниями и навыками в использовании ТРИЗ технологии. Изучив ТРИЗ технологию, опыт работы в данном направлении других педагогов, я определила основные методы и приемы, по решению задач экологического воспитания. В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов и приемов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Расскажу о некоторых из них: - Метод противоречия (проблемные ситуации). Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать. Решать проблемные ситуации, находить противоречия начала с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры «Хорошо плохо». Дети отвечали, что хорошо, что плохо на примере природных явлений «Мороз это хорошо, потому - что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз - это плохо, потому что руки мерзнут, нельзя долго гулять, можно заболеть и т.д.» Иногда делила детей на группы одна группа говорит, что хорошо, а вторая что плохо. В методе противоречий также использовала игры «Наоборот», как сопоставление и умение строить сложные предложения. На примере животных: Волк злой, а лиса хитрая (повадки) Волк серый, а лиса рыжая (внешность) Олень большой, а заяц маленький (размер) Собака живет в будке, а медведь в лесу (среда обитания) Петух - птица, а кошка - животное (вид) В старших группах этот вариант игры используется для того, чтобы наделять животных обратными качествами. «Заяц был трусливым, а стал храбрым; был маленьким, а стал большим». Так же один из вариантов решения противоречия - игра «Опасно не опасно» например: собака опасна, когда её дразнишь. Игра «Нравиться - не нравиться» например: нравится, что лось высокий, не нравится что нельзя сесть и покататься. - Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов

3 решений, в том числе самых фантастичных. Отличительной особенностью метода является запрет на критику и оценку. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Этот метод я использовала для решения различных экологических проблем. Например: «Что будем делать, чтобы воздух был чище?», «Что нужно сделать, что бы на участке было красиво?» и т.д. Одной из разновидностей мозгового штурма, его усовершенствованной формой является - синектика. В основе метода синектика лежит использование различных аналогий: прямой, функциональной, фантастической. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать. - Прием прямой аналогии начала использовать с детьми младшего возраста. Прямая аналогия учит детей сравнивать животное с различными объектами. Игры «Кто на что похож?», «Узнай меня» (по внешнему виду). Например: на что похож еж? (на щетку, игольницу, клубок) и т.д. В старших группах эти сравнения усложняются. - Прием функциональной аналогии. Игра «На что похоже солнце?» (солнце светит, греет, радует и т.д. Похоже на лампочку, печку, игрушку и т.д.) Очень интересный - Прием фантастическая аналогия. Дети сравнивают животное (птицу) с его игрушечным, рисованным, сплетенным, глиняным и т.д. прототипом. Например: что общего и чем отличается кошка настоящая и игрушечная? Этот прием я начала использовать с детьми среднего возраста как часть занятия по познавательному развитию, рисованию, лепке, аппликации, в наблюдениях за живым объектом. - Прием эмпатии. Использую с младшего возраста. В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо, и как следствие - умение сопереживать этому объекту. Игры эмпатии активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение. Обучение этому объекту я проводила поэтапно. Сначала я сама рассказывала, что чувствую в роли того или иного объекта, мой рассказ могли дополнять дети. Потом дети сами рассказывали, что представили или почувствовали в роли объекта, а я дополняла, уточняла и расширяла их представления. Итогом было самостоятельно рассказать, без помощи взрослого, о том. Что представил или почувствовал ребенок в роли объекта. Ребенку трех лет проще почувствовать себя живым объектом и показать несложные действия и рассказать что чувствует объект. Поэтому мы с детьми перевоплощались в кузнечиков, которые устали прыгать, в зайчика который спрятался за пеньком, медведя который спит в берлоге.

4 Детям среднего возраста я предлагала отождествить себя с рукотворным объектом и найти выход из проблемной ситуации. «Ты комнатный цветок. Тебя посадили в красивый горшочек и забыли полить. Что ты чувствуешь?». - Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). («Что было бы, если бы..?»). Например: что было бы, если бы не было воды? Этот прием широко использую в практике. И, конечно, он приносит свои результаты. - Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Он позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Метод фокальных объектов начала использовать со средней группы как и рекомендуется, т.к. дети уже знают характерные особенности, повадки животных и птиц; знают основные отличительные признаки диких и домашних животных, и птиц на основе этого можно создавать фантастический образ животного, птицы. Как мы с детьми проводили эту игру. Предлагала детям выбрать 2-3 объекта, потом назвать их признаки (не менее 4 для каждого) сама фиксировала. То что говорят дети. Потом я предлагала перенести эти признаки или значения признаков поочередно на фокальный объект. Например: задуманное слово весна (т.е фокальный объект). Называем еще два - три объекта, солнце, кошка. Называем признаки этих слов солнце - лучистое, яркое, теплое, светлое. Кошка - черная, мягкая, серая, гладкая. Теперь переносим эти признаки на фокальный объект: весна лучистая, весна черная, весна серая, весна теплая. Затем с детьми обсуждали каждое сочетание, лучше обыгрывать через игры «Хорошо - плохо», «Нравиться не нравиться», «Удобно - неудобно». Итогом можно организовать продуктивную деятельность: рисование, лепка, предмета с необычными свойствами или составление сказки. - Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу. Очень важно при ознакомлении детей с окружающим миром показать: все, что нас окружает, взаимосвязано, состоит из частей и частью чего - то является. Этот метод я использую с младшей группы. В этом возрасте не обязательно строить перед детьми экраны, достаточно строить занятия, давая объект (систему) в целом. Для знакомства с детенышами животных я использовала системный анализ по горизонтали: Зайчонок - заяц - зайчище Волчонок - волк - волчище По вертикали, знакомила с частями тела животных и средой обитания. В старших группах используются все 9 экранов. - Метод маленьких человечков заключается в использовании ассоциативных рисунков для объяснения изучаемых объектов. Знакомила с этим методом детей со среднего возраста. С помощью этого метода дети составляли схемы воды в жидком, твердом, газообразном состоянии или

5 сами становились этими человечками. С помощью метода маленьких человечков дети отображают переход объекта из одного состояния в другое, например: «сосулька или лед превращаются в воду, вода в пар». Опыт работы показал, что дети с большим интересом осваивают предложенные методы и приемы и успешно их применяют. Каждый метод технологии ТРИЗ в образовательной деятельности это игра. После окончания таких игр дети не устают, они просто играли. Все выше изложенные методы помогли мне добиться определенных результатов: дети научились свободно высказываться, думать вслух, нестандартно мыслить, умеют рассуждать, делать простейшие выводы. Выводы о результатах моей работы по формированию экологических знаний и представлений у детей можно будет сделать в конце года на основании диагностического обследования.


Куфтырькова Эльвира Владимировна студентка Педагогический институт ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» г. Иркутск, Иркутская область К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Технические средства обучения ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Симашко Любовь Шакирьяновна воспитатель МБДОУ «ДС КВ «Буратино» г. Тарко-Сале, ЯНАО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ КАК ФАКТОР

Подготовила Рыжинская Е.В. МБДОУ «ДС 6 «Буратино» ТРИЗ это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей. В настоящее время одним из условий качественного образования является применение инновационных технологий. Одной из таких технологий смело можно назвать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 «Берёзка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности познавательно-речевого развития детей Тема: «Использование

«ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ? ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН ДОШКОЛЬНИКУ?» Составила: педагог высшей квалификационной категории МАДОУ 11 «Улыбка» города Краснокаменска Тимофеева Светлана Ивановна «ТРИЗ ЭТО УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1874» (дошкольное отделение на ул. Новикова дом 4 кор.3) Отчет по инновационной работе «Технология ТРИЗ в развитии творческого

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU 5 2018 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ЗПР) Сидорова Ольга Валяевна

ПЕДАГОГИКА Дядюрина Наталья Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/С 47 КВ» г. Стерлитамак, Республика Башкортостан ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия г. Гурьевска Рабочая программа курса внеурочной деятельности мир загадок в классе Составила Елпидина С.Е., учитель начальных классов Гурьевск

Около 50 лет назад, замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писательфантаст, организатор и преподаватель Генрих Саулович Альтшуллер - создал очень интересную и весьма эффективную теорию Теорию

Толстоухова Татьяна Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад «Теремок», д. Черномуж, Нижегородская обл., Россия ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа 1874» Дошкольное отделение ул. Маршала Новикова, дом 4, кор.3 План по инновационной деятельности на 2015-2016 учебный год «Технология

Методы и приемы развития творческого воображения старших дошкольников По мнению Л.А. Лебедевой, эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы

Описательный рассказ это изложение характерных признаков отдельных предметов. В таком рассказе всегда присутствует много определений, обстоятельств, элементов образности. Описательные рассказы бывают 3-х

Долгушева Светлана Александровна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад 5 «Березка» г.о. Краснознаменск Московской области ДОКЛАД ИЗ

МБДОУ Детский сад 2 «Сказка» План работы творческой группы «Лаборатория ТРИЗ» на 206 208 г.г. Состав творческой группы:. р.п. Некрасовское 206 206-207 уч.год Цель: Ознакомление педагогов МБДОУ Детский

Проект Тематического дня «Экология нужна, и полезна, и важна!» 15 апреля 2015 год Цель: Формировать у детей любовь и бережное отношение к природе, воспитывать основы экологических знаний, желание заботиться

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами: - Федеральным законом РФ от 29 декабря 202 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказом МО

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 «ПИН и ГВИН» городского округа город Агидель Республики Башкортостан Игровые технологии в работе с детьми второй младшей группы

ТРИЗ Теория решения изобретательских задач для детей Теория решения изобретательских задач была разработана бакинским ученым Генрихом Сауловичем Альтшуллером около 50 лет тому назад. Автор пришел к выводу

Роль элементарных опытов в развитии любознательности детей младшего дошкольного возраста к окружающему миру Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно

Семинар ТРИЗ и Парная педагогика Возможности использования в ДОУ ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 449 Консультация для воспитателей «Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Воспитатель подготовительной

Используемые парциальные программы и краткое описание каждой. Программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» Данная программа основана на ряде теоретических и практических в области экологического воспитания

Краткосрочный проект. МКДОУ Бутурлиновский детский сад 10 Автор проекта: воспитатель 1 младшей группы «Радуга» Панченко Л.И. Паспорт проекта. Проект: «Дикие животные». Вид проекта: познавательно-творческий,

«Животные Севера Красноярского края» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. Актуальность: наш край очень красив и богат, на его территории представлено несколько природно-климатических зон,

Педагогический проект на тему: «Здравствуй осень золотая». во второй младшей группе. Тип проекта: познавательно-исследовательский. Возраст детей: 2-ая младшая группа. Продолжительность проекта: 1 месяц

ГБДОУ 126 Экологический творческий ПРОЕКТ младшей группы 5 «Дикие и домашние животные» Воспитатели: Самсонова Т.В. Максимкина А.А. Апрель 2017 г. Проект «Дикие и домашние животные» Тема проекта: «Экология»

Проект «Посадка семян цветка Бальзамин» Методический паспорт проекта Тип проекта: исследовательский средней продолжительности групповой. Срок реализации проекта: (1 месяц) Участники проекта: воспитанники

Мастер-класс «Синквейн для развития связной речи и мышления детей дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель МКДОУ «Голухинский детский сад»семенькова Елена Иосифовна Современная жизнь диктует свои

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Капелька» Города Протвино Московской области ПРОЕКТ «ДЕРЕВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» Вид проекта: Практико-ориентированный. Разработали:

Толстикова А.Б. ТРИЗ-задания как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников // Материалы по итогам I ой Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы

Шмырева Наталья Геннадьевна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей 5 г. Воронеж ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Два мира

Кодякова Наталья Леонидовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад 179 «Дюймовочка», г. Чебоксары, Чувашская Республика Приобщение детей дошкольного возраста к фольклору посредством русской народной сказки «Заюшкина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗЕМЛЯНИЧКА» П. САГАН-НУР» Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ

Конспект занятия по развитию речи (1 младшая группа) «Цыплята» Тема: «Кто живет в лесу?» Подготовила и провела воспитатель МБДОУ детского сада 111 «Гнездышко» Евтеева Т.А. Брянск, 2016 г. Занятие по развитию

Подготовила: Мальцева О.Я. Воспитатель 2 младшей группы 3 «Гномики» г. Нефтеюганск 2016 год Вид проекта: информационно-творческий, коллективный. Участники проекта: воспитатели второй младшей группы, дети,

Прием ТРИЗ «Системный оператор» в работе с дошкольниками Подготовил: Т.В.Сульдэ, учитель-логопед фил. МБДОУ 19 Системный оператор (СО) это один из приемов ТРИЗ теории решения изобретательских задач. Важной

Главные цели проблемного обучения: -развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; -усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Берестова Наталья Леонидовна воспитатель первой квалификационной категории МБОУ «Школа развития 24» г. Нефтеюганск, ХМАО Югра РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация:

Дошкольная педагогика 223 (обобщает): «Вот видите, теперь действительно получился квадрат: у него 4 равные стороны 4 прямых угла». В настоящей работе обобщены индивидуально-возрастные особенности детей

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама