THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Как закалять ребенка? Этот вопрос волнует многих родителей. Почти все мамы и папы знают, что закаливание помогает избавиться от частых простуд, укрепить иммунитет и здоровье ребенка. Но как правильно закаливать ребенка? Как получить максимальный эффект от закаливания?

Как закалять ребенка: несколько секретов

Залог правильного закаливания - систематичность и методичность. Если вы решили оздоровить своего ребенка, то необходимо комплексно подойти к этому вопросу, мало только одного закаливая, нужно в целом пересмотреть режим дня ребенка, рацион его питания.

Так что, первый шаг к здоровью - это не закаливание, а изменение жизненного уклада ребенка. Только после того, как твой малыш начнет жить по режиму и правильно питаться, можно начинать программу систематичного закаливания.

Зачем закаливать детей?

Закаливание - это наиболее эффективная профилактика простуд, заболеваний дыхательных путей, ОРВИ, сердца. Именно закаливание позволяет держать тело в тонусе и поддерживать бодрость духа. Именно поэтому важно знать, как закалять ребенка?

Если вы решили начать закаливание ребенка, то стоит узнать, есть ли в том детском саду, который посещает ваш ребенок, специальные оздоровительные группы. Если да, тогда вы можете положиться на опыт профессионалов и доверить закаливание вашего чада воспитателям. Если же такой группы не окажется, тогда нужно взять инициативу в свои руки.

Как закалять ребенка: 10 правил для родителей

1. Основные факторы закаливания - это солнечные ванны, водные процедуры, свежий воздух.

2. Желательно начинать закаливание с первых месяцев жизни малыша. Если же в младенчестве вы не приучили ребенка к закаливанию, не волнуйтесь, это можно сделать в любом возрасте.

3. Главное для закаливания ребенка - это ваша настойчивость и целеустремленность. Если вы начали закаливание, не делайте перерывов, ведь даже после небольшого перерыва придется все начинать заново.

4. Характер закаливания должен соответствовать возрасту ребенка. Новшества в закаливании нужно вводить постепенно, с равномерным увеличением.

5. Перед тем, как начать закаливание ребенка, необходимо проконсультироваться с доктором. Возможно, что врач даст какие-либо противопоказания, тогда закаливание начинать не стоит. Если же противопоказаний не было, и вы начали закаливание, с первых дней процедур регулярно посещайте педиатра. Если здоровье ребенка ухудшается при закаливании, тогда процедуры необходимо прекратить и обратиться к врачу.

6. Начинать закаливать необходимо с воздуха и воды.

7. заключается в ежедневном проветривании комнаты, где находится ребенок. Такие проветривания нужно делать около трех раз в день, даже в зимний период. Летом, когда жарко, окна можно вообще не закрывать. Температура в комнате должна быть не ниже 18 градусов. Чаще гуляй с ребенком на улице. В теплое время года полезны гуляния босиком по морским ракушкам, щебени, траве, камням.

8. Делайте вместе с закаливанием традиционные процедуры - купания и умывания.

Начинайте умывать ребенка прохладной водой (28С) и постепенно уменьшайте температуру воды до 20С.

9. Также можете проводить обливания: купайте ребенка в теплой воде (36 С) в течение 8 минут, после этого облейте малыша более прохладной водой. Каждые 5 дней снижайте температуру воды для обливаний на один градус, необходимо свести ее к температуре не меньше 28С.

10. Перед тем, как вы начнете закаливать ребенка, попробуйте закаливание сами, чтобы иметь свое представление об этом процессе.

Среди детей наблюдается такая тенденция, что чем больше мамы и бабушки с любовью стараются оградить ребенка от воздействия внешних факторов, кутая, не разрешая купаться в реке, ходить босыми ногами по траве, песку или дома по полу, тем чаще ребенок болеет. В этом случае следует отказаться от избранных принципов и начать закаливать ребенка.

Закаливание представляет собой комплекс процедур, основанный на воздействии таких факторов, как вода, воздух, солнце, часто заключающийся в перепаде воздействующих температур или атмосферного давления. В результате организм ребенка становится более устойчивым к воздействию природных раздражителей и способен лучше противостоять инфекциям.

Закаливание естественным образом развивает иммунитет, причем этот метод гораздо эффективнее стимулирования иммунитета из вне, с помощью таблеток.

Если сравнивать количество случаев ОРВИ у незакаленного ребенка и того, который в течение года подвергался закаливающим процедурам, то закаливание примерно в 3 раза снижает риск простудных заболеваний.

Начинать закаливать организм ребенка можно без предварительной подготовки и с любого возраста, чем раньше, тем лучше. У маленького ребенка гораздо активнее развит механизм адаптации, поэтому раннее закаливание дает более выраженный результат.

Принципы закаливания

Закаливание ребенка (с чего начать будет подробно рассказано ниже) должно базироваться на следующих принципах:

  1. Индивидуальный подход. Методики закаливания выбирают с учетом состояния здоровья ребенка и образа жизни семьи. Важно, чтобы процедуры нравились самому ребенку.
  2. Периодичность и постепенность. Закаливающие процедуры должны проводиться систематически, начиная с малого: незначительного изменения температуры, небольшой продолжительности. Этот процесс нельзя форсировать.
  3. Комплексность. Только закаливающие процедуры не позволят поднять иммунитет ребенка на максимальный уровень. Необходимо соблюдать также принципы здорового питания и образа жизни.

Закаливание ребенка в домашних условиях: с чего начать

Затем уже переходят к обтираниям, душу, частичному обливанию, контрастному душу, полному обливанию. Начинают с незначительного понижения температуры воды — +35-36 градусов, постепенно, градус за градусом, понижая ее.

Показания к закаливанию

При следующих показаниях закаливание не просто желательно, оно необходимо:


Правила закаливания

Закаливание ребенка (с чего начать следует, так это с посещения педиатра и иммунолога, чтобы выявить необходимость планируемых мероприятий и узнать, нет ли противопоказаний по здоровью) проводят с учетом следующих правил:

Мнение доктора Комаровского

По мнению доктора Комаровского, ребенок нуждается в закаливающих процедурах с самого рождения. Но что не навредить ребенку, нужно перед началом процедур обязательно проконсультироваться с педиатром. Перед тем как будут разрешены закаливающие процедуры, могут быть назначены анализы и обследование.

Евгений Комаровский советует проводить закаливание каждый день, без пропусков, если здоровье ребенка позволяет это делать. Также он отмечает, что для детей подходят такие процедуры, как контрастный душ, обливание прохладной водой, солнечные и воздушные ванны, но процедуры, связанные с воздействием ледяной воды, например моржевание, для детей не подходят.

Противопоказания

К основным противопоказаниям к закаливающим процедурам относят:


Если заболевание временное, после выздоровления рекомендуется возобновить закаливание с самых щадящих процедур.

Новорожденным

Согласно рекомендациям доктора Комаровского, закаливание в младенческом возрасте должно включать воздушные и водные процедуры. Причем воздействие должно быть умеренным. Использовать экстремальные температуры для закаливания доктор не рекомендует.

Умывание . Начать рекомендуется именно с него, причем в первый же день после выписки из роддома. Температура воды должна быть равна 28 градусам. Закаливание таким образом проводят ежедневно, но температуру воды понижают очень постепенно, процесс понижения температуры на 2-3 градуса должно растянуться на 2-3 месяца.

Обливание . Начинают практиковать в частичного обливания – с ног ребенка. Затем переходят на все тело. Начальная температура – 32-35 градусов. Оптимально проводить закаливающие процедуры после ежедневного купания. Начав с ног, переходят к обливаниям всего тела. В конце концов, обливают постепенно все части тела снизу вверх: ноги, руки, живот, затылок.

Купание . Длительность самих купаний следует также увеличивать: вода будет охлаждаться естественным образом и оказывать закаливающий эффект. Контрастные ванны для младенцев необязательны.

Обтирание . Выполняют с помощью фланелевой рукавицы. Как и обливание, начинают сначала с ног и ими же и ограничиваются. Затем расширяют область обтирания в такой последовательности: руки, спина, грудь и живот. Рекомендовано начинать с 2 месяцев.

Прогулки . Комаровский считает прогулки обязательной составляющей ежедневного распорядка ребенка. Он говорит о том, что не нужно избегать прогулок при неблагоприятных погодных условиях: снеге, дожде. Все что нужно в этом случае – одеть ребенка по погоде.

Длительность прогулок должна также увеличиваться. В летнее время минимальная продолжительность прогулок – 20-30 минут, зимой – 5-7 минут. Но с каждым днем можно увеличивать время минут на 5-10. В зимнее время при особенно низких температурах с детьми 1-3 месяцев гулять не стоит, с детьми более старшего возраста прогулки возможны, но одевать ребенка нужно на один слой больше, чем взрослого.

Воздушные ванны. Комаровский не рекомендует кутать ребенка. В частности он советует оставлять ребенка на несколько минут обнаженным при каждой смене памперсов или пеленок, при переодевании на прогулку. Такая методика позволит поддержать естественный механизм адаптации.

Солнечные ванны. Рекомендованы грудным детям, в частности и потому, что являются профилактикой рахита. Но необходимо соблюдать осторожность – ограничивать попадание прямых солнечных лучей на кожу ребенка, чтобы не возникло ожогов.

Детям от 3 лет и старше

Если закаливание не начато в младенчестве, это вовсе не значит, что время упущено. Процедуры с ребенком можно начать и позже, в 3 года и позднее. Общие принципы будут теми же.

С 2-3 года можно ввести методику контрастного душа , разрешить ребенку ходить летом на свежем воздухе и зимой в помещении в одном нижнем белье. Положительно скажутся на иммунитете занятия в бассейне. С 4-5 лет уже можно практиковать обливания на улице сначала прохладной, затем холодной водой. Но в этом нужно держаться меры.

Водные процедуры

Обтирание с 2 месяцев нужно проводить мягким полотенцем, так как кожа у ребенка нежная. Процедуру проводят после утреннего подъема в течение 1-2 мин. Оно может быть сухим и влажным. Начальная температура воды при влажном обтирании – 35 градусов. Постепенно ее понижают.

Душ рекомендован с 1,5 лет. Его следует принимать после утренней гимнастики. Начальная температура +36. Затем в течение нескольких дней понижают ее на один градус, уменьшая ее таким образом до 26 градусов. Процесс перехода к минимальной температуре должен занять не дни, а месяцы.

Обливание вводят в последнюю очередь, уже тогда, когда организм ребенка полностью адаптировался к обтираниям и душу, независимо от того, в каком возрасте были начаты процедуры. Обливания тренируют сосуды, развивают механизм терморегуляции.

Но, как и в других методиках, нельзя форсировать события: начинают с частичного обливания и с самых высоких температур (+35 градусов). Слишком ранний переход к обливаниям холодной водой спровоцирует простуду. В частности за два месяца рекомендуется снизить температуру с +35 до +30 градусов.

Порядок обливания: сначала нижнюю часть тела до колен, затем руки до плеч, позже – все тело. Расширяют область обливания постепенно. Возможно контрастное обливание: сначала теплой, затем прохладной водой.

Температура воды для обливания – зависимость от времени года и возраста

Длительность обливания постепенно увеличивают с 15 секунд до 30. Контрастные ванны для ног проводят с помощью двух емкостей (ведер или тазиков). В одной из них температура воды должна быть равна 40 градусам, в другой – 32 градусам. 1 минуту ноги держат в горячей воде, затем 20 с – в холодной.

Чередуют 5 раз, заканчивая погружением ног в холодную воду. Постепенно температуру воды понижают и в том и в другом тазике. Полезно во время процедуры делать зарядку для стоп.

Место пребывания (баня-предбанник) нужно чередовать, именно благодаря этому и будет осуществляться закаливание. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок дышал в бане и сауне носом.

Плавание

Плавание оказывает сразу несколько положительных воздействий на организм ребенка: во-первых, это температурное воздействие, которое обеспечивает закаливающий эффект, во-вторых, массажное – волны воды массируют тело, в-третьих, обеспечивается физическое развитие, так как при плавании развиваются все группы мышц.

Положительно сказывается плавание и на эмоциональном состоянии ребенка, так как многим этот процесс нравится.

Купание в открытом водоеме разрешено с одного года, обязательно под контролем взрослым. Плавать в ванной малыш может уже с 6-8 недель. Причем существуют методики обучения не только плаванию в столь раннем возрасте, но и нырянию с головой. Если ныряние не планируется, то удержаться на воде ребенку поможет специальный круг, фиксирующийся на шее.

В грудном возрасте можно практиковать и плавание в бассейне. Перед этим рекомендуется адаптировать ребенка к температуре воды в бассейне. Она находится на уровне 32-34 градуса, поэтому нужно постепенно понизить температуру воды при купании в ванне до этих показателей.

Воздушные ванны

В первую очередь молодым родителям нужно усвоить правило: одевать ребенка нужно по погоде, нельзя кутать даже новорожденных. Но в то же время учитывают и температуру при проведении воздушных ванн – ребенок не должен мерзнуть.

В летнее время процедуру можно проводить 2-3 раза в день по 2-15 минут. Ребенка раздевают и оставляют полежать на свежем воздухе или в помещении, если на улице холодно. Процедуру закаливания желательно проводить либо в утреннее время, либо после дневного сна.

Солнечные ванны

Солнечные лучи способствуют выработке витамина D в организме, поэтому солнечные ванны не просто желательный, а необходимый вид закаливания. Грудным детям рекомендуется находиться на солнце не более 2 минут, детям старше года – не более 20. При этом находиться на солнце необходимо в благоприятного время: с рассвета и до 10 часов утра, и после 16 часов и до заката.


Солнечные ванны при закаливании ребенка также важны как и обливания и обтирания

В это время солнечные лучи не оказывают вредного воздействия. Но даже в это время необходимо защищать голову малыша от прямых солнечных лучей с помощью кепки или панамки.

Если до 3-х лет солнечные ванны рекомендуется проводить при температуре от +26 градусов, то дети более старшего возраста могут принимать солнечные ванны и при температуре от +22 градусов. Продолжительность солнечных ванн увеличивают постепенно.

Физкультура и гимнастика

Гимнастика помогает организму малыша развиваться в правильном направлении, стабилизирует все функции организма. Но заставлять ребенка заниматься гимнастикой насильно не следует. В грудничковом возрасте гимнастику может проводить мама, предварительно получив консультацию у специалиста.

Когда же малыш сможет выполнять упражнения самостоятельно, нужно превратить процесс в игру, чтобы ребенок не заподозрил, насколько необходима эта процедура. Обязательно следует показывать пример ребенку. Для детей постарше рекомендуется оборудовать в детской спортивный уголок, где он сможет заниматься самостоятельно.

Физические упражнения нужно проводить с утра или днем до еды, либо через два часа после приема пищи.

Закаливание горла ребенка

Сочетать общие закаливающие процедуры можно с закаливанием горла, что особенно актуально, если ребенок часто болеет ангиной.


Ходьба босиком

Практикуют с момента, когда ребенок научится ходить. Сначала он может ходить по полу в носках, а затем и босыми ногами, в летнее время ребенку разрешают побегать по траве, песку.
Эта практика способствует не только укреплению иммунитета, но и правильному формированию свода стопы.

Закаливание после болезни

Если ребенок только недавно переболел, следует отказаться от водных закаливающих процедур. Начинают закаливание с непродолжительных воздушных ванн, не забывают про периодическое проветривание помещения и о том, что не нужно надевать на малыша слишком много одежды.

Перегрев грозит повышенным потоотделением, в результате чего ребенка может просквозить. Особенно полезно после простуды проводить полоскания горла с помощью солевого или содового раствора.

Если проводятся процедуры закаливания, это еще не значит, что ребенок не будет болеть вообще. Частота заболеваний снизится, но сама возможность не исключена. Столкнуться с болезнью он может в любом случае, другое дело, что заболевание будет протекать в более легкой форме и выздоровление наступит быстрее.

И чем раньше начать закаливание, тем скорее будет решена проблема низкой сопротивляемости организма к инфекции.

Видео о закаливании ребенка

Закаливание ребенка:

Нужно ли закаливать ребенка:

Мария Муралева
Консультация для родителей «Закаливание детей 3–4 лет в домашних условиях»

Консультация для родителей

"Закаливание детей 3-4 лет в домашних условиях ".

Тем, кого родители начали закаливать с первых дней жизни , несомненно, будет легче учиться, им не придется пропускать занятия из-за частых насморков и ангин. Но и приступив к закаливанию ребенка в три-четыре года и даже в пять-шесть лет, можно успеть очень много.

В режим дня ребенка с той - же обязательностью, как еда, сон, прогулки, должны войти и закаливающие процедуры . Предлагаем следующее расписание.

Утром - воздушная ванна в течение 15 минут; из них 6-7 минут советуем делать гимнастику.

После воздушной ванны и гимнастики - умывание до пояса водой, температура которой 16-14 градусов, а если прежде водных процедур не проводили - 27 градусов.

До и после умывания - полоскание горла. В первые дни теплой водой - 36-33 градуса; через каждые 5 дней снижать ее температуру на 1 градус, доведя до 18-16. Эта процедура особенно полезна ослабленным, часто болеющим детям. Исходная температура воды для них та же, но снижать ее надо медленнее - каждые 7 дней. Если ребенок заболел, полоскание не прекращают, но снижать температуру воды не следует. Лучше даже полоскать горло водой более теплой - на один градус выше, чем до заболевания.

Самое благоприятное время для солнечных ванн - от 8 до 11 часов, длительность до 30 минут, но в два приема. Полежал ребенок 5-15 минут на солнышке, потом отдохнул в тени и снова на 5-15 минут - под прямые солнечные лучи.

Закаленному ребенку можно утреннее умывание до пояса заменить общим обливанием или душем; или, встав с постели, пусть умоется и вымоется до пояса, а обливание сделайте после солнечной ванны.

Ножные контрастные ванны - после дневного сна.

Эту процедуру можно заменить обливанием ног. Начальная температура воды - 28 градусов, понижая ее каждые 8-4 дня (для ослабленных детей - каждые 7 дней , довести до 16 градусов.

Все закаливающие процедуры лучше проводить утром и днем, около 9 и 15 часов. Исследования показали, что в это время суток у детей дошкольного возраста лучше развиваются приспособительные реакции к колебаниям температуры.

Основные правила закаливания ребенка

1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.

2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.

3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий . Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.

4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.

5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

Вместе с мамой и папой

Известно, что дети любя подражать взрослым, и будет очень хорошо, если эту способность ребенка родители используют для того , чтобы воспитать у него прочную привычку к гимнастике и закаливающим процедурам . Утреннюю зарядку дети и родители могут делать вместе !

Специальными наблюдениями установлено, что у детей , которые даже только три раза в недели (осенью и зимой соответственно одетые) выполняют гимнастические упражнения на воздухе, снижается активность бактериальной флоры носоглотки, иными словами, им начинают меньше угрожать острые респираторные заболевания.

К 4 году ребенок уже заметно выносливее, чем на третьем. Он может, например, непрерывно идти пешком от 20 до 40 минут. Приучайте его к ходьбе! Прогулка с мамой и папой за город, в парк оставит у него радостные впечатления и будет очень полезной.

Одно из самых любимых летних занятий детей этого возраста - катание на велосипеде. В 3-4 года малыши легко овладевают трехколесным, а с 5 лет и двухколесным. Длительность непрерывного катания на велосипеде - от 15 до 30 минут.

Зимой детей всегда привлекает катание с гор на санках. Очень хорошо! Пусть только ребенок, согласно известной русской поговорке, полюбит и саночки возить : следите, чтобы он сам поднимался с ними в гору! Так он и не озябнет, и физическая тренировка будет эффективнее.

С 4-5 лет учите детей ходить на лыжах ; вначале - правильно стоять на них, затем - ходить без палок, и, только когда они хорошо овладеют этим умением, можно вручить им палки.

Малыша 4-5 лет можно поставить и на коньки. Вначале он будет уставать уже через 10-15 минут, но чем увереннее он начнет чувствовать себя на льду, тем дольше сможет кататься - по 40-60 минут (с перерывами каждые 20 минут) .

Купание и плавание.

Купание в открытом водоеме - наиболее эффективная закаливающая процедура . Многие родители сейчас с успехом учат плавать в домашней ванне грудных младенцев. Детей раннего возраста обучают плаванию в бассейнах детских поликлиник. Но если ваш ребенок не стал пловцом, используйте лето, чтобы научить его держаться на воде.

Конечно, малыш может начинать купаться при температуре воздуха не ниже 25 градусов (если он закален - не ниже 24 , в безветренные дни и только в чистом водоеме, с пологим песчаным берегом, где нет коряг, водорослей, камней. Научите его спокойно входить в воду, не бояться открыть глаза в воде. Пусть поиграет с мячом, пробует окунуться, а вы, стоя рядом, помогите ему сохранить равновесие. И следите - не холодно ли ему? Если появилась «гусиная кожа» - сейчас же на берег, вытереться и согреться на солнышке!

После первого знакомства с водой уже возможны игры-задания, подготавливающие к плаванию.

«Достань» . Ребенок должен быстро отыскать игрушку или камень, положенный на дно (на мелководье, конечно) .

«Кто скорее» . Войти в воду по пояс, повернуться лицом к берегу и по команде быстро выбежать на берег.

«Кто выше» . Присесть и выпрыгнуть из воды как можно выше.

«Спрячься под воду» . Окунуться с головой, не зажимая носа и рта руками.

Предварительно объясните ребенку, как правильно дышать в воде. Пусть он, сделав короткий вдох, опустит лицо в воду и медленно выдыхает через рот, как будто дует на горячий чай, но так, чтобы на поверхности воды образовались маленькие пузырьки. На счет «раз» вдох над водой, на «два, три, четыре, пять» - выдох в воду. Повторив это упражнение 12-16 раз, можно приступить к следующему этапу подготовительных упражнений.

«Полоскание белья» . Войти в воду, чтобы она была чуть ниже пояса, поставить ноги врозь, нагнуться, опустить руки в воду и проделать ими движения влево-вправо, вперед-назад.

«Мельница» . Грести руками в воде : одна рука гребет, другая проносится по воздуху.

«Поплавок» . Стоя в воде, сделать вдох, задержать дыхание, присесть, погрузившись под воду, обхватить руками колени, а подбородок прижать к груди. Вода вытолкнет ребенка на поверхность.

«Медуза» . После того, как малыш научится делать «поплавок» , выполнив это упражнение, развести руки и ноги в стороны.

«Ножницы» . Сесть у берега в мелководье и двигать выпрямленными ногами вверх-вниз.

Если в течение нескольких дней ребенок освоится с этими упражнениями и делает их с удовольствием, попробуйте положить его грудью на резиновый круг, руки вытянуты вперед. Ударами ног по воде сверху вниз поддерживается равновесие, и ребенок плывет. Вначале - не погружая лица, потом уже выдыхая в воду, а для вдоха поворачиваясь лицом в сторону.

Следующий этап - научиться лежать на спине. Пусть стоя спиной к берегу, ребенок медленно присядет, так, чтобы подбородок касался воды, вытянутыми в стороны руками поддерживает равновесие, затем отклонять голову назад, погружая затылок в воду и постепенно принимая лежачее положение. Помогая себе движениями кистей рук, он будет лежать на воде.

Если это сразу не получается,- не беда, на первых порах слегка поддерживайте начинающего пловца.

Остается научиться скользить на груди. Войдя в воду, ребенок должен повернуться лицом к берегу, присесть, вытянуть руки ладонями вниз и, сделав вдох, оттолкнуться от дна. Покажите ему, как можно в положении, напоминающем стрелу, проплыть к берегу; затем научите его делать попеременные греб» руками и быстрые движения ногами.

Терморегуляционные механизмы ребенка тренируются под воздействием и сильных, но кратковременных охлаждений и относительно слабых, до более длительных. Кроме того, исследователи установили, что закаливание наиболее эффективно в том случае, когда охлаждаются не только отдельные участки тела, но и все тело. Это значит, что одни только контрастные ножные ванны или одни обливания при всей их пользе не дадут максимального эффекта. Хотите, чтобы ваш ребенок рос крепким,- применяйте весь комплекс, о котором мы рассказали!

Если вы закаляете ребенка не первый год, можно рекомендовать сочетание водных процедур с последующими воздушными ваннами сначала в комнате, а летом и на открытом воздухе. После обливания или душа не вытирайте ребенка досуха. Удалите лишь крупные капли воды легкими прикосновениями махрового полотенца. Пусть он обсохнет, оставаясь обнаженным : в результате испарения влаги происходит дальнейшее охлаждение тела.

Но допускать, чтобы ребенок дрожал, нельзя. Если ему холодно - надо сделать легкий массаж, растереть его полотенцем. В течение нескольких дней повторите обливание с последующей воздушной ванной - и ребенок привыкнет к этому, дополнительного согревания не потребуется.

Напоминаем, это процедура сильнодействующая, и начинать с нее закаливание нельзя .

Осторожность, постепенность, систематичность - три принципа, которых надо неукоснительно придерживаться, закаливая ребёнка .

Закаливание - это повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Закаленные дети не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха, влияния ветра. У них резко снижается заболеваемость.

> Сравнительная действенность воды и воздуха

Закаливание можно проводить различными способами, в том числе воздушными или водными процедурами. Вода обладает более сильным действием на организм, чем воздух. Так, действие воды с температурой около 26 градусов приравнивается к воздействию воздуха с температурой около 5 градусов

> Как возникает простуда?

> Что дает ?

Если же ребенок приучен к холоду, то реакция сосудов меняется, вплоть до обратной: под влиянием холода сосуды закаленного человека вначале суживаются, а потом резко расширяются. В какой момент закаливания происходит такое изменение реакции сосудов - через месяц, полгода или неделю? У каждого ребенка это индивидуально.

Для достижения наибольшего эффекта закаливания необходима постоянность воздействия и постепенное (не резкое!) повышение его интенсивности. Если остановиться на одной и той же интенсивности нагрузки, например, поливать ребенка постоянно водой одной и той же температуры, не снижая ее, или проводить процедуры редко (несколько раз в месяц), то эффекта от такого закаливания не будет.

Самая трудная задача - установить первую нагрузку для малыша. Она не должна быть слабой, ибо тогда она не эффективна; она не должна быть чрезмерно сильной (стрессовой), так как известно, что стресс подавляет иммунитет , а перед нами стоит обратная задача - его усилить.

> Что такое иммунитет?

Что такое иммунитет и какова его роль в организме? Иммунная система человека "распознает" все вредные и чужеродные вещества, проникающие в организм, и создает защиту против вирусов и бактерий, предупреждает развитие раковых клеток. Эта система начинает формироваться в основном на этапе внутриутробного развития и заканчивает свое формирование примерно на первом году жизни малыша. Если ребенок находится на естественном вскармливании, то через молоко матери он получает защитные вещества, и таким образом усиливается еще не совсем совершенный собственный иммунитет. Хуже, если малыш лишен материнского молока: он чаще и тяжелее болеет. Такие дети особенно нуждаются в закаливании.

> Врожденные и приобретенные нарушения иммунитета

Существуют врожденные и приобретенные нарушения иммунитета. При первых может родиться ребенок с врожденным нарушением всей иммунной системы или ее частичным поражением. Такие дети уже с рождения беспрерывно болеют. В первые месяцы жизни их необходимо обследовать в специализированных клиниках. При вторых ребенок рождается здоровым, однако в дальнейшем болезни, психические травмы, любой стресс могут быть причиной поражения иммунной системы.

> Позднее прикладывание к груди ослабляет иммунитет!

Считают, что у новорожденного возникает стресс при отрыве его от матери сразу после родов, при позднем прикладывании его к груди . В результате этого ребенок вырастает с низким уровнем иммунитета, подавленный, не способный к активной полноценной жизни и во взрослом состоянии более подверженный болезням цивилизации: раку, инфаркту, гипертонии и т.д.

> Иммунитет и стресс

Какие изменения возникают в организме при стрессе? Один из крупнейших мировых физиологов Ганс Селье показал, что чем бы ни был вызван стресс, какая бы ни была его причина, реакция организма на него всегда однотипна. Она выражается в том, что вначале все силы организма мобилизуются, чтобы выжить, в том числе и иммунитет , а по прошествии времени наступает вторая фаза - фаза истощения (ее даже называют фазой повреждения). В этой фазе все защитные силы организма истощаются, и на этом фоне появляется множество различных заболеваний.

> Осторожней с моржеванием и "проныриванием"!

Подобные реакции у детей я наблюдала иногда при моржевании и особенно часто при так называемом "проныривании". Эти реакции выражались в том, что дети были или очень беспокойны (кричали днем и ночью) или, наоборот, были пассивны (плохо или слабо контактировали с окружающими). Особенно же поражало состояние их пищеварительной системы. По-видимому, стресс в первую очередь снижал выработку ферментов, из-за чего наблюдались следующие симптомы: вздутие живота, дисфункция кишечника (запор или понос), как следствие - плохая прибавка в весе. Таким образом, имело место одновременное поражение нервной и пищеварительной систем. Не могу утверждать, что такие нарушения встречаются у всех детей, подвергшихся моржеванию и "проныриванию", но среди моих пациентов подобные факты не могли не остановить моего внимания.

Иммунологическая лаборатория Московского института педиатрии и детской хирургии под руководством доктора Д.В.Стефани начинала сотрудничество с группой, занимавшейся по системе клуба "Здоровая семья" и практиковавшей моржевание детей. Сотрудники лаборатории обследовали нескольких детей и обнаружили, что у некоторых из них показатели иммунитета ухудшались. По-видимому, моржевание являлось для этих детей мощным стрессовым фактором. К сожалению, не представилось возможности выяснить, какие именно особенности детей предопределили ухудшение. После получения первых же результатов группа прекратила сотрудничество с лабораторией.

> Учение о стрессе И.А.Аршавского

Кроме стрессовых реакций, изучены реакции организма на более слабые раздражители. Оказывается, что если раздражитель не сильный, не стрессовый, то при постоянном воздейсткии и постепенном увеличении его силы иммунитет возрастает и совершенствуются все системы, обусловливающие хорошую устойчивость организма к вредным факторам. Такую реакцию ученый физиолог И.А.Аршавский определяет как "физиологический стресс" в отличие от повреждающего "патологического стресса". Исходя из исследований лаборатории И.А.Аршавского, организм в момент рождения хорошо справляется с перепадом температур. На протяжении внутриутробного периода ребенок развивается при температуре человеческого тела (около 37 градусов), а в момент рождения он попадает в среду, где температура вряд ли превышает 20- 22 градуса. Несомненно, что тренировать в нем эту способность стоит и дальше. А мы нередко начинаем кутать ребенка.

> Тугое пеленание вредно!

Полезно знать, что новорожденный способен сохранять температуру тела за счет повышения мышечного тонуса . Посмотрите, как он сгибает ножки, притягивает ручки к туловищу. Повышение тонуса мышц у новорожденного - это полезная компенсаторная реакция. Вот почему вредно тугое пеленание и все упражнения, снижающие тонус сгибателей у новорожденного. С учетом этих возможностей новорожденного и строится система закаливания, которую мне хочется вам предложить.

> Закаливание детей можно начинать с рождения

Закаливание можно начинать уже в первые дни после рождения ребенка. Надо только сначала показать ребенка врачу. Если малыш здоров и врач не находит у него никаких признаков поражения нервной системы, если он хорошо сосет и постоянно прибавляет в весе, то спокойно начинайте закаливание.

Итак, родился ребенок. Если роды прошли нормально и ребенок здоров, если за первые 4-5 дней потерял в весе не больше 200 г, и если в последующие дни идет прибавка в весе, то уже на 6-7-й день, после осмотра врачом, можно предложить разные варианты закаливания.

> Три варианта закаливания детей

Первый вариант закаливания. Мы купаем ребенка при обычной температуре человеческого тела - 36,6 градуса. Ему приятно и хорошо, он расслабляется, хорошо себя чувствует. В это время мы готовим ему первое обливание в кувшине или другом сосуде на десять градусов холоднее, т.е. примерно 26-градусной водой. Ребенка вынимаем из ванночки, держим его на ладони спинкой кверху и сначала обливаем ему пятки, а потом льем прохладную воду по позвоночнику до головки. Затем, не вытирая, промокаем и закутываем в простую и байковую пеленки. Через 10-15 минут начинаем его одевать. Каждые три дня снижаем температуру обливания на один градус и доходим до температуры воды в кране. Такую процедуру дети обычно переносят хорошо. Вначале от неожиданности они могут закричать, но после согревания в пеленках быстро успокаиваются, хорошо сосут и спокойно засыпают.

Второй вариант закаливания детей. Во время туалета малыша (несколько раз в день) обмываем теплой водой ягодицы и ноги. При этом стараемся, чтобы ноги стали теплыми. Потом быстро обмывам их холодной водой из-под крана. Затем так же, не вытирая, заворачиваем ребенка в теплые пеленки.

> Холодной водой надо обливать только теплого ребенка!

Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка. Я вспоминаю, как наблюдала закаливание детей "по инструкции" в детских яслях, где работала в первые годы своей врачебной практики. Детей приводили с прогулки и сразу же поливали им ножки, затем, в соответствии с инструкцией, температуру воды через определенное количество дней постепенно снижали. Однако дети непрерывно болели. В чем же было дело? Никто не обращал внимания на то, что после прогулки, особенно зимой, ноги почти у всех детей были холодные, так что их обливали практически теплой водой.

> Как начать закаливание ребенка старше года?

Как быть, если ребенку уже больше года, а вы до сих пор не закаливали его? Начинать закаливание можно в любом возрасте. Для этого пригоден, например, контрастный душ. Сначала вы ставите малыша или, лучше, становитесь с ним сами под теплую воду, хорошенько разогреваетесь. Если ребенок требует горячей воды - пусть будет горячая. Вначале разогрейте ребенку ступни, ладони и спину. В первую очередь - воротниковую зону спины. Потом вы говорите малышу: "Ну, давай с тобой станем под дождик". Обливаете ступни, ладони и очень быстро - воротниковую зону холодной водой и - снова под горячий душ. Потом опять кратковременное холодное обливание. И так не менее трех раз. Всегда начинайте процедуру с согревания, а заканчивайте холодным обливанием. Если у вас есть время, делайте до семи контрастных смен температуры. После процедуры перед одеванием не вытирайте ребенка, а закутайте на несколько минут.

> Ребенок не должен бояться!

Эта процедура возбуждает, поэтому ее лучше делать утром или после школы, часов в 6-7 вечера, но не непосредственно перед сном. Старайтесь, чтобы ребенку было приятно. Не пугайте его, не настаивайте, если ребенок боится, чтобы не превратить все это в стрессовую ситуацию. В таком случае контрастные обливания лучше проводить в форме игры.

Предлагаемая процедура может быть использована и в детском саду. Ставятся три-четыре таза с горячей водой и столько же с холодной. И дети перебегают от одних тазиков к другим. Принцип контраста температур надо выдерживать и здесь: сначала горячая, потом холодная вода.

Третий вариант закаливания детей. Ребенок вечером купается в ванне. Дайте ему посидеть в ванне столько времени, сколько он хочет, можно с игрушками. Пусть он согреется в теплой воде. Дети обычно любят расслабиться и полежать в ванне. Или пусть он греется под душем сколько хочет. А потом скажите ему: "Давай мы с тобой устроим холодный дождик или побегаем по лужам". И тут возможны такие игровые ситуации: или вы открываете холодную воду, и он подставляет пяточки и ладошки (достаточно на первый раз, а в последующие дни пробуйте облить холодной водой и спинку), или, если ребенок боится воздействия холодным душем, то можно вначале поставить тазик с холодной водой и сказать: "А ну, давай с тобой по лужам побегаем!" И вот из теплой ванны - в холодный таз (или "под дождик"), а потом - опять в ванну. Добавьте еще теплой воды, если вода в ванне остыла. И - снова в холодную. И так не менее трех раз. После последнего холодового воздействия так же укутайте ребенка в простыню и в одеяло, подержите его, не вытирая, а промокая воду, потом оденьте его в ночную одежду и положите в кровать. Для лучшего эффекта закаливания процедуру надо постепенно изменять за счет увеличения времени холодовых воздействий. Впоследствии сам ребенок начинает требовать больше холодных обливаний, а нередко вообще отказывается от горячей воды.

> Контрастные процедуры не следует прерывать и во время болезни!

Итак, лучше начинать с контрастных процедур. Их не стоит прерывать даже во время болезни малыша, так как они способствуют скорейшему выздоровлению. Я знаю одну замечательную маму. Она начала закаливать малыша с рождения. Он очень редко болел. Однажды она позвонила мне и спросила, что надо делать с ребенком: у него появилась небольшая температура, насморк. Она хотела сделать контрастные обливания, а он отказывается от них и требует только холодные. Значит, нагрузка для него была уже недостаточной. Дети начинают это чувствовать и сами проявляют инициативу. В этом случае мы с мамой решили сделать так, как просит ребенок. Мальчик достаточно быстро выздоровел и в последующем при заболеваниях сам обливался холодной водой.

Полагаю, что для успешного закаливания не стоит останавливаться на одних контрастах. Для некоторых детей можно предложить следующий вариант: перед пробуждением ребенка в ванну заранее наливается холодная вода. Как только ребенок просыпается, он из постели, теплый, окунается в ванну, затем закутывается в простыню, сразу одевается и приступает к остальным гигиеническим процедурам.

При контрастных процедурах существенно улучшается кровоток в носоглоточной области. Поэтому при разрастании аденоидов и хронических тонзиллитах показаны контрастные процедуры в сочетании с питанием, которое рекомендовано в предыдущих беседах.

> Бегание по снегу

Если ребенок привык к обливанию ступней холодной водой, то в зимний период можно усилить закаливающий эффект беганием босиком по снегу. Бегать надо только в тех местах, где снег чистый, при этом под снегом должна быть земля, но не бетон и не асфальтированная дорожка. Естественно, не следует стоять на снегу на балконе. Как лучше проводить эту процедуру? Ребенка надо одеть так, чтобы обувь легко снималась и надевалась. Лучше надеть, например, спортивный костюм, шерстяные носки и валенки.

Итак, вы выходите на улицу. Сначала немного побегайте - ребенок разогреется. Если ваш малыш разрумянится, можно быть уверенным, что ноги у него не холодные. Тогда можно снять валенки и встать на снег, вначале буквально на секунды. Потом быстро вытирайте ноги от снега какой-нибудь тряпочкой и обувайтесь начиная с той ноги, которую первой поставили на снег. И снова побегайте в валенках. Продолжительность стояния на снегу, вначале очень короткая, потом может увеличиваться.

> Почему холодовое воздействие на стопы закаливает?

Почему же ребенок перестает болеть после таких процедур? Происходит следующее: сосуды стоп под влиянием холода суживаются и обязательно одномоментно суживаются сосуды носоглоточной области. Если человек не закален - возникает острое респираторное заболевание (вирус внедряется в клетки носоглоточной области). А у закаленного человека - наоборот, в ответ на холод происходит вначале сужение, а потом резкое расширение мелких сосудов стоп и, рефлекторно, - сосудов верхних дыхательных путей. Уверена, что эта процедура доставит вам огромное наслаждение. Особенно, если вы будете выполнять ее всей семьей. Необязательно делать ее каждый день. Можно два раза в неделю, но с удовольствием, с радостью. Не удивляйтесь, что через некоторое время, глядя на падающий снег, вы ощутите огромное желание выйти на улицу и постоять на снегу. Особенно если у вас неприятности или плохое самочувствие.

> О солнечных ваннах

В начале беседы я умышленно не упомянула еще один фактор закаливания - солнечные ванны. Раньше солнечные и воздушные ванны широко использовали для закаливания детей. Теперь, после Чернобыля и возможного увеличения радиации во многих местностях, к солнечным ваннам нужно относиться более осторожно. Но все же летом надо как можно больше раздевать детей, оставляя покрытой только головку.

> Водные процедуры на природе

Очень хорошо дать возможность бегать босиком, особенно утром. Замечательным эффектом закаливания обладает хождение босиком по росе. Как можно больше разрешайте ребенку бегать по воде на речке, на озере, на пруду. Не надо специально загорать; лучше раздеть малыша, и пусть он бегает, попадая то в тень, то на солнце. На речке не заставляйте его сразу купаться. Дети очень любят играть на песке около воды, они сами заходят в воду, стоят в ней. Дайте им самим проявить желание искупаться. Тогда они не боятся воды и с удовольствием купаются.

Можно обливать детей прямо на улице. Хорошо рано утром поставить ванну с холодной водой (лучше из колодца) на солнце, затем днем, перед обедом, дать малышу поплескаться в ней, а потом облить его холодной водой, завернуть в пеленки и унести в дом. Для детей раннего возраста , страдающих рахитом , хорошо сделать песочницу и расположить ее так, чтобы рано утром она была на солнце, а попозже, когда ребенок выйдет на улицу, оказалась в тени. Ребенку очень полезно сидеть и играть на теплом песке в тени. Спать летом в саду хорошо всем маленьким детям, но только не на ярком солнце, а в кружевной тени деревьев.

> О пользе бани

В заключение нашей беседы я хотела бы предложить вашей семье сделать регулярными посещения бани. Баня - замечательная закаливающая и лечебная процедура. Очень хороша баня при тяжелых диатезах, аллергических заболеваниях дыхательной системы. Противопоказания для бани - гипертония высокой степени или гипотония, тяжелое поражение почек, нервной системы, особенно повышенное внутричерепное давление, болезни сердца.

> Когда можно в первый раз в баню?

Первый раз можно повести малыша в баню в 7-8 месяцев. Есть два варианта бани : сухая (финская) и парная (русская). Определите, что вы переносите лучше, и придерживайтесь своего выбора. Дети, как правило, лучше переносят парную.

> Как действовать в парилке и после нее?

Если вы решили зайти в парилку русской бани, приготовьте заранее два-три тазика холодной воды. Наденьте на голову себе и малышу толстые шерстяные шапочки и занесите его в парилку. Ребенок должен быть сухим. Лучше внести его тогда, когда там немного людей, потому что шум и крик вообще плохо действуют на детей. С первого же раза не стоит забираться на полки. И вообще, не надо вести его наверх насильно. Может быть, после нескольких раз он сам поднимется повыше. Если же у вас грудной малыш, то не торопитесь: при его крике или испуге тут же покиньте парилку. Выйдя оттуда, надо сразу же облить и ребенка, и себя холодной водой из приготовленных тазиков. Потом заверните его в простынку и отдохните. Дайте ему питье: отвар шиповника, компот, воду с ягодами и т.п. Процедуру повторите три раза. Только после этого можно вымыть ребенка.

Посещение бани должно быть радостью для малыша. Во время отдыха побольше общайтесь с ним. Не заставляйте его насильно идти в парилку, не пугайте его - только тогда вы добьетесь эффекта от данной процедуры.

> Используйте для закаливания ребенка все возможности!

Хорошо закалить городского ребенка можно и летом, и зимой. Используйте для этого все возможности, в том числе - зимние и летние походы в лес, на речку, на рыбалку. Чем больше будет малыш общаться с природой, тем спокойнее и здоровее он будет себя ощущать.

Неприятно, когда болеют дети. Но если это все таки случается, взрослые приступают к лечению, не задумываясь, а без микстур и таблеток… Подавив симптомы болезни, взрослые успокаиваются, думая, что удалось загнать еще глубже вылечить болезнь ребенка.

И жизнь продолжается… до следующей болезни.

Если ребенок заболел обычной простудой, взрослые винят холод или вирусы. Если болезнь посерьезнее, тогда считают, что кто-то заразил. Но никто не ищет истинные причины болезни. Родители идут к врачу, который потратит на прием не более 10 минут, не расспросив даже о предыстории болезни, о самих родителях и прочее, сразу поставит диагноз или отправит на анализы. А родители, успокоенные компетенцией врача, будут безукоризненно следовать рекомендациям, давать ребенку антибиотики и уповать на великую силу медикаментов….

Единицы задумаются об истинных причинах болезни, единицы обратят внимание на рацион питания ребенка , на его образ жизни и физическую активность. Всем остальным же будет достаточно выписанных лекарств.

Организм ребенка очень крепок с самого рождения при условии, что его иммунитет не был подорван прививками и искусственным вскармливанием… Утверждаю так, по следам случаев, когда новорожденных выкидывали, оставляли на холоде и прочее, но не смотря на это, маленьким человечкам удавалось как-то сохранять жизнь.

Если ребенок ведет активный образ жизни, а не сидит целыми днями перед компьютером и телевизором, если ребенок получает максимальное количество живых продуктов, а не промышленно переработанных, если предпочитает подвижные игры на воздухе, любит солнце и воду, болезни будут беспокоить его гораздо реже, чем тех детей, которые всего этого не любят.

И в родительских силах сделать так, чтобы малыш приучился к здоровому образу жизни с первых минут своего рождения.

Банально?

И так понятно?

Но ведь каждый это понимает, но и каждый борется со своими вредными привычками, что уж говорить о детях. Только мы, родители, можем быть примером им, нашим детям. Так что получается с рождением детей, не мы их всему учим, а они нас… :). Мы становимся лучше, а вместе с нами и наши детки.

О формировании привычек питания у детей вы можете прочитать , а как превратить зарядку в игру . В этой же статье мы попробуем разобрать, как без особых усилий закаливать ребенка дома .

Не знаю, как у других родителей, у меня процедура закаливания ассоциировалась всегда с какими-то сложными действиями. 🙂 Перед глазами всегда всплывали люди, плавающие в проруби, обливающиеся с головой ведром холодной воды или дети, бегающие по снегу голышом.

Да, перед такими картинками, сердце замирало в восхищении, а разум в полной уверенности, что это не для меня, так как требует очень сильной силы воли и регулярной и длительной практики.

С появлением же дочки отношение поменялось, я стала понимать, что закаливание – это вполне естественная процедура , которая при грамотном подходе вовсе не требует каких-то сверхусилий ни от меня, ни от ребенка. А прочитав книгу Никитиных, я совсем успокоилась и поняла, что закалять ребенка можно дома легко и непринужденно.

Но самое интересное, благодаря именно моим действиям по закаливанию своей малышки в домашних условиях , мне косвенно пришлось закаливаться самой. Ведь не могу же я ходить по дому в шерстяных носках, когда дочка радостно бегает босиком. Или укутываться в теплые куртки, когда ребенок одет на прогулку гораздо легче, чем я. А контрастный душ так вообще стал моей необходимостью по утрам. 🙂

Итак, перейдем к делу:

1. С самого рождения приучайте ребенка находиться в помещении голышом. Для некоторых звучит странно. :). Но таким образом вы даете организму развивать свою собственную терморегуляцию. Не зря все педиатры советуют устраивать младенцам воздушные ванны. Если вы не делали этого с рождения, не удивляйтесь, почему ваш ребенок начинает зябнуть, находясь в комнате без одежды, его способность к самостоятельной терморегуляции спит, так как ей не давали развиваться.

Очень многие родители устраивают своим новорожденным воздушные ванны, но почему-то совсем про них забывают, когда ребенок чуть подрастает.

Мой опыт: когда дочка была младенцем, я устраивала ей воздушные ванны, сейчас оглядываясь назад, считаю, что их количество можно было и увеличить. Когда она стала перемещаться по квартире самостоятельно, я раздевала ее, и она с удовольствием щеголяла голышом. Сейчас моей дочери скоро 6 лет, и первое, что она делает, когда приходит домой, скидывает с себя все одежду, оставаясь в одних трусиках. 🙂

2. Позволяйте своему чаду ходить по дому босиком. Именно босиком, без тапочек, туфелек, ботиночек и даже не в носках. У Никитиных на этот счет есть отличная глава про терморегуляцию стоп. К сожалению, ее я прочитала недавно, а то было бы чем аргументировать опасения нашей прабабушки, которая охала и ахала каждый раз, как видела моего ребенка бегающего по полу босиком. «Ножки-то совсем ледяные»,-говорила она, но ребенок утверждал, что ему не холодно.

Оказывается, что хождение босиком позволяет человеческой стопе регулировать температуру. Как пишут Никитины у собак температура стопы ровно такая же, как и температура поверхности по которой они ходят. Именно эта способность позволяет животным ходить босиком по снегу и не отмораживать себе лап. У человека на стопах происходит то же самое. Температура стопы подстраивается под температуру поверхности. Поэтому не стоит удивляться холодным ножкам вашего ребенка и его утверждению, что ему совсем не холодно.

На улице используйте любую возможность запустить своего ребенка на пробежку босиком.

3. Еще один простой способ закаливания малыша – это позволить ему мыть руки, да и вообще умываться холодной водой. Конечно, если ребенок пришел с прогулки чернее трубочиста, холодной водой не отмоешься… Но умываться по утрам, чистить зубы, мыть руки перед едой и после туалета, все эти процедуры можно делать и под холодной водой.

Когда ребенок еще совсем маленький можно поливать его ножки холодной водой. Я делала это по несколько раз на дню, когда подмывала свою малышку.

4. Четвертый способ – контрастный душ. Это уже ближе к обливаниям, но если превратить эту процедуру в игру и не доводить ее до абсурда, включая сразу ледяную воду, можно привить любовь ребенка к контрастному душу так, что он войдет в привычку. А там и до обливаний холодной водой рукой подать:).

Мой опыт: К сожалению, контрастный душ вошел в нашу жизнь совсем недавно. Дочка любит стоять под душем и греться, а в один прекрасный день я предложила ей немного охладиться, потом снова погреться. Ей безумно понравилось. И теперь она сама просит сделать ей контрастный душ даже тогда, когда я про него забываю или мне лень или некогда. 😉

Чтобы приучить ребенка к контрастному душу, нужно выполнять некоторые правила, чтобы он действительно его полюбил:

  • Когда вы только начинаете практиковать контрастный душ, вода не должна быть слишком холодной. Наоборот, лучше сделать ее чуть теплой, чтобы ребенок просто почувствовал небольшую разницу.
  • Не стоит менять температуру воды с прохладной на горячу слишком быстро. Досчитайте до 60, чтобы было веселей, придумайте какую-нибудь считалочку. Минута прохладной воды, минута теплой, если ребенок хочет погреться подольше, позвольте ему это.
  • Чем больше у вас будет переходов с холодной не горячую воду тем лучше, но их должно быть не менее трех.
  • Всегда хвалите ребенка, отмечайте его успехи и ни в коем случае не торопитесь, понижая температуру прохладной воды. Тише едешь, дальше будешь.

5. И последний способ скорее можно отнести к уличному. Всегда одевайте ребенка по погоде, выходя на прогулку. Слишком укутанные дети становятся неповоротливыми и малоподвижными. Ребенок, сидящий в коляске, замерзнет быстрее, чем бегающий малыш, учитывайте это, каждый раз выходя на улицу. Одевайте ребенка в несколько слоев, чтобы можно было снять лишний слой одежды, а не жарить его, если малыш перегреется.

Не бойтесь дождя, снега и сильного ветра, все эти погодные явления только укрепят иммунитет, они страшны лишь тепличным детям, которые редко гуляют и боятся промочить ноги.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама