THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Издательство "Культура и традиции", 2002 г. Формат 84x108/16 (205х290 мм). Твердый переплет, 112 страниц.



Если вы хотите научиться делать аппликации, книга Натальи Голубевой станет для вас первейшим помощником. Это один из лучших учебников на данную тему. Именно учебников – ведь про аппликацию тут написано все! Что такое аппликация, из чего она бывает, история ее появления и многое, многое другое....

Ниже представлены краткие анонсы по каждому разделу книги.

Что необходимо для работы

Прежде всего, вам понадобится солома различных злаков (рожь, пшеница, овес и др.). Для изображения сюжетов, связанных с растительной тематикой, необходимы будут листья различных деревьев и кустарников, собранные летом и осенью, а также лесные и полевые травы. Лесные и садовые цветы, полевые растения помогут при создании панно, изображающих букеты цветов и всевозможные натюрморты. Очень часто будут использоваться стебли и листья кукурузы. Пригодится береста, взятая с упавших берез, а также кора других деревьев. Тополиный пух и хлопок помогут при работе над панно с изображением зимних пейзажей и животных. Пригодится и шпон – тончайшие пластины древесины разных пород.

Композиция и элементы аппликации

В аппликации очень важно уметь так расположить составляющие ее элементы, чтобы она вызывала у зрителя ощущение полной законченности, когда, как говорится, ничего нельзя ни убавить, ни прибавить. Нужно знать такие понятия как композиционный центр, линейная перспектива, формат готовой работы, стилизация....

Что мне особенно понравилось в этой книге – так это пример выполнения одного и того же сюжета в разных техниках. То что нужно, для того чтобы выработать навыки в работе со всевозможным материалом! А также, это уникальная возможность сравнить, выбрать наилучшее решение для определенного вида задачи.

Итак, дается схема вот такой симпатичной синички. И еще одна полезная схемка, где обозначены светлые и темные места на картинке. Ведь если их никак не наметить, изображение будет выглядеть плоским.



Первая работа для новичков – из цветной бумаги. Даются рекомендации по окраске фона и по оформлению законченной картинки.

Второй вариант – аппликация из соломки. Причем в двух вариантах! Птичка на черном фоне и на фоне, сделанном из растительных материалов, а именно - из кукурузных листьев.



Даны советы по обжигу соломки для получения разнообразных оттенков. Советы о том, как правильно располагать соломинки при выполнении деталей.



Еще интересный вариант исполнения птички – из перьев. При этом остальные детали опять же из соломки.

Хорошо смотрится птичка и из тополиного пуха. Пух наносят на черную бархатную бумагу, а затем вырезают деталь с птичкой и наклеивают на фон. Фон – лист ватмана, который окрашивается крепким раствором чая.

Учебную композицию можно выполнить также из засушенных листьев и цветов. Фон выполнен по принципу «растяжки» при помощи самодельного краскопульта, то есть разбрызгивания краски.

И наконец, несколько вариантов учебной композиции, выполненных на деревянной основе. Это может быть, например, разделочная доска. А детали, конечно, лучше выполнить из соломки. Цвет декоративной стороны доски можно оставить естественным или изменить, обработав двумя слоями морилки, нанесенной с помощью ватного или поролонового тампона. Либо же расписать гуашевыми или темперными красками. Потом изделия покрываются лаком в один или два слоя. Такие разделочные доски смотрятся очень нарядно.

Выполняя такие учебные аппликации, вы отработаете приемы работы над ними. И еще убедитесь, что свойства природного материала позволяют, не меняя радикально структуру композиций, бесконечно разнообразить ваши изделия. Это очень удобно для тех, кому трудно дается рисование и приходится пользоваться заимствованными композициями.

Декоративный орнамент

Разнообразные национальные орнаменты, традиционные узоры росписи по дереву, металлу, ткани служат богатейшим источником вдохновения для выполнения декоративных аппликаций из соломки и листьев.

Главный признак орнамента - это ритмичность, то есть повтор какого-либо изображения (геометрических фигур, цветов, силуэтов животных и т.п.).

Готовые орнаменты наклеивают на любой подходящий фон или деревянную поверхность. Выполнив несколько полос различной длины, вы сможете декорировать боковые поверхности журнального столика, стульев… Орнаментальные композиции помогут вам в украшении объемных предметов: тарелок, блюд, ковшей, солонок и др. Можно украсить зеркальную раму, плоскости шкафа или створки полок, особенно если цвет соломы естественным образом сольется с цветом мебели, тогда все элементы орнамента будут «играть» вследствие разного направления выложенной соломки.

Пейзажные панно

Пейзаж методом аппликации можно сотворить буквально из чего угодно, из любого природного материала, имеющегося в наличии. Обертки кукурузных початков, листья ландыша хороши для изображении неба, степи, поля; высушенные под прессом листья и цветы необходимы для создания лесного массива; береста и шпон пригодятся для изображения зданий или деревьев.



Натюрморты с цветами

Натюрморт – одна из любимых тем у художников-флористов. Очень часто его «рисуют» соломкой. Разнообразие цветовых оттенков и чудесный декоративный блеск этого материала позволяют создавать изумительные композиции.

Замечательно смотрятся миниатюрные работы в маленьких рамочках. Вазочку и скатерть или край стола, где она стоит, выполняют из маленьких кусочков сухих листьев. Фон - цветная бархатная бумага насыщенного синего или черного цвета. Материалом для выполнения миниатюрных букетов, помимо разных цветочков, может служить луковая или чесночная шелуха, особенно сине-сиреневого цвета.



Животные и птицы

Самостоятельное место в аппликациях из природных материалов занимает изображение животных и птиц. Птицы очень красиво получаются из натуральных перышек. А для изображения животных прекрасно подходит тополиный пух, который может имитировать мех, передать объем:



При выполнении портрета из природного материала, основная трудность состоит в том, чтобы сохранить пропорции человеческой фигуры, лица. Это одна из самых трудных задач даже в обычной живописи, не говоря уж о флористической. Поэтому правильнее всего будет сделать изображение более упрощенным, минимизировать проработку деталей.

Материал для выполнения портрета в технике аппликации может быть любым, хороший мастер сожжет нарисовать картину с помощью любого материала. Просто эффект всегда будет разный. Работы из соломки больше напоминают графику. Портреты из листьев более живописны и декоративны.



Сюжетная композиция

Сюжетная композиция – это изображение группы людей в каком-то интерьере, пейзаже. Это дело непростое. Тут важно уметь не только рисовать предметы, но и умело компоновать их между собой.

Аппликации на объемных предметах

Объемные изделия – вазочки, шкатулки, коробочки – инкрустируют белой и тонированной соломкой. Сухие листья и растения здесь не применяют, так как они слишком хрупки для подобной работы. Принцип выполнеия таких аппликаций имеет свои особенности. Каждый элемент тщательно подгоняют по контуру к соседнему без зазоров, как бы врезая его в деревянную заготовку по принципу инкрустации. Таким образом, поверхность, образовавшаяся после наложения аппликационного слоя, не слишком выступает из плоскости. Два-три слоя лака выровняют ее еще больше.

Инкрустирование и аппликация могут быть применены и для украшения всевозможных деревянных панно, тарелок, подносов, разделочных досок, брошей, кулонов…


Аппликация как одна из техник декоративно-прикладного искусства и

Методика выполнения аппликационных работ с разными материалами

в детской школе искусств

преподаватель художественного отделения

Введение

Цель работы: Изучить теоретический аспект темы и разработать методику планирования и организации занятий по аппликационным работам с разными материалами в детской школе искусств.

Объект работы: процесс обучения декоративно-прикладной композиции в детской школе искусств на художественном отделении.

Предмет работы: методика аппликационных работ с разными материалами в детской школе искусств на художественном отделении.

В данной методической работе мы раскрываем процесс выполнения аппликационных работ обучающимися и выявляем какое влияние он оказывает на развитие школьника, приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетического воспитания.

История вопроса . Аппликации были известны уже в древнем Египте, Греции и Риме. В ХVI веке аппликации были излюбленным декоративным элементом. Чаще всего ими украшали облачения священнослужителей, например ризы, балдахины, а также использовали для оформления интерьера, аппликацией украшали покрывала, подушки, занавески и т. д.

С давних пор аппликацию используют для украшения народных костюмов. Их нашивали на юбки - поневы, сарафаны, тулупы, туфли, головные уборы . Используя для этого красивые нитки, бусинки, стеклярус, бисер, жемчуг.

Аппликация является популярным и эффективным украшением любой одежды: блузок, юбок, свитеров и вечерних платьев. Они являются отличительной особенностью детской одежды. Очень привлекательно они выглядят на фартуках, прихватках, салфетках, скатертях подушках, ковриках ит. д. Также можно использовать при ремонте одежды, скрывая, дополнительные швы, дефекты, вставки или петли. Аппликация выполняется из кусочков фетра, обрезков мягкой кожи и разных материалов с плотным переплетением нитей в тканях.

Аппликация - способ создания орнаментов или художественных изображений путем наложения на бумагу, ткань и т. д. разнообразного материала. Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе должен включить в себя эффективные формы и методы развития, воспитания детей на народных традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа, должно включиться в систему воспитания и образования современного человека.

Раздел 1. Аппликация, как одна из техник декоративно-прикладного искусства

Апплика́ция (лат. application - прикладывание, присоединение) - способ получения изображения, техника декоративно-прикладного искусства.

Это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветных бусин, бисера, шерстяных нитей, всевозможной материи (бархат, атлас, шёлк), высушенных листьев. Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж.

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.

Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить её. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.

Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики. Части аппликации можно заготовить заранее и дать их ребёнку для создания изображения, а мозаику - нет.

В работе над аппликацией используют клей, ножницы, цветную бумагу (которую можно сделать самим с помощью красок или фломастеров), обёрточную бумагу, журналы, фольгу, фантики, поролон и просто неожиданные материалы.

Понятие "аппликация" включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста, прикрепляются к фону различными клеями; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и т. д.

Основными признаками аппликации являются: силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Виды аппликационных работ

Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях даёт бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи: создание панно, ковров, гобеленов, поздравительных открыток, оформление самодельных книг, тетрадей, альбомов, украшение помещения, одежды, поделок и т. д. Данная классификация даёт представление о богатстве изобразительно - выразительных средств аппликации и позволяет представить ее возможности.

Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.

Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т. д.) Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция). Еще одно направление декоративной аппликации - шрифтовая аппликация, т. е. оформление заголовков, текстов.

Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могут быть использованы приемы передачи объема и перспективы: разница размеров фигур первого и второго плана, их расположение относительно края листа, яркость и насыщенность окраски фигур первого плана, их детальная разработка.

Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, "слитным" движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери, посуда и т. д.).

Такая аппликация может стать элементом цветной аппликации, представляющей собой наклеенные на фон изображения предметов, состоящие из деталей, различных по цвету и форме. Обычно аппликации, традиционно выполняемые детьми, относятся именно к этому виду.

Симметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей.

В соответствии с различными типами симметрии различают: зеркальную (боковую) симметричную аппликацию, передающую изображения предметов, обладающих при некотором упрощении симметричным строением (листья, деревья, насекомые, человек и т. д.); центрально-лучевую симметричную аппликацию, при которой равномерность распределения частей достигается их вращением относительно центра, когда отдельный элемент повторяется многократно по окружности.

Асимметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, несимметричные по форме. Вместе с цветной аппликацией этот вид является базовым для детского творчества, так как не диктует жестких стилистических ограничений и не требует специальных приемов при изготовлении.

Геометрическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование. Это очень эффективное упражнение для развития логического мышления, фантазии и творчества.

Другой вариант использования геометрических форм - конструирование из них различных фигур сложного строения (машин, домиков и т. д.). Такое "плоскостное моделирование" из фигур одинаковой или различной формы несмотря на упрощение и стилизацию дает не только возможность создавать интересные сюжетные композиции, но и анализировать форму предметов с точки зрения ее расчленения на геометрические фигуры, что служит подготовкой к объемному конструированию. Возможно и использование геометрических фигур в соседстве с негеометрическими, когда нужно передать особенности формы таких предметов, как мяч, шар, дом и т. п.

Негеометрическая аппликация не накладывает на творчество детей ограничений, связанных с упрощением и стилизацией формы, поэтому она относится к группе базовых видов детского творчества.

Резаная аппликация выполняется из бумаги традиционным способом - вырезанием, она также является базовой.

В переводе с латыни слово «аппликация» означает «прикладывание». Чтобы сделать картинку в данной технике, вам нужно вырезать различные фигуры из одного материала и прикрепить их на основу, которая является фоном. Для работы можно использовать бумагу, ткань, крупу и множество других подручных средств. Разберемся более детально, какие бывают виды аппликации и в чем состоят особенности их создания.

Склеивание цветов этим способом называется флористикой. Чтобы изготовить красивый бутон, достаточно собрать немного засушенных листков, плодов, соломы, тополиного пуха. Также пригодятся разные виды ракушек, шишек, семян, косточек, травы и не только. Какой бы материал вы ни выбрали, вам нужно будет во время работы учитывать особенности его текстуры. Он должен хорошо держаться на основе и гармонично вписываться в композицию произведения.

Стандартная классификация

Существует масса типов этого хендмейда, среди которых можно выделить три основных:

Декоративная аппликация (создается по принципу объединения между собой различных элементов украшения);

Предметная (картинки, выполненные в этой технике, состоят из самостоятельных изображений - птиц, деревьев, бабочек и т.д.);

Сюжетная (изображает определенное действие или событие - снегопад, семейную прогулку, игру собаки с мячиком).

Это стандартная классификация данного рукоделия. Помимо перечисленных выше пунктов существует масса других видов таких поделок. Нетрадиционная аппликация может выполняться в следующих техниках.

Ленты и ткань

Ленточная . С помощью этого способа реально создать не одну и не две одинаковых фигурки, а любое их количество. Они могут быть связаны между собой в длинную гирлянду или отделяться друг от друга. Чтобы смастерить такую поделку, нужен большой лист бумаги. Сложите его по принципу гармошки, нарисуйте на верхнем слое контур будущей детали и вырежьте его, захватывая все уровни материала.

Тканевая . Данная аппликация принадлежит к разновидностям вышивки. Процесс работы над ней состоит в прикреплении на тканевой основе элементов из подобного материала. Фиксация деталей выполняется с помощью пришивания или приклеивания. Вязаные аппликации выполняются на таком же базовом материале. Чтобы создать подобную поделку, вы должны обладать некоторыми навыками и сноровкой. В частности, необходимо уметь аккуратно вырезать детали (дело в том, что с тканью работать сложнее, чем с бумагой). Также нужно учитывать, что края деталей могут расслаиваться и осыпаться, что усложняет процесс творчества.

Используем салфетки

Салфеточная . Эта декоративная аппликация может заинтересовать даже самых маленьких детей. Работа с данным материалом не только принесет массу удовольствия, а и сделает свой вклад в развитие ребенка. Фигурки не нужно вырезать ножницами, благодаря чему малыш не сможет травмироваться.

Виды аппликации с использованием такого материала прекрасно развивают рук и тактильное восприятие (особо полезно для этого использовать материалы с разными текстурами). И, естественно, ваше чадо будет разрабатывать фантазию и воплощать идеи в реальность.

Ищем материалы на кухне

Из крупы . Многие виды аппликации предполагают использование нестандартных материалов. К таковым, например, принадлежат крупы и макароны. Работа над поделкой чрезвычайно полезна для мелкой моторики ребенка. Ведь во время перебирания маленьких частиц он разрабатывает свои пальцы и учится делать щипковые движения.

Кроме того, если малышу уже исполнилось больше одного годика, для него очень важно видеть наглядный результат своих трудов. Потому детям очень нравится собирать картинки из крупы. Самые универсальные материалы для данного вида творчества - манка, рис и пшено. Их можно раскрасить гуашью, чтобы сделать детали более яркими и привлекательными. Необычности композиции придадут также макароны в форме спиралек, бантиков, ракушек.

Обращаемся за помощью к природе

Декоративная аппликация, сделанная из соломы . Такие поделки выглядят очень стильно: лучи солнца играют в их линиях, отливающих золотом. Дело в том, что поверхность данного материала глянцевая и идеально ровная, благодаря продольным волокнам, из которых он состоит. Эти микроскопические полоски способны по максимуму отражать свет, если разместить их в правильном положении по отношению к солнцу.

Компонуйте формы своей композиции из деталей, которые лежат под разными углами относительно источника света. В этом случае вы сможете добиться того, что каждый элемент будет красиво блестеть и переливаться. В данной технике можно изготовлять целые картины, а также украшать книжные закладки, различные шкатулки и рамки.

Из гербария. Засушенные цветы, трава и листья - очень популярный материал для создания поделок. Эти детали легко доступны для школьников и маленьких детей. Схемы аппликаций очень простые в выполнении и не требуют много труда. Но, перед тем как приступить непосредственно к процессу создания поделки, нужно прогуляться и собрать необходимые материалы. Это не только интересное и увлекательное занятие, оно также прививает детям любовь и Кроме того, такие прогулки очень полезны, ведь проходят на свежем воздухе.

Творим из обрывков

Еще один интересный вид творчества - обрывная аппликация. Она создается по принципу выкладывания мозаики. В качестве основы лучше всего подойдет картон, а материалом для работы станут листы цветной бумаги разных оттенков. Их необходимо разорвать на множество маленьких кусочков, из которых и будет формироваться картинка.

Прикреплять получившиеся «пазлы» можно клеем или Второй вариант идеально подойдет для маленьких и креативных дошкольников. Дети могут даже заранее не обрывать фрагменты бумаги. Пусть ребенок приложит нужную часть листа к скотчу и прижмет его тупой частью карандаша. Этим способом заполняется вся поверхность будущей картинки и формируется ее цветовая гамма.

Обрывная аппликация существует не только в своем классическом виде, описанном выше. Она эволюционировала, благодаря чему появилось такое ее ответвление, как хандигырим. При работе в данной технике корейцами была создана специальная бумага - ханди, ее изготовляют вручную. А когда приходит время использовать этот материал, его кусочки смачивают и отрывают по очертаниям от листа. Работая с ханди, можно создать картины, которые как будто написаны акварелью или маслом.

Создаем 3D

Например, домик можно сделать из квадрата, который пойдет на стену, треугольника - на крышу, и прямоугольников - на окна и дверь. Для создания цветка, бабочки или гусеницы понадобятся круги. Любое животное можно сложить из овалов разного размера. Простая и милая аппликация-открытка, созданная в этой технике, может стать прекрасным подарком от ребенка для кого-нибудь из родителей или друзей на любой праздник.

Лоскутные аппликации представляют собой небольшие кусочки ткани, которые приклеиваются или пришиваются к общему фону. Подобными аппликациями можно украсить одежду, обувь предметы интерьера и быта. Особенно хорошо лоскутные аппликации преображают детские вещи.

Приклеивают лоскутки к основе только в том случае, если аппликация не будет подвергаться стирке.

Для создания лоскутной аппликации лучше всего использовать натуральные ткани различной фактуры, но если нужно сделать декоративные элементы можно взять и кусочки синтетической ткани.

При шитье аппликации используют, как правило, несколько видов стежков. Это может быть петельный, тамбурный, потайной или гладьевой швы.

Главное при выполнении аппликаций - соблюдение гармонии между материалом фона, фигурами рисунка и нитками. На матовых тканях хорошо выглядит аппликация из блестящих лоскутков.

Для этого вида рукоделия годятся любые нитки. Их выбирают в зависимости от шва, которым будут крепиться накладные фигуры.

Аппликация может быть одноцветной, двухцветной и многоцветной. Рисунок составляют из нескольких элементов, а можно повторить один и тот же элемент из тканей разного цвета.

Желательно лоскутки нашиваемой ткани предварительно накрахмалить и отгладить или хорошенько отпарить. Для этой цели отлично подойдет тпариватель для одежды.

В техническом отношении аппликации выполняются несколькими способами.

В любом случае желательно предварительно сделать рисунок на бумаге, наколоть на ткань и вырезать по нанесенному контуру. Вырезанные мотивы приметываются к детали, эта деталь заправляется в пяльцы и вручную обшивается любым швом, можно обшивать и машинными швами:

– петельным швом (рис.) Прокалывайте иглой оба слоя ткани и выводите иглу к краю аппликационной ткани через один слой основной ткани;

– швом зигзаг, выполняемым «за иголку» (рис.). Шейте в направлении справа налево. В нижнем положении прокалывайте иглой насквозь два слоя (основной и аппликационной) ткани, в верхнем положении - основную ткань рядом с краем аппликации;

– швом козлик (рис.), выполняйте работу справа налево (к себе). В нижнем положении можете захватывать иглой два слоя ткани, а можете только один – слой аппликации.

В верхнем положении шов должен проходить только по основному слою ткани вровень с краем аппликации. Несыпучие ткани и материалы можно закрепить просто через край (рис.).

В зависимости от вашей привычки можете прокладывать шов в двух направлениях: слева направо – в данном случае к себе, и справа налево – от себя. Сделайте прямой прокол иглой через два слоя ткани и аппликации, иглу выведите вплотную к краю аппликации, но через один слой основной ткани. У вас должны получиться с лицевой стороны короткие прямые стежки, а с изнанки - более длинные, косые.

Проще все это сделать на швейной машине. Предварительно отделку можете приметать или приколоть булавками, мягкую ткань заправить в пяльцы.

Детали аппликации простой формы настрачивайте на расстоянии 0,1 см от края (рис.).

Затем закрепите открытые срезы зигзагообразной строчкой, перекрывая первую прямую строчку (рис. 826). Детали сложной формы вырезайте с припуском отделочной ткани по 0,5 см вкруговую.

Или можете детали вообще предварительно не вырезать, а нанести рисунок на отделочную ткань, приметать к основной детали, закрепить строчкой по контуру (рис.), затем на расстоянии 0,1-0,2 см от линии строчки и линии рисунка отрезать все излишки и только потом срезы закрепить зигзагообразной строчкой.

Как один из вариантов выполнения нашивки: на первую прямую строчку по аппликации настрочите мелкий и редкий зигзаг, затем отрежьте излишки ткани и только после этого закрепите аппликацию широкой и плотной зигзагообразной строчкой. Таким же образом нашивается аппликация из сыпучих тканей.

Если вы хотите сделать многослойный пэчворк (рис.), сначала нашивайте меньший мотив, затем второй, чуть больше и т. д. На изделии желательно закреплять только один слой ткани.

При настрачивании всех частей многослойной аппликации на основную ткань могут появиться искривления, которые трудно исправить, поскольку все элементы уже скреплены. Это одна из главных сложностей такой работы.

При настрачивании деталей геометрической формы разной величины обязательно соблюдайте ритмический порядок - настрачивайте накладные фигуры от большей детали к меньшей и, наоборот, от меньшей к большей.

В этом мастер-классе очень хорошо показано как пришивать аппликацию.

Обратите внимание как шьётся потайной шов. Я пробовала таким способом. Получается намного быстрее чем обычным.

Еще примеры аппликаций:

Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства достаточно часто используется в школьной практике. Она пользуется популярностью не только среди учителей, но и вызывает интерес к творческому процессу у учащихся. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. Педагогами коллективная деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализации творческого потенциала и комфортности.

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников, является средством активизации развития их творческого потенциала, формирования и совершенствования навыков совместной работы, развития потребности в общении и интереса к изобразительной деятельности.

В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности (М.Н.Турро; коллектив учителей-экспериментаторов по программе Б.М.Неменского; Т.С.Комарова и А.И.Савенков).

Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, разработанной Т.С.Комаровой и А.И.Савенковым. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая.

Совместно-индивидуальная деятельность предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.

Совместно-последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становиться предметом деятельности другого. Это процесс-игра, где каждый учащийся уподобляется мастеру, играет роль художника-мастера, работающего на линии конвейера художественного производства. Совместно-последовательная деятельность на уроке представляет собой два основных этапа:

  1. Индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;
  2. Последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

Совместно-взаимодействующая деятельность предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества, или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эта форма организации коллективной деятельности требует от учителя определенных организаторских способностей, а от учеников – умения общаться в процессе практической деятельности: сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции.

Успех любой деятельности зависит от ее организации. Организация коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства требует от педагога особой подготовки. А при выборе темы и методики коллективной изобразительной деятельности необходимо учитывать следующее:

  • Место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре урока;
  • Возрастные особенности учащихся;
  • Посильность задания и доступность изобразительной технологии его выполнения.

Совсем недавно мне в руки попала книга В.И.Колякиной “Методика организации уроков коллективного творчества”. В книге рассматриваются формы коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства, методы и приемы, развивающие коллективное творчество учащихся в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Методические рекомендации включают планы и сценарии уроков, рисунки-схемы, раскрывающие ведение работы над коллективными композициями. Книга уникальна по своему содержанию и по форме подачи информации. Организацией коллективного творчества на уроках изобразительного искусства я занималась и раньше, и у меня к тому времени уже было накоплено достаточно опыта и интересных наработок с детьми. Но эта книга привнесла в мою работу много новых идей, и показала возможности их осуществления. В данной статье я хочу кратко рассказать о том, как я использую на уроках коллективные формы работы, и что у нас с учащимися получается. Коллективные формы деятельности на уроке я использую давно, и должна отметить, что это хоть и самая сложная форма организации учебной деятельности, но и самая интересная. Результат такой работы всегда впечатляющий, яркий и приносит удовлетворение детям от осознания значимости своего творческого труда, умения вместе добиваться результата.

Коллективные работы с учащимися мы начинаем выполнять уже с 1 класса. Правда, это работы относятся к совместно-индивидуальной форме деятельности. Каждый ребенок получает конкретное задание, выполняет его, а в конце урока из детских работ составляется композиция или панно. Знакомясь с основными и дополнительными цветами, учащиеся раскрашивают заранее приготовленные белые формы цветов, из которых в конце урока собирается сказочная цветочная поляна. Предшествует работе сказка о злой колдунье, которая лишила мир красок, оставив только три.

Такая же форма организации коллективной деятельности используется при проведении уроков по теме “Мир полон украшений”. Результатом индивидуальной работы на уроке становиться огромное панно “Этот прекрасный, прекрасный мир” собранное из рисунков нескольких уроков (украшении бабочки, птиц, рыбок, человека). Собирается это панно постепенно и становится прекрасным украшением интерьера или принимает участие в школьной выставке. (Рисунок 1)

Рис. 1

Очень нравится ребятам тема “Украшение сказочного города”, где они, спасая сказочный город, раскрашивают его и украшают различными узорами. Все рисунки объединены общим планом и в конце урока собираются во фризовую композицию.

Это задание может быть выполнено и по-другому: каждый ученик раскрашивает и украшает заранее вырезанное здание, а в конце урока домики собираются на готовый фоновый рисунок. Выполнению задания обязательно предшествует история-сказка. (Рисунок 2, 3)


Рис. 2


Рис. 3

К 3 классу коллективных работ становится намного больше и формы их организации более разнообразные. Тема “Художник и театр” дает огромные возможности для организации коллективной совместной деятельности. В нашем лицее учащиеся начальных классов изучают основы театрального искусства, и каждый класс готовит к показу на школьной сцене свою театральную композицию. Это дает возможность мне интегрироваться и на своих уроках совместно с детьми готовить оформлен ие спектакля. Мы заранее обговариваем перечень необходимых декораций, распределяем их между учащимися, обговариваем форму, цвет, размер, и ведем последовательную работу на каждом уроке. При этом мы последовательно знакомимся с работой театрального художника. Оформлять мы можем не только игровой спектакль, но и кукольный, где учащиеся своими руками готовят не только декорации к спектаклю, но и самих кукол. (Рисунок 4)


Рис. 4

При изучении темы “Художник и город” ребята не только знакомятся с особенностями архитектуры разных стран, но и выполняют различные коллективные работы:

Стилизованные архитектурные постройки в технике объемной аппликации из цветного пластилина. Основой зданий могут служить пластиковые или стеклянные емкости различных форм. Каждый ребенок выполняет свое сооружение, украшая цветным пластилином и используя для этого разные приемы. В конце работы изделия собираются в макет города на горизонтальном планшете, который готовиться заранее отдельной группой ребят; (Рисунок 5).


Рис. 5

Макет города, состоящий из силуэтов различных зданий. Выполняется работа из картона с изображением архитектурных деталей в технике аппликации. В конце работы здания собираются в макет-образ города; (Рисунок 6)

Фризовая композиция, где часть учащихся создает фон для итоговой работы. На выполненный фон затем наклеиваются архитектурные элементы, заготовленные остальными учащимися, составляя то или иное сооружение. При выполнении этой работы очень важно заранее распределить для каждого учащегося объем его работы, составить технологическую карту с указанием последовательности и условий задания.


Рис. 6

Создание города своей мечты, где класс делится на группы, и каждая группа выполняет свой вариант задания – коллективное панно. Перед началом работы важно поработать в группе по согласованию своих действий, оформлению своей идеи в виде эскиза. Выполнить данную работу можно в технике аппликации, коллажа, пластилиновой картины и просто рисунка. Лучше, если в группе будет не больше 4 человек. Все обязанности в группе распределяет руководитель, он же определяет задание для каждого ребенка на урок. После завершения своей работы каждая группа представляет проект, защищая свою идею. Можно предложить учащимся темы городов (“Город будущего”, “Город игрушек”, “Сказочный город”, “Сладкий город” и т.п.); (Рисунок 7,8).


Рис. 7


Рис. 8

Выполнение работы в технике бумажной пластики. (Рисунок 9) Для тех учащихся, которые не знакомы с этой техникой, лучше сначала провести обучающий урок по созданию различных геометрических форм по образцу. Показать приемы работы с бумагой, отработать определенные навыки. Затем предложить задание по созданию макета здания или целого города. Очень важно заранее распределить между учащимися объем работы и последовательность ее выполнения. Можно разбить на группы-мастерские, которые будут выполнять определенную технологическую операцию. Так или иначе, но данная форма требует хорошей предварительной подготовки как детей, так и учителя.


Рис. 9

При изучении блока “Художник и город” параллельным классам можно давать разные задания или техники выполнения.

Детские коллективные работы служат прекрасным материалом для оформления выставок детского творчества на темы: “Мы архитекторы”, “По городам мира”, “Мы строим город будущего” и т.п.

В 4 классе коллективные работы выполняются то же в течение всего года. При изучении культуры своего народа, мы выполняем итоговую коллективную композицию “Праздники казахского народа”, “В казахском ауле”, “Обычаи казахского народа”, которая собирается из отдельных работ, выполненных учащимися в течение нескольких уроков (украшенные юрты, фигуры людей в национальных костюмах и т.п.). Работа может выполняться в парах, в небольших группах или всем классом на большом листе. Фон для коллективного панно выполняет отдельная группа ребят. Все задания для ребят заранее планируются учителем и распределяются на уроке. Готовые работы учащихся служат хорошим иллюстративным материалом для их последующих выступлений по выбранной теме. (Рисунок 10,11,12.)


Рис. 10


Рис. 11


Рис. 12

Изучение тем связанных с культурой русского народа, дает нам возможность выполнять коллективные работы на темы: “Древнерусский город”, “В русской деревне”, “Русские народные праздники”. Техники выполнения можно использовать разные (мелки, гуашь, цветная бумага, коллаж) и формы организации коллективной работы тоже. Детские композиции, выполненные по одной теме, получаются очень разнообразные и не похожие в каждом классе. (Рисунок 13,14,15.)


Рис.13


Рис.14


Рис.15


Рис.16

В 5 классе при знакомстве с народным искусством ребята выполняют работы в парах по созданию макетов казахских юрт и русских изб. Детально познакомив учащихся с конструкцией и украшением этих построек, им предлагается выполнить макет по технологической карте. Оформление своей постройки учащиеся продумывают сами, сохраняя стилевые особенности. В конце работы учащиеся представляют свой проект с объяснением своей идеи и сообщением дополнительной информации по данной теме. (Рисунок16)

Тема “Современное декоративно-прикладное искусство” дает прекрасную возможность организовать работу в группах по созданию фризовой композиции на определенную тему, где каждая группа выполняет только часть работы, но по общему плану. Так по теме “Витраж” учащиеся разрабатывали эскиз для оформления бассейна. Была выбрана тема подводного мира. Каждая группа получила свою часть фриза с общей линией морского дна. После составления каждой группой своей композиции, все листы были собраны вместе и фон рисунка разбит на кусочки для цветового решения. Затем каждая группа продолжила свою работу уже в цвете. По окончании работы все рисунки опять были собраны во фриз. Работа, выполненная подобным образом на различные темы, может прекрасно украсить школу к тому или иному празднику. (Рисунок 17, 18)


Рис.17

В 6 классе выполнение коллективных работ используется по теме “Архитектура”. Учащиеся выполняют работы в группах или в парах по созданию проекта архитектуры будущего в технике аппликации или бумажной пластики. После окончания работы учащиеся защищают свой проект, представляя свою идею остальному классу.


Рис.18

Список использованной литературы:

  1. Б.М.Неменский. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.
  2. Кузин В.С., Сиротин В.И. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. М.: “Дрофа”. 1999.
  3. Н.Загребельная-Раупова. Учебно-методическое пособие по изобразительному искусству. Алматы. “Энер”. 1997.
  4. В.И.Колякина. Методика организации уроков коллективного творчества. М.: ВЛАДОС. 2004.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама