THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Проблема интенсификации развития вызывает множество споров в среде педагогов, педиатров и психологов. Некоторые эксперты убеждены: чем раньше начнутся занятия с ребёнком, тем скорее он приобретёт полезные для дальнейшей жизни навыки и возможности.

Другие же эксперты уверены, что раннее обучение – всего лишь инструментарий для удовлетворения маминых или папиных амбиций и выкачивания денежных средств. Некоторые медики и вовсе считают, что некоторые методы вредны для детского здоровья.

Какие методики раннего развития пользуются популярностью на сегодняшний день? Ниже подобрана информация о достоинствах и недостатках таких программ. Всё это позволит родителям составить собственное суждение о каждой из них.

3 типа детского развития

Под термином «раннее развитие» понимаются самые разнообразные явления. Для некоторых раннее обучение является синонимом преждевременного и неадекватного вмешательства в естественный ход развития маленького человечка.

По мнению специалистов, раннее развитие – это применение активных воспитательных методов в возрастном периоде от 0 месяцев до 2 — 3 лет.

Однако подобное воспитание нередко вступает в противоречие с традиционными образовательными системами, в которые обучение ребёнка начинают с 6 или 7 лет.

Психологическая литература традиционно разделяет раннее психическое развитие малыша на три типа по степени адекватности возрастным особенностям ребёнка:

  • преждевременное. Приведём простейший пример: новорождённого нельзя научить сидеть, стоять и тем более ходить. В целом же при преждевременном развитии ребёнок не способен воспринять информацию по причине психологического и физического «несовершенства»;
  • позднее. Не секрет, что в детском возрасте имеются так называемые сенситивные периоды развития, когда ребёнок наилучшим образом воспринимает определённую информацию: зрительную, речевую и т.д. В случае запоздавшего развития процесс усвоения навыков и знаний становится менее продуктивным. Например, поздно учить ребёнка кататься на коньках в 12 лет, если вы хотите воспитать великого фигуриста;
  • своевременное. Это традиционный вариант развития детей, при котором выдаваемая информация максимально соответствует их возрастным и психологическим особенностям.

Последний вариант многим кажется самым адекватным и правильным. Однако в реальной жизни встречаются все три разновидности детского развития.

В данном случае нас больше интересует раннее обучение. Всегда ли оно соответствует преждевременному воспитанию? Нет. При правильном оценивании своих и детских возможностей, а также следовании методике и здравому смыслу скорее можно говорить об опережающем развитии.

Развитие детей раннего возраста подразумевает создание условий, которые бы способствовали максимально эффективному усвоению навыков и знаний в младенчестве.

Под условиями понимают:

  • организацию развивающей среды – наполнение уголков различными предметами и игровыми пособиями, которые расширяют двигательную активность, развивают сенсорику, зрение и слух детей и т.д.;
  • знакомство малыша с музыкальными, художественными и литературными произведениями;
  • активизацию общения с ребёнком как со стороны мамы, так и со стороны прочих домочадцев. Это означает стимулирование детской речи, проговаривание своих действий взрослыми;
  • приобретение или изготовление специальных обучающих материалов, пособий (особенно это касается методик Монтессори и Домана).

Раннее обучение – не просто подготовка к детсадовскому или школьному образованию, а создание условий для гармоничного и всестороннего развития, тренировки памяти, внимательности, воображения, логического мышления, процессов анализа и синтеза информации.

Ниже представлены проверенные временем и современные методики раннего развития ребёнка, которые чаще всего применяются родителями в домашних условиях или специалистами в образовательных центрах.

Сделаем одну важную оговорку – идеальной развивающей программы, учитывающей все стороны детской личности, попросту не существует. Каждый ребёнок – яркая индивидуальность, поэтому то, что подойдёт одному, окажется ненужным другому.

Вот почему родителям при выборе оптимальной методики раннего воспитания следует знать о сильных и слабых сторонах предпочитаемой системы, об её достоинствах и недостатках. Это поможет обратить внимание на «западающие» направления.

Самые популярные методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Если вы решили целенаправленно и регулярно заниматься с младенцем по определённой развивающей методике, необходимо понимать, что подготовительные работы и непосредственно занятия займут у вас огромное количество времени, а результат может быть оценён лишь через пару лет.

Не следует забывать об естественных нуждах грудничка. Например, в 6-месячном возрасте ребёнку намного важнее учиться сидеть или ползать, чем изучать буквы и слова или плавать. Здравый смысл только усилит эффективность от применяемых методик.

Главный принцип этой всемирно популярной образовательной системы состоит в том, чтобы помогать ребёнку проявлять навыки самостоятельности при обучении в специально созданных для этого условиях.

Обучающая программа, разработанная автором ещё в начале XX века, берёт за основу индивидуальный подход к личности ребёнка уже с момента его рождения. Это необходимо для раскрытия имеющихся у каждого малыша задатков и интеллектуального потенциала.

Методика включает 3 основные части: ребёнок, педагог и организованная среда. Центральную область занимает малыш, вокруг которого создаётся особая среда, предполагающая самостоятельное изучение.

Педагог лишь помогает детям, не вмешиваясь особо в естественный ход развития.

Основное положение программы – наблюдение за ребёнком и отказ от вмешательства в его дела, за исключением тех ситуаций, когда малыш сам попросит о поддержке или помощи.

  • сенсорная;
  • математическая;
  • речевая;
  • практической жизни;
  • космическая.

Выделенную территорию заполняют различными дидактическими материалами (Монтессори избегала слова «игрушки»), которые соответствуют возрасту ребёнка: книги, сортеры, пирамидки, ёмкости, щётки и совочки и пр.

В классическом варианте методика предполагает начало занятий в 3 года, однако некоторые упражнения заинтересуют детей старшего годовалого возраста.

Монтессори-группы всегда разновозрастные: в одних классах находятся малыши от 1 до 6 лет, в других – ребятишки с 7 до 12 лет. Подобное деление обладает определёнными преимуществами, поскольку старшие дети заботятся о малышах, а те, в свою очередь, учатся у более взрослых товарищей.

Плюсы и минусы

У данной методики имеются как положительные, так и отрицательные моменты, о которых следует рассказать подробнее.

Достоинства:

  • стимулирование психических процессов при помощи особых дидактических материалов с учётом сенситивных периодов детского развития;
  • огромный выбор пособий и развивающих материалов;
  • совершенствование навыков самообслуживания;
  • формирование самодисциплины.

Недостатки:

  • многие занятия всё равно требуют участия педагога или родителя, поскольку им необходимо будет объяснить ребёнку правила взаимодействия с конкретным пособием;
  • очень дорогие Монтессори-материалы (правда, их можно изготовить своими руками);
  • для строгого следования всем заветам Монтессори ребёнка необходимо водить в специальный центр. Причём важно убедиться, что педагоги действительно работают целиком по этой методике, а не используют отдельные элементы;
  • большинство упражнений направлено на интеллект, сенсорику, логическое мышление. Однако творческая, эмоциональная и игровая сферы развиваются в меньшей степени;
  • традиционная методика отказывается от сюжетно-ролевых игр, чтения сказок, считая эти обучающие приёмы несущественными.

В целом методика итальянского доктора пользуется популярностью у российских и зарубежных родителей. Однако в авторском варианте систему используют крайне редко, скорее, мамы и папы берут из неё некоторые наиболее удачные моменты, разбавляя их занятиями и упражнениями из других образовательных программ.

Эта образовательная и воспитательная программа выдвигает следующий постулат – максимальное развитие возможностей каждого ребёнка и его уверенности в собственных силах.

В отличие от многих других развивающих систем, данная методика отказывается от предоставления ребёнку любых типов интеллектуальных заданий, если ему ещё не исполнилось 7 лет.

Так, ребятишки только в третьем классе приступают к обучению чтению. До поступления в школу детям дают игрушки, изготовленные из натуральных материалов (соломы, шишек и пр.).

Ещё один акцент педагоги Вальдорфской школы делают на комфортности образовательного процесса. На уроках не ставятся оценки, отсутствуют соревновательные «нотки», классы комплектуются малым количеством учеников – не более 20 детей.

Приоритетом в программе является художественная и театральная деятельность ребятишек, совершенствование воображения. С этой же целью методика запрещает детям пользоваться такими современными гаджетами, как мобильник, компьютер и телевизор.

Обучающие принципы строятся с учётом возрастного фактора:

  • ребёнок младше 7 лет учится через подражание взрослым;
  • дети в возрасте 7 — 14 лет подключают к процессу усвоения знаний эмоциональную составляющую;
  • с 14-летнего возраста подключается логика и интеллект.

Достоинства:

  • основное внимание уделяется воображению и творчеству;
  • комфортность образовательного процесса;
  • развитие независимой личности.

Недостатки:

  • слишком позднее развитие интеллектуальных функций;
  • отсутствие подготовительных занятий к школьному обучению;
  • слабая приспособленность к современным реалиям (телефон для ребёнка на сегодня необходимая вещь).

Данная методика отличается своеобразием, поэтому многие родители относятся к ней настороженно. В сети можно встретить самые разные комментарии по поводу Вальдорфской школы: как положительные, так и отрицательные. Стоит ли заниматься по этой программе? Решать родителям.

Американский учёный Доман, изучая особенности психики и обучения детей с поражением головного мозга, установил следующую закономерность – развивающие занятия эффективны исключительно в период наибольшей активности коры больших полушарий, то есть в возрасте до 7 лет.

Более подробную информацию о том, какие занятия предлагает автор и в чём заключаются основные принципы этой образовательной программы, можно узнать, прочитав статью детского психолога.

Основная задача родителей – максимально реализовать огромнейший потенциал новорождённого ребёнка.

Методика Глена Домана состоит из четырёх главных составляющих:

  • физическое развитие;
  • счёт;
  • чтение;
  • энциклопедические знания.

Американский доктор был убеждён, что нервная система ребенка до года настолько уникальна и совершенна, что даже в таком возрасте малыш способен заучивать и проводить систематизацию различные факты и информацию.

Наверняка многие мамы знакомы с таким термином, как «карточки Домана». Этот дидактический материал представляет собой картонные карты определённого размера, на которых имеются слова, точки, математические действия, фотографии растений, птиц, зверей, известных людей и т.д.

Количество информации поражает. Для лучшей систематизации и удобства эксплуатации карточки нужно разделить на группы. На протяжении дня родитель демонстрирует эти карты на несколько секунд, регулярно вводя «в обращение» всё новые и новые изображения.

Достоинства:

  • интенсификация детского развития;
  • активное вовлечение родителей в занятия с детьми;
  • расширение детских возможностей за счёт предоставления ребёнку большого информативного потока;
  • развитие детского внимания.

Недостатки:

  • потребуется просто огромное количество дидактического материала;
  • мало внимания уделяется мелкой моторике, сенсорному развитию и предметной деятельности;
  • карточки Домана не развивают у ребёнка логического мышления, способности к анализу и систематизации фактов;
  • методика не уделяет должного внимания творчеству, игровой деятельности;
  • возможна перегрузка детской нервной система из-за слишком большого объёма информации, в результате чего у ребёнка возникают тик, энурез и прочие проблемы.

Система Домана – типичный образец интеллектуальных методик. Ребёнка не учат, а, скорее, дрессируют с помощью карточек. По крайней мере, так считают многие мамочки и неврологи. Однако другие родители хвалят данную обучающую программу за возможность развития с пелёнок.

Петербургский педагог Николай Зайцев несколько десятилетий назад разработал уникальную развивающую систему, которая включает комплект пособий по обучению ребёнка грамоте, математическим навыкам и английскому языку.

Зайцевская программа основывается на ведущей деятельности ребёнка раннего и дошкольного возраста – игре. А это позволяет развивать и физическую, и эмоциональную сторону детской личности.

Информация подаётся в системе, но одновременно в игровой форме, именно поэтому ребёнок с радостью включается в занятие. Причём не так важно, проходит ли оно наедине с родителем (педагогом) или с детским коллективом.

Раскованная обстановка – важное условие зайцевской системы обучения. Во время занятия детям разрешается шуметь, смеяться, хлопать в ладони и топать ножками, менять игровой материал, переходя от кубиков к табличкам или доске.

Однако подобная раскрепощённость не означает, что занятия являются развлечением. Именно в процессе такой игры дети не только получают знания, но и осуществляют самостоятельный выбор предпочитаемой деятельности.

Преимущества:

  • широкий возрастной диапазон – от 1 годика до 7 лет;
  • можно заниматься как в домашних условиях, так и в детском саду;
  • ускоренный курс обучения чтению в игре;
  • выработка навыков грамотного письма.

Недостатки:

  • при домашнем обучении родителю придётся самому сначала научиться данной методике, поскольку она отличается от традиционных методов обучения;
  • специалисты указывают, что ребёнок, обучившийся читать по зайцевской методике, «глотает» окончания, путается при делении слова на слоги, поскольку прежде он делил его на склады;
  • первый класс – важная веха в жизни каждого ребёнка, именно в этот момент у детей, учившихся по данной методике, начинаются трудности, поскольку наблюдается несоответствие в цветовом обозначении гласных и согласных звуков.

По мнению многих родителей, кубики Зайцева – лучшие в своём роде пособия по обучению чтения. Ребёнок может научиться читать уже в 3 года, и это умение остаётся с ним на всю дальнейшую жизнь. Кроме того, в копилку плюсов мамы относят и игровые приёмы, делающие занятие весёлым и непосредственным.

Разработать собственную методику бельгийскую актрису Сесиль Лупан заставила неудовлетворённость системой Глена Домана, которая и была взята за основу.

Данную обучающую программу сложно назвать научной, разработанный метод скорее является комплексом занятий, которые учитывают детскую индивидуальность, интересы и склонности каждого ребёнка.

Автор методики в своих книгах советует общаться с грудничком буквально с первых секунд его жизни, и не нужно переживать, что он чего-то не поймёт. Лупан убеждена, что чем раньше ребёнок узнает что-то, тем скорее поймёт определённые закономерности и связи.

Ребёнок в первые месяцы только привыкает к родительской речи, а затем, казалось бы, бессмысленные звуки начинают наполняться смыслом. Как только он начнёт выговаривать первые слова, следует переходить к чтению (обычно это годовалый возраст).

Главная идея, предлагаемая Сесиль Лупан, состоит в следующем: ребёнку не нужно внимание-опека, ему необходимо внимание-интерес, который способен предоставить только любящий родитель.

Преимущества:

  • возможность заниматься с 3-месячного возраста и до 7 лет;
  • много внимания уделяется раннему физического развитию;
  • методика подойдёт для домашних занятий;
  • упражнения затрагивают интеллектуальную и эмоциональную сферу, сенсорику;
  • очень тесное общение матери и ребёнка;
  • стимуляция познавательного интереса малыша.

Недостатки:

  • требует от родителя полной самоотдачи;
  • множество дидактических материалов, которые нужно будет изготовить маме;
  • своеобразное обучение .

Поскольку автор не является педагогом, нельзя сказать, что её подход полностью научен. Однако некоторые моменты мамы могут взять на вооружение, например, создание самодельных книжек о своём ребёнке, в которые можно вписывать авторские сказки и вставлять его фотоснимки.

Фамилия авторов прогремела ещё во времена Советского Союза. Супружеская пара стала воспитывать детей по собственной программе, которая могла поразить неподготовленного человека необычными приёмами и воспитательными методами.

Никитины не рекомендовали ограничивать экспериментаторскую натуру ребёнка приспособлениями, поэтому негативно относились к любым коляскам (в том числе и прогулочным) и манежам, называя их тюрьмами.

Следовали принципу детской самостоятельности супруги и в выборе занятий ребёнком. Они отказались от специальных тренировок, занятий. Малыши могли заниматься тем, что им ближе, без ограничений. Родители только помогали разбираться со сложностями.

Система Никитиных включает закаливание и приёмы физического воспитания. Для этого в доме необходимо создать специальную среду, включающую спортивные снаряды и тренажёры. Эти приспособления не должны выделять, они настолько же естественны, как, например, мебель.

Авторы убеждены, что ребёнок не должен быть «заорганизованным» или заброшенным. Мамам и папам нельзя относиться равнодушно к детскому развитию и времяпрепровождению, однако, участвуя в детских играх, не следует вставать в позицию надзирателя и контролёра.

Основным принципом системы является вариант сенситивных периодов по Монтессори – угасание возможности ребёнка эффективно развиваться по мере взросления. Проще говоря, если не развивать вовремя определённые способности, то они не достигнут оптимального уровня.

Преимущества:

  • используется с самого рождения до школьного возраста;
  • детская самостоятельность;
  • хорошо развивается интеллект ребёнка;
  • совершенствование логического мышления и воображения;
  • игра как обучающий приём;
  • особое внимание уделяется физическому развитию;
  • изобретение специальных дидактических игрушек – например, кубиков Никитиных, уникуба.

Недостатки:

  • неусидчивость малыша из-за того, что он сам выбирает себе занятия;
  • такой образ жизни больше подходит для сельской местности;
  • закаливание считают достаточно экстремальным типом воспитания;
  • из-за опережающего развития детям может быть неинтересно заниматься в школе.

У данной системы имеются как ярые сторонники, так и не менее категоричные противники. Однако некоторые моменты не утратили своей актуальности и в сегодняшнее время, другие же приёмы являются сомнительными.

Данная программа, под названием «метод интеллектуального развития ребёнка» была разработана П. В. Тюленевым – педагогом и социологом. Занимаясь по МИРРу, можно научить малыша грамоте, математике, развить музыкальные, спортивные способности.

Автор системы убеждён, что ребёнка нужно развивать с первых дней жизни. Самое важное в этот момент – предоставить ему разнообразных тактильных раздражителей, чтобы кора больших полушарий смогла активно формироваться.

Выбор занятий зависит от возраста ребёнка:

  • в первые два месяца малышу показывают изображённые на бумажном листе треугольники, квадратики и прочие геометрические фигурки;
  • от 2 до 4 месяцев детям демонстрируют рисунки зверей, растений, букв, цифр;
  • в 4-месячном возрасте играют в «Игрушкобол», когда грудничок сбрасывает с кроватки кубики и прочие игровые аксессуары;
  • с 5 месяцев возле малыша кладут музыкальные инструменты. Кроха, прикасаясь к ним, пробует извлекать звуки и развивать музыкальные задатки;
  • с полугодовалого возраста осваивают буквы, разглядывая особую магнитную азбуку. В 8 месяцев ребёнка просят принести букву, в 10 месяцев – показать букву, а потом – назвать букву или целое слово;
  • с полуторагодовалого возраста с малышом играют в шахматы;
  • с 2 лет малыш не просто складывает из буковок слова, но пробует их печатать на компьютерной клавиатуре;
  • с трёх лет дети пробуют вести дневник на ноутбуке или компьютере.

Преимущества:

  • разностороннее развитие малыша;
  • упражнения не потребуют от взрослых много времени;
  • упражнения подойдут каждому ребёнку;
  • хорошая подготовка к школьному обучению;
  • раскрытие всех задатков малыша.

Недостатки:

  • непросто найти пособия;
  • сложно говорить об эффективности упражнений;
  • слишком строгие ограничения от автора;
  • не всегда учитываются возрастные особенности малыша;
  • ограничение познавательной свободы ребёнка;
  • превалирование интеллектуальной составляющей над всеми остальными.

Неоднозначная методика, которая не по нраву многим специалистам. Однако и в ней можно отыскать интересные моменты, которые можно реализовать на практике. Важно лишь следить за реакцией ребёнка на внедряемые инновации.

Другие авторские развивающие методики

Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.

В число самых популярных входят следующие обучающие методики:

  1. «После трёх уже поздно». Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни.
  2. Динамическая гимнастика. М. Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
  3. Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
  4. Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
  5. Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.

Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.

Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.

За и против раннего развития

Мамы и папы убеждены, что сами принимают решение, каким образом воспитывать ребёнка. Однако такое мнение не совсем верное, поскольку на процесс воспитания всё чаще влияют общественные начинания и различные стереотипы.

Один из самых спорных вопросов – раннее развитие детей до 1 года. Обычно специалисты и мамы занимают две крайние позиции: одни выступают за использование развивающих методик, другие относятся крайне негативно по отношению к любому вмешательству. Рассмотрим их аргументы.

Аргументы «за»

  1. Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.
  2. Ребятишки, которые занимаются в соответствии с подобными методиками, обычно отличаются более высоким уровнем развития по сравнению со сверстниками. Дети раньше овладевают всевозможными навыками: чтением, письмом, счётом.
  3. Комплексные образовательные системы, охватывающие развитие сразу несколько сторон личности, помогают выявлять у ребёнка задатки, склонности к определённым занятиям. Это позволяет в дальнейшем записать малыша на конкретные курсы.
  4. Если кроха обучается в развивающем центре в компании ровесников, это позволяет ему раньше социализироваться, привыкнуть к жизни в детском коллективе.

Аргументы «против»

  1. Здоровый и нормально развивающийся ребёнок способен сам освоить основные навыки, когда придёт время. Вот почему не следует «издеваться» над детской психикой.
  2. Интенсивные занятия способны навредить малышу, если родитель или педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности.
  3. Многие популярные методики основной упор делают на интеллект и «физику», а вот эмоциональное и социальное развитие незаслуженно забываются. Это может нарушить адаптацию в детском обществе.
  4. Крайне непросто ежедневно заниматься с малышом, выполняя все требования и условия методики. Если же соблюдать все правила, то у мамы не остаётся времени ни на что другое. Если же выполнять задания от случая к случаю, все знания очень быстро испарятся», и результативность будет очень невеликой.
  5. Многие специалисты обращают внимание на несвоевременность получения некоторых навыков. К примеру, шестимесячному малышу нужно учиться присаживаться или ползать, поскольку это его важнейшее «задание», а вот чтение или счёт в этом возрасте совершенно не нужны. Скорее всего, до школы он уже совершенно забудет все свои умения и сравняется со сверстниками.
  6. Завышенные требования к ребёнку и желание воспитать гения могут негативно сказаться на всей дальнейшей детской жизни. Из малышей, чьи родители пичкают их ненужной информацией, часто вырастают неврастеники, перфекционисты. Следовательно, нельзя исключить проблемы с социализацией.

Таким образом, у каждой стороны имеются весомые доводы, вот почему родителям придётся самим выбирать, применять ли методики или следовать естественному ходу детского развития.

В первые 12 месяцев развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. В это время малыш успевает познать мир, набрать неплохой словарный запас, выстроить начальные и элементарные логические цепочки.

Многие специалисты убеждены, что если с малышом не заниматься в первые годик-два, то затем ребёнок не сможет компенсировать недополученные знания и умения.

Однако чрезмерная фанатичность и следование буквально всем догматам развивающих методик может, наоборот, не принести пользу, а навредить детскому развитию.

Если вы решили взять в работу упоминавшиеся выше методики развития детей, необходимо соблюдать определённые правила. Они помогут избежать негативных последствий и сделают обучение более естественным:

  • внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывания предложенных игрушек, нужно остановиться и занять его чем-то другим;
  • не следует отрывать младенца от занятия, которым он увлечён в данный момент, ради развития. Если кроха предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру;
  • все упражнения и задания, включённые в выбранную вами образовательную систему, обязаны быть понятными и вызывающими доверие. Также следует отрепетировать все занятия, прежде чем подходить с ними к ребёнку;
  • обучение малыша должно быть комплексным. Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу. Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, в том числе эмоциональной и социальной;
  • не нужно превращать процесс получения знаний и навыков в автоматическое действие. Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность.

Рассмотрев все основные нюансы каждой методики, можно сделать предварительный выбор наиболее предпочтительной обучающей системы. Однако ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка. Ведь его развитие – ответственное дело!

Вот какое определение интересующему нас термину дает, к примеру, Анна Рапопорт: «Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2–3 лет)». Почему же тогда эти слова иногда воспринимаются так негативно? Вполне вероятно, что ответ лежит на поверхности: все дело в том, что понятие «раннее развитие» предполагает многочисленные разночтения и трактовки.

Ранним развитие называют в противовес традиционному. В европейской культуре, к которой относимся и мы, в силу определенных исторических и социальных причин существует тенденция довольно позднего обучения детей – примерно около 7 лет. Поэтому программы обучения детей младшего (3–4-летнего) и среднего (4–5-летнего) дошкольного возраста воспринимаются как раннее развитие.

В рамках возрастной психологии развитие можно квалифицировать как преждевременное, своевременное и позднее. Что такое преждевременное развитие? Это попытки обучить ребенка тому, что он не в состоянии понять и освоить в силу недостаточности физического развития и отсутствия у него необходимого запаса знаний. Например, учить новорожденного сидеть. Что такое позднее развитие? Это стремление сформировать те знания и навыки, которые уже должны были быть сформированы к определенному возрасту. К примеру, начинать обучение чтению после 7–7,5 лет, когда продуктивность любой учебы резко снижается. Учитывая все вышесказанное, каждому здравомыслящему человеку должно бы показаться привлекательным именно своевременное, или нормальное, развитие – развитие, соответствующее возрастным показателям и индивидуальным особенностям конкретного ребенка.

Еще одним вариантом неправильного понимания слов «раннее развитие» является отождествление развития и обучения. Классическое обучение в нашей системе образования ассоциируется у многих со школьной партой, «вдалбливанием» знаний, зубрежкой и подобными вещами. Именно этим часто мотивируют вред раннего развития. Конечно, никакой разумный родитель не желает своему чаду подобной судьбы, тем более начиная с самого нежного возраста. Однако не стоит смешивать развитие и обучение. Раннее развитие – это не только и не столько подготовка к школе. Прежде всего, это развитие основных психических функций: внимания, воображения, памяти, логического и пространственного мышления, умения анализировать и обобщать. Это создание некой интересной для малыша информационной среды, которая станет прочным фундаментом для дальнейшего успешного обучения.

Некоторые практикующие специалисты по работе с дошкольниками выступают категорически против такого определения, как раннее развитие, считая его искажающим саму суть понятия «развитие».

Вряд ли кто-нибудь станет спорить, что в своевременном развитии нуждаются все дети без исключения. Однако современная наука не стоит на месте, и то, что считалось правильным 100 лет назад, перестает быть актуальным в наши дни.

Педагогика и физиология

Как выяснили ученые, любой ребенок рождается с огромным потенциалом: у новорожденного на 300% больше связей между нервными клетками, чем у взрослого человека, и все его сенсорные области (отвечающие за информацию, поступающую от органов чувств) и оба полушария связаны друг с другом. Это означает, что когда с ребенком разговаривают, показывают ему что-нибудь, качают, его органы чувств действуют как единое целое. Через несколько месяцев после рождения те связи между нервными клетками, которые не успели упрочиться, исчезают, и большая часть нервных клеток, оставшихся без связей с другими нейронами, отмирает. Именно поэтому настолько важно как можно раньше начать развивать ребенка.

Но так ли необходимо активно развивать связи между нервными окончаниями? Дело в том, что мозг маленького человечка содержит триллион клеток, из которых 100 млрд представлены соединенными в сети нейронами – фундаментом для развития интеллекта, творческих способностей, эмоций, сознания и памяти. Усиленное развитие мозга происходит первые шесть лет жизни, и то, что в результате получится из маленького ребенка, определяется именно этими годами.

Для полноценной жизни ребенка очень важно развивать все органы чувств. Происходит это при воздействуии на них разнообразных стимулов. В природе все закономерно и последовательно: сначала развиваются одни отделы мозга, которые затем стимулируют дальнейшее развитие других. Разные периоды в жизни младенца непосредственно связаны с поэтапным формированием отделов головного мозга. Каждый такой этап занимает некоторое время, более или менее одинаковое у всех детей. Эту особенность человеческого организма подметила в свое время Мария Монтессори, описав сензитивные периоды, т.е. периоды особой восприимчивости детей к определенным видам деятельности, способам эмоционального реагирования и поведения вообще.

Расписав сензитивные периоды по возрастам, получаем следующую картину.

Начиная с самого рождения – сензитивный период освоения самоконтроля. В первые месяцы жизни младенца, когда он плачет и его берут на руки, устанавливаются первые нервные связи (возбуждение – торможение) и формируются начала самоконтроля.

От 6 месяцев до 3 лет:

  • сензитивный период освоения языка (появление слов и предложений);
  • сензитивный период любви к порядку (достигает пика к 3 годам).

Чувство порядка – не сознательная, а физиологическая потребность ребенка. Это означает, что малыш привыкает к заведенному укладу жизни и негативно воспринимает любые изменения в нем. Например, может отказаться кушать, если его стульчик чуть-чуть передвинут. У детей до 1 года стремление к порядку выражается в плаче при появлении в доме незнакомого человека.

От 1,5 лет – сензитивный период восприятия маленьких предметов (помещение бусинок в вазочку с узким горлышком).

Около 2 ле т – сензитивный период умения «входить в группу».

Сначала формируется умение играть в диадах (парах) и только ближе к дошкольному возрасту – общение в группе сверстников.

От 2 до 4 лет – сензитивный период повторения геометрических фигур, которое приводит к лучшему изучению математики (геометрические формы, размеры, деления).

От 2 до 5 лет – сензитивный период контроля и оттачивания движений. У малыша возникает естественное стремление ходить по линии, его легко научить пользоваться туалетом, чистить зубы. Все движения обязательно должны находиться в зоне практической жизни ребенка (пересыпание круп и песка, переливание жидкостей и т.п.).

С 2,5 лет – сензитивный период расширения словарного запаса.

От 2,5 до 6 лет – сензитивный период восприимчивости к сенсорным впечатлениям. У ребенка появляется способность утончать все чувства (например, он очень легко улавливает мелкие различия).

От 3 до 7 лет – сензитивный период восприятия музыки и ритма. В этот период музыка и математика воспринимаются одной и той же частью мозга – работает правое полушарие. В это же время развивается и интуиция.

От 3,5 до 4,5 лет – сензитивный период для обведения букв пальчиком, подготовка к письму.

От 4,5 до 5 лет – сензитивный период взрывоактивности по отношению к письму.

Начиная с 5 лет медленно идет на спад стремление к порядку.

От 5 до 6 лет – сензитивный период перехода от письма к чтению.

С 6 лет включается левая часть мозга и возникает причинное сознание.

От 6,5 до 7 лет – сензитивный период, обнаруживающий страсть к грамматике (игра с порядком слов, выстраивание их, игра с частями речи и т.д.).

Как можно заметить, сензитивные периоды не сменяют друг друга поочередно в плавной последовательности. В определенном возрасте у ребенка может быть «подготовлена почва» для обучения сразу нескольким видам деятельности. Если пропустить этот благоприятный момент, то наверстать упущенное будет намного сложнее. По мнению М. Монтессори, для отдельных сензитивных периодов отведено время от нескольких дней до недель, и компенсировать его в дальнейшем невозможно.

Существующие методики

Остановимся подробнее на конкретных методиках раннего развития, их основных идеях и различиях.

Система обучения американского врача-физиотерапевта Гленна Домана построена на принципе компенсаторности организма: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. Г. Доман посвятил свою жизнь лечению и реабилитации детей с различными повреждениями головного мозга. На протяжении 15 лет занимаясь с тяжело больными, он добился потрясающих результатов и совершил ряд удивительных открытий: например, в случаях, когда процесс развития и роста мозга остановлен или замедлен, оказалось, что его можно заставить работать, воздействуя на него через любой из доступных каналов получения информации (зрение, слух, осязание). Доман выяснил также, что процесс роста и развития мозга можно усилить и ускорить.

Обучение чтению по системе Домана опирается на наглядно-образное мышление ребенка и построено в основном на визуальном восприятии. Необходимая для усвоения информация расположена на специальных карточках со словами, которые написаны очень крупным шрифтом. Карточки в быстром темпе предъявляются ребенку с громким проговариванием написанных слов. Одновременно детей обучают ползать, висеть на брусьях и различными способами стимулируют их двигательную активность.

По мнению Домана, когда ребенку исполнится 1 год, параллельно с физическим развитием надо начинать развивать математические, лингвистические и другие способности. В частности, обучение математике по методу Г. Домана состоит в том, что ребенку показывают карточки с крупными красными точками (по пять штук) и громко называют их количество. Применение точек вместо цифр обусловлено тем, чтобы ребенок мог почувствовать реальное количество, а не абстрактный символ.

В основе методики раннего развития, разработанной итальянским врачом Марией Монтессори , лежат два основополагающих принципа. Первый – это интерес самого ребенка, а второй – индивидуальный подход к нему со стороны взрослого. Столкнувшись с проблемой воспитания и развития детей с ограниченными возможностями, Мария Монтессори пришла к выводу, что слабоумие – это в большем смысле проблема педагогическая, нежели медицинская, и решать ее следует в детских садах и школах.

В начале своей жизни ребенок обладает естественным стремлением к движению: он хочет осваивать пространство, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами и уметь осмысленно обращаться с ними.

М. Монтессори предлагает уже в 2,5–3 года дать малышу возможность сделать это, расположив в определенной последовательности всевозможные чашечки, подносики, губки и щеточки, палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки.

Оборудование по величине и удобству должно быть подобрано соответственно силе и росту ребенка. А для того чтобы деятельность приносила пользу, учитель (взрослый), видя интерес ребенка к тем или иным материалам, дает малышу короткий (2–3 минуты) урок, во время которого показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата.

Маленькому исследователю предлагается принять только одно четкое правило: взял, поработал – положи на место. Мария Монтессори вообще считает, что порядок органичен для ребенка, но он пока еще не умеет организовывать его самостоятельно. Главная задача взрослого – помочь детям научиться сосредоточиваться на интересном для них занятии. Отсюда возникает девиз Монтессори-педагогики «Помоги мне сделать это самому». В развивающих играх используются специально подобранные материалы – различные рамки-вкладыши, шнуровки, емкости с сыпучими наполнителями, игрушки с застежками и т.п. Они являются составной частью так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

Мария Монтессори призывает не ускорять развитие детей, но и не упустить момент, обнаруживая то, что необходимо здесь и сейчас. Она подбирает упражнения из практической жизни, при этом часть их происходит из повседневных домашних дел.

Наряду с индивидуальными упражнениями ребенок участвует в деятельности совместно с другими детьми. Это помогает малышу осознать процесс движений в группе, таких, как ходьба по линии. Другие групповые упражнения, например беседы и ролевые игры, способствуют усвоению ребенком форм социального поведения.

Основная идея раннего развития по Сесиль Браи-Лупан состоит в том, что только родители способны на искренний интерес к ребенку и для малыша они самые лучшие педагоги. Методы обучения для ребенка, как и знания в целом, предлагаются ему по факту возникновения интереса, с учетом природных наклонностей. Объединив духовную составляющую – искреннюю заинтересованность в малыше, любовь к нему и внимание к его потребностям – с элементами методики Гленна Домана, С. Лупан пытается наилучшим способом развить интеллект ребенка и вместе с тем вырастить его психологически здоровым человеком, раскрывая секреты своего собственного материнства в книге «Поверь в свое дитя».

В своей методике С. Лупан уделяет большое внимание таким вещам, как обучение плаванию новорожденных. Ею составлены целые программы по обучению истории, географии, истории искусств и рисованию, музыке и другим областям знаний для малышей и дошкольников. На основе рекомендаций С. Лупан любой родитель сможет самостоятельно составить программу развития своего ребенка.

Методика Никитиных представляет собой систему развивающих игр, рассчитанных на совместную игру детей вместе с родителями. В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т.е. на развитие логического и образного мышления.

Педагоги-новаторы Борис и Лена Никитины являются родителями семерых детей. Они придумали и апробировали на своих детях новую систему оздоровления.

Основное их изобретение – так называемые никитинские игры – обладают большой степенью вариабельности, т.е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора и т.п.

Обучение чтению по методике Н. Зайцева построено на принципе складового чтения. Склад – это пара из согласного звука с гласным или из согласного с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь такими складами, ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками.

Предлагаемая автором методика обучения математике основана на системе таблиц, погружающих ребенка в мир чисел и наглядно показывающих ему, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами и какие действия можно с ним производить.

Как не перестараться?

И все же наиболее близким к истине представляется объяснение термина «раннее развитие» как развитие ребенка до 1 года.

Раннее развитие ребенка до 1 года – это специально созданная среда, наполненная интересными и необычными объектами для изучения органами чувств. Это неограниченная физическая активность, подкрепляемая специально оборудованными уголками, дающая малышу возможность лучше и раньше овладеть своим телом и научиться чувствовать себя безопаснее. Это постоянные прогулки, беседы, чтение книг, доброжелательное внимание и заботливая поддержка родителей. Раннее развитие – это также активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни.

В плане воспитания детей, безусловно, существует множество стереотипов, поэтому хочется также остановиться на опасностях неправильного понимания раннего развития. К таким опасностям приводят ошибочные убеждения, на которых мы и остановимся более подробно.

Все перегибы в понимании раннего развития условно можно отнести к двум крайним положениям: категорическому непринятию и фанатичной увлеченности. Начнем по порядку. Итак…

  • Раннее развитие – модное новшество, которое имеет множество неизученных негативных последствий. Идеи раннего развития отнюдь не новы: некоторым методикам уже более 100 лет. Ученые из многих стран (Японии, США, России, Италии, Германии, Франции и др.) постоянно изучают это явление. Например, в Италии это М. Монтессори, в США – Г. Доман, в Японии – Масару Ибука, в Германии – Ярослав Кох.
  • Малыши, с которыми занимаются ранним развитием, развиваются быстрее своих сверстников.

Такие дети развиваются быстрее, чем в том случае, если бы с ними не занимались! У каждого конкретного ребенка есть свои сроки развития. Безусловно, существуют возрастные нормы, однако динамика в индивидуальном развитии каждого малыша определяется в сравнении его сегодняшнего с ним же, только вчерашним! Родителям не нужно оценивать «развитость» своего ребенка по отношению к другим детям, а тем более проводить такие категоричные параллели. Просто у ребенка, чья развивающая среда продуманно и специально организована взрослыми, гораздо больше возможностей для исследования, сопоставления и новых впечатлений, которые и дают толчок для «ускоренного» развития. Поэтому и темпы раннего развития для этих малышей различны.

  • «Мы хотим (не хотим) иметь ребенка-вундеркинда».

Скорее всего, за этим утверждением либо скрывается нежелание родителей уделять время своему ребенку, либо сказываются последствия того, как их самих «терроризировали» родители – всевозможными нелюбимыми кружками и секциями. Целью раннего развития не является «выращивание» гениев.

Противоположная точка зрения – стремление во что бы то ни стало вырастить вундеркинда – очевидно, так же вредна для гармоничного развития ребенка. Потому что она выявляет непомерные родительские амбиции и попытку самореализоваться за счет малыша, воплотить в нем то, что не удалось когда-то нам самим.

  • Раннее развитие может перегрузить мозг ребенка и в дальнейшем привести к серьезным проблемам со здоровьем.

Мозг маленького непоседы снабжен системой «предохранителей»: в ситуации эмоциональной или информационной перегрузки он просто «отключается» – так срабатывает инстинкт самосохранения, который большинство из нас, к сожалению, с возрастом утрачивает. Если малыш начинает капризничать, отвлекаться, зевать, проявлять признаки нетерпения – это верный признак того, что пора отдыхать.

  • Раннее развитие – это обычные программы обучения, которые предлагают детям более раннего возраста.

Основа раннего развития – стимулирование познавательной деятельности малыша. Эта методика не имеет ничего общего с классическими системами обучения. Вокруг ребенка создают особую развивающую среду, наполненную интересными объектами для изучения, стимулирующую все органы чувств. В такой среде кроха имеет возможность интенсивно изучать окружающий мир и удовлетворять врожденный исследовательский интерес. Любое обучение проводят посредством игр. Основное условие – заинтересованность самого ребенка.

  • Раннее развитие «крадет» у ребенка беззаботное детство.

Это утверждение несет в себе непонимание главной идеи раннего развития: все должно быть ненавязчиво, играючи. Никакого вдалбливания, никакого насилия! Ребенок делает только то, что хочет сам, то, что ему интересно. А задача родителей – расширить его интересы, предложив на выбор массу увлекательных вещей и занятий, и поймать момент, когда ребенок заинтересуется чем-то одним.

Желание учиться, узнавать что-то новое необходимо маленькому человечку как воздух. Это его главная цель в первые годы жизни. Без этой врожденной способности он никогда не станет полноценным членом общества. Так почему же не поддержать и не развить естественное стремление, почему не дать крохе интересующую его информацию? А он пусть возьмет то, что в данный момент ему важнее всего. Если занятия с ребенком проводятся без принуждения в виде увлекательной игры, если они приносят радость и пользу малышу и родителям, какое же тут украденное детство? Вопрос «Зачем ему это нужно в принципе?» отпадает сам собой.

На деле глубоко философское мнение о том, что ребенок «сам знает, что и когда ему нужно для нормального развития», оборачивается равнодушием к ребенку и его потребностям, а то и формальным отношением к нему со стороны родителей. Здесь хотелось бы напомнить, что без своевременной помощи взрослого, создающего необходимые для развития ребенка условия, интеллектуальный и психо-эмоциональный уровень малыша может так и остаться очень низким.

  • Почти все методики раннего развития очень трудоемки, требуют от родителей значительного времени для их изучения и изготовления дидактических материалов.

Самая сложная проблема, не имеющая единственного решения, – это действительно проблема времени. Однако далеко не все так однозначно, и ее решение во многом зависит от умения взрослых организовать свое время. Потратить полчаса, а не полтора на приготовление обеда, а свободный час посвятить общению с крохой. Пригласить бабушку или домработницу для уборки дома, а в освободившийся час склеить и написать необходимые материалы и игры. Было бы желание, а время найдется!

Правила развития

Прежде чем вы определитесь с необходимой именно для вас системой развития, стоит вспомнить несколько простых правил:

Изучите те методики раннего развития, которые покажутся вам интересными. Посоветуйтесь со своим педиатром, специалистами по раннему развитию.

Собирайте информацию из разных источников и старайтесь осмысливать ее критически, перепроверяя достоверность предлагаемых фактов. Если вы решите отдать ребенка в дошкольное учреждение, специализирующееся на раннем развитии, выясните его репутацию и рейтинг на неформальных форумах вашего города.

Не перегружайте ребенка, гонясь за результатами! Не стоит также бросаться из одной крайности в другую, резко меняя образ жизни малыша. Главная задача раннего развития – здоровое, гармоничное и счастливое детство.

Старайтесь, чтобы мероприятия по развитию ребенка не противоречили, а дополняли друг друга. Не стоит также бросаться из одной крайности в другую, резко меняя образ жизни малыша.

Любые игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к более сложному, а потом и к очень сложному». Обязательно учитывайте степень заинтересованности и радостности ребенка.

Всегда хвалите ребенка (за интерес, за старание и т.п.), даже если у него что-то не получается с первого раза.

Пожалуй, сейчас нет такой мамы, которая не слышала бы термин «раннее развитие». Однако мнения относительно его полезности среди родителей существенно расходятся. Одни мамы с упоением учат малыша читать уже с 6 месяцев, другие убеждены в том, что занятия в столь раннем возрасте оказывают негативное влияние на психику ребенка и лишают его детства. Так кто же прав? Мне кажется, большинство разногласий связано с тем, что все по-разному понимают выражение «раннее развитие ребенка». Попробуем разобраться, что же это такое и как оно может повлиять на вашего малыша.

Некоторое время назад учеными был выявлен один важный факт – к концу третьего года жизни клетки головного мозга завершают свое формирование на 70%, а к шести-семи годам – на 90% . Получается, что, начинать обучать ребенка только в 7 лет – значит упустить очень ценное время и не использовать врожденный потенциал ребенка. И наоборот, если заниматься развитием ребенка в этот «продуктивный» период, то будет хорошая «стартовая площадка» для дальнейшего обучения.

Ребенок рождается с огромным интересом к окружающему миру, его организм настроен на бурную деятельность, он жадно вбирает любую информацию, запоминая ее со скоростью, которая нам, взрослым, и не снилась. Мозг ребенка все время работает, учится сравнивать и делать выводы. Если мы активно занимаемся с малышом в первые годы его жизни, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить его потребность в знаниях об окружающем мире.

Итак, раннее развитие предполагает интенсивное развитие способностей ребенка от рождения до 3 (максимум до 6) лет . Только вот понимание значения слова «интенсивное» у всех разное. Многие люди, говоря о раннем развитии, представляют малышей, зубрящих буквы и цифры и не имеющих ни одной свободной минуточки для свободной игры и общения со сверстниками. К сожалению, надо признать, что последователи такого подхода к раннему развитию действительно имеются. Такие родители упорно развивают своих детей до тех пор, пока совершенно не отобьют у них желание к какому-либо обучению. Этот подход к раннему развитию вряд ли можно назвать правильным, т.к. он ведет в никуда и вряд ли может сделать ребенка счастливым.

Что же такое раннее развитие?

В первую очередь это интересная игра, которая призвана сделать жизнь ребенка увлекательной. Как говорил Масару Ибука

«Основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире»

Итак, раннее развитие в правильном, на мой взгляд, понимании – это:

  • Специально созданная , наполненная интересными предметами и игрушками, дающими много самых разных тактильных, зрительных и звуковых ощущений, способствующих сенсорному развитию ребенку.
  • Активное участие мамы в жизни ребенка, стремление сделать жизнь малыша интересной, красочной, много совместных игр, творческий подход к занятиям. Мало купить развивающие игрушки, нужно «обыграть» их вместе с малышом.
  • Постоянные беседы и обсуждения всего происходящего вокруг, .
  • Знакомство с окружающим миром посредством карточек, книг и других пособий (например, изучение животных, овощей, фруктов, профессий и т.п.) Как не переборщить с обучением по карточкам, читайте .

Разумный подход к раннему развитию или как не перегнуть палку

Когда Таисия только родилась я, как и многие мамы, с опаской относилась к интенсивному раннему развитию. Вдруг навредит эмоциональному здоровью дочери? Ведь именно этим пугают психологи. Но когда я начала подробнее вникать в суть разнообразных методик и занятий, поняла, что раннее развитие, если подходить к нему без фанатизма, это вовсе не зубрежка и натаскивание, а интересные игры, которые призваны сделать детство ребенка ярче и интереснее. Только очень-очень важно с этими самыми играми не переусердствовать. Не нужно воспринимать слова «раннее развитие» как «растим гения!», беспрерывно приставать к малышу с занятиями, не оставляя ему ни минуточки отдыха и свободной игры.

Часто родители пытаются реализовать собственные амбиции и несбывшиеся мечты за счет ребенка, либо же им хочется, чтобы их ребенок непременно был развит лучше, чем соседский. В погоне за результатом можно перегрузить ребенка и отбить у него всякое желание заниматься вообще.

    Предоставлять ребенку как можно больше свободы в выборе занятия . Не навязывать тех занятий, которые ему не интересны. Возможно, вы бывали в ситуации, когда вам кажется, что малышу надо бы порисовать, потому что давненько он не брался за карандаш, но он почему-то наотрез отказывается. Не настаивайте! Я не раз замечала, что такие занятия «через силу» только отбивают у Таисии какое-либо желание. А, если и удастся ее уговорить, она все равно потом сидит недовольная и нехотя водит карандашом по бумаге. Не хочется сейчас рисовать – это право ребенка, у всех свои интересы. Вполне возможно, что завтра или даже через недельку у ребенка появится желание.

    Прекращать занятие прежде, чем оно наскучит ребенку. Мне, например, не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда, казалось бы, только начав склеивать какую-нибудь поделку или возводить постройку из кубиков, Таисия теряла к ней интерес и отказывалась продолжать занятие. Но я то бросать начатое не привыкла, мне же нужно доделать! Тут сразу возникает соблазн во что бы то ни стало уговорить дочку закончить начатое. Однако, как показывает опыт, такие вот уговоры ни к чему хорошему не приводят. Даже если ребенок согласится, он будет делать все без желания, а в следующий раз на подобное занятие вообще смотреть не захочет. Предложить продолжить, конечно, нужно, но без какого-либо давления! А вообще лучше заведомо предлагать ребенку не слишком сложные поделки и занятия, чтобы у малыша хватило терпения до конца.

    Стараться превращать любое занятие в игру . Пускай это будет не «Так, а сейчас мы собираем пирамидку», а веселая сценка, к вам придет мишка и позовет вместе играть, у него, конечно, ничего не будут получаться, колечки будут выпадать, и малыш обязательно захочет помочь неуклюжему мишке.

    Не устанавливать норм по времени и количеству занятий в день . Всякое может случиться: малышу может нездоровиться, у него плохое настроение, он увлечен новой игрушкой или у вас срочные дела. Не нужно стараться во чтобы то ни стало выполнить дневную норму по занятиям, да еще и корить себя потом за недостигнутый результат.

    Не нагружать малыша знаниями «про запас» . Старайтесь, чтобы изучаемая информация соответствовала интересам и возрасту малыша, чтобы он смог ее в ближайшее время использовать. Например, изучайте геометрические фигуры тогда, когда малышу уже будет интересно играть с геометрическими рамками-вкладышами и сортерами, цвета — когда ребенок уже способен их различать (после года) и т.д.

  1. Никогда не сравнивать малыша с другими детьми (хотя это очень трудно, по себе знаю:)), все дети разные, у всех свои склонности! Всегда оценивайте развитие малыша не по отношению к соседскому мальчику Пете, а по отношению только к самому ребенку. Благодаря вашим занятиям ребенок развивается раньше, полноценнее, чем мог бы, если бы вы вообще не обращали на его развитие никакого внимания.

Итак, занимаясь развитием малыша, помните, что ваша первоочередная задача сделать ребенка счастливым ! Интеллектуальное развитие – это еще не самое главное в жизни. Важно сохранить добрые отношения с малышом, сохранить и поддержать в нем творческие задатки, умение чувствовать и сопереживать.

Не слушайте тех, кто против

Если вы задумываетесь о необходимости раннего развития или уже являетесь его сторонником, вам, наверняка, приходилось сталкиваться и с противниками развития детей в раннем возрасте. Один из основных аргументов таких советчиков – «У ребенка должно быть детство». Как правило, используют его те люди, которые не до конца понимают суть развития в раннем возрасте. Вероятно, по их мнению, счастливое детство – это беззаботные игры с куклами у девочек и с машинками у мальчиков (а что еще?), бесцельное болтание на улице или по квартире из угла в угол и никаких умственных нагрузок («это тебе еще рано»).

Скорее всего, противники дошкольного развития детей никогда не видели, как у одно-двухлетнего ребенка горят глаза, когда он собирает пазл или вырезает ножницами, когда он просит «Мама, давай еще поговорим по-английски» или когда увлеченно пересказывает любимые стихи и поет песни.

Стоит также заметить, что детям, с которыми постоянно занимались в раннем детстве, гораздо легче приходится в школе и во взрослой жизни, они более усидчивы и восприимчивы к знаниям. Детям же, воспитанным по принципу «счастливого детства без лишних нагрузок», действительно нелегко будет смириться с неожиданно свалившейся на их голову необходимостью учиться.

Итак, если вы решили, что раннее развитие — это для вас, то обязательно приступайте. Вскоре я обязательно постараюсь написать статью, в которой рассмотрю преимущества и недостатки наиболее популярных развивающих методик. Возможно, она кому-то поможет определиться со «стратегия развития». На сайте вы также найдете много полезных материалов, которые помогут вам при подготовке занятий с малышом. Например,

Гений в памперсах

Одно из самых ранних моих детских воспоминаний: папа сидит за столом, перед ним — огромная газета, я у папы на коленях и вожу пальцем по газетной странице, на которой сверху огромными красными буквами написан какой-то (это я сейчас понимаю) лозунг. Называю все буквы одна за другой.

—Теперь прочитай, — предлагает папа.

Пытаюсь, ничего не получается. Реву изо всей мочи. Брат отрывается от игрушек (он на год старше), подходит и читает. Я опять реву, еще громче. Обидно ведь — брат смог, а я — нет.

Если честно, совершенно не помню, кто и как учил меня читать и считать . В детском саду в благословенные 60-е годы прошлого века к школе детей готовить даже и не думали. Я в первом классе была диковинкой: научилась читать еще до школы.

Теперь-то этим никого не удивишь. Племянница мужа в пять лет читала Сент-Экзюпери и, что удивительно, все прекрасно понимала и могла пересказать прочитанное своими словами. Что вы хотите? Раннее развитие. Сейчас не умеющий читать ребенок будет испытывать в первом классе огромные трудности. Так уж повелось, что к школе надо научиться читать, считать хотя бы в пределах 20, а лучше бы и 100, и не только считать, но и складывать, и вычитать… В общем, для чего при таком раскладе нужен первый класс, совершенно непонятно. Но это тема совершенно другого разговора. А мы вернемся к раннему развитию ребенка.

Не худо бы разобраться: во-первых, что под ним понимать, во-вторых, для чего оно нужно и, в-третьих, нужно ли оно вообще. Поехали?

Рано или поздно?

Мой малыш с бока на бок начал переворачиваться только в полгода. Все доктора хватались за голову и намекали на его полную отсталость. Ничего! Массажи, постоянное общение, музыка, чтение книжек свое дело сделали. В 7,5 месяцев мы начали вставать, держась за опору, в 8 могли стоять, уже ни за что не держась, в 9 месяцев ползали так, что было не угнаться, в 10 месяцев самостоятельно садились, а в 11 месяцев сделали первый шаг. В полтора года сын абсолютно все повторял за взрослыми. Сейчас (ему 2,5 года) задает вопросы (любимый вопрос: «Почему в метро двери хлопают?»), знает и уверенно показывает с десяток цветов и вообще рот у нас закрывается только на время сна. В общем, мы все, что видим, обязательно комментируем. Недавно карапуз не на шутку растерялся: как так — все время видел оранжевые экскаваторы, а тут вдруг на стройке работает желтый. Дня три не давал покоя: «Мама, почему он желтый?»

Я по своей наивности считала, что так и должно быть. Участковая врач же сказала: «Ой, какой он у вас развитый не по годам». И впала чуть ли не в ступор, когда мой карапуз, дотронувшись до ее халата, пролепетал: «Халат белый».

— Он у вас и цвета знает?

— Да, а что?

— Идите-ка вы, мама, домой и успокойтесь. Какое рассеянное внимание, какое отставание, да в его возрасте многие мальчики «мама» с трудом произносят.

Потом уже, начитавшись умных книжек, я поняла: у каждого ребенка свой темп развития. Старший племянник заговорил уже после двух лет, что не помешало ему поступить в МФТИ. Все свое отставание, в том числе и неумение в пять лет читать, он преспокойно нагнал.

Так какое же развитие считать ранним? В умных книжках дается определение: «раннее развитие — интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет)». Но, уважаемые родители, это совсем не означает, что в два года малыш должен знать алфавит, а в три — уверенно читать. Не гоните лошадей. Какой смысл в чтении, если малыш не в состоянии осмыслить прочитанное и пересказать своими словами? Замечали, как в метро человек, читая газету, невольно шевелит губами? Это он повторяет про себя прочитанное. О чем это говорит? Процесс чтения и осмысления того, что узнал, дается с трудом. Вы этого добиваетесь? Нет? Тогда не форсируйте процесс.

До того, как начать читать, малыш должен научиться отвечать на вопросы, пересказывать услышанное, развить память, мышление, речь… В его голове должно улечься огромное количество информации, и ребенок должен понять, что с чем и как связано. Одним словом, до чтения он должен созреть.

Что же касается остального, то ребенок многому научится сам. Ваша задача — создать условия, чтобы он всем премудростям учился охотно и играючи, как бы сам по себе.

Хотите, чтобы малыш знал цвета? И не только их названия, но и научился их различать? Тогда не ленитесь и будьте добры каждую вещь, до которой карапуз дотрагивается, не просто называть, но и сопровождать обозначением «красный», «желтый» и т.п.

— Ой, как громко сигналит твоя синяя машинка! Ты хочешь копать? Тогда нам понадобится оранжевая лопатка. Подай мне, пожалуйста, вон того желтого цыпленка…

Сами не заметите, как карапуз начнет уверенно показывать на игрушку и называть, какого она цвета. Проверено на собственном опыте.

Чтобы малыш начал разговаривать, всего-то и надо — плотно с ним общаться и не сюсюкать , не коверкать слова, а произносить их четко, внятно, как следует. И читать — стихи, короткие рассказы, давать слушать музыку. А еще — обязательно делать гимнастику для пальчиков. Здесь хорошую службу сослужат всевозможные шнуровки, которые во множестве продаются в детских магазинах. Только лучше покупать не абстрактную шнуровку, а, скажем, корзинку, к которой надо пришнуровать (или по-другому, в которую надо собрать) грибы. Или грядку, на которую надо посадить овощи. Заодно и названия овощей узнаете. И подскажете, чем они отличаются от фруктов. Опять-таки проверено на собственном опыте.

Гуляете, так будьте добры называть деревья, мимо которых проходите, обращать внимание карапуза на резные кленовые листья (заодно добавлять — «зеленые»), белый ствол березы и плакучие ветви ивы. Тогда и названия деревьев малыш выучит без специальной «дрессировки».

Любой ребенок — гений

Подумать только: в течение первого года жизни мозг развивается на 60%, а к трем годам — на 80%. Впечатляет? Но мозг развивается не потому, что рождаются новые клетки, а потому, что разветвляется нервная сеть, между нервными волокнами возникают новые связи. То есть мозг не накапливает информацию, а ее систематизирует. Основную информацию ребенок накапливает уже к 8-9 месяцам, а потом всю жизнь раскладывает ее по полочкам, устанавливает связи между разрозненными образами, фактами, словами и т.д. Параллельно, конечно, продолжается накопление информации, только уже в гораздо меньших объемах.

В общем, к трем годам человек накапливает и систематизирует большую часть информации о внешнем мире. Мы — существа социальные, чтобы успешно взаимодействовать с другими людьми, надо знать иерархию в группе и обществе, запреты, культурные и бытовые особенности. Надо знать то, что нужно для выживания, понять связи и взаимосвязи и уметь в них ориентироваться. В переводе с научного на бытовой язык это означает: ребенок должен понять, какие растения съедобные, какие — нет, какие животные домашние, какие — дикие, научиться отличать дождь от снега, утро от ночи, завтра от вчера, лето от осени и зимы и т.д.

Дети любознательны по самой своей природе . Родителям всего-то и нужно — не мешать, всячески любознательность поощрять и пробуждать детскую фантазию. А для этого сделайте окружение малыша интересным. Мы во всю стену повесили огромную карту «Животный и растительный мир Земли». Ох, как же интересно по ней путешествовать! Игрушечный паровоз ездит по морям-океанам (обязательно говорим, как море-океан называется, на север мы поехали, на юг или на восток), собирает в вагончики разную живность: рыб с диковинными названиями, зверей из Африки или Южной Америки и т.д.

А как интересно разглядывать в книжке картинки! И представлять, куда идет портной Ганс или катится колобок. А лиса почему колобка съела? Взрослый скажет: «Голодная была». Мой ребенок на этот вопрос ответил так: «Хотела с ним познакомиться» (перевожу его ответ на «взрослый» язык). Я объяснила для себя это так: малыш, когда хочет что-то получше узнать, тянет эту штуку себе в рот. Вот и лиса — колобок ей понравился, она захотела поближе с ним познакомиться, потому и потянула к себе в рот. Лично мне такое объяснение нравится больше.

Одним словом, малыш должен постоянно разглядывать что-то новое, открывать в уже знакомом новые подробности и детали, изучать окружающий его мир всеми органами чувств. Игрушки должны давать массу тактильных, зрительных, звуковых и обонятельных ощущений. И, конечно, ребенок должен много двигаться. Как можно больше гуляйте, ходите с малышом, рассказывайте ему о том, что он видит, читайте книжки, разглядывайте картинки, слушайте музыку, танцуйте… И вопросы о том, в каком возрасте дитя должно научиться читать, писать и считать отпадут сами собой.

Развитие и обучение

Не надо путать развитие с обучением. Одно дело учить читать, совсем другое — развивать любознательность, внимание, память, воображение. Разовьете все это, ребенок будет учиться легко и играючи. Прислушайтесь к своему малышу и не спешите. Темпы развития вашего карапуза подскажут, когда уместнее делать следующий шаг.

Если что-то не получается сразу, не психуйте . Отложите на некоторое время. А потом вернитесь к этой задаче снова. Опять-таки из личного опыта. Купила карапузу простейшие паззлы — фрукты-овощи, зверюшек надо складывать из двух-трех частей. Разложила перед ним, мол, найди мне морковку. Фигушки! Играет с отдельными частями, а сложить из них целое — не получается. Чуть не разревелась, честное слово. Части морковки видит, уверенно их находит, а вместе сложить — никак! Дня три упорно пыталась научить карапуза складывать части в целое. А ему хоть бы хны! В общем, мы это дело недели на две забросили. Потом карапуз чисто случайно наткнулся на коробку, в которой были злополучные паззлы, достал, раскрыл… И видели бы вы, с каким азартом и интересом начал искать «запчасти» от слона и льва, морковки и огурца. А потом как-то само собой все «запчасти» встали на свои места, получились занятные звери, овощи, фрукты.

С тех пор так и поступаю. Показываю новое, даю с ним поиграть и прячу. Но так, чтобы при удобном случае малыш на это обязательно наткнулся. Натыкается и, конечно же, принимается изучать. Так мы потихоньку осваиваем логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера и многое другое.

Самое главное (опять-таки узнала на собственном опыте) не надо постоянно проверять, что ребенок усвоил, что — нет. Не устраивайте малышу экзамены. Вы же развиваете его не для отчета. Ребенок сам продемонстрирует свои знания, когда посчитает нужным. Так, я совершенно случайно узнала, что сын, оказывается, уже умеет считать до восьми. Игрушки мы с ним пересчитываем постоянно. Надо же знать, сколько мы уже собрали, а сколько еще надо убрать на место. И ступеньки лестницы от лифта к двери подъезда все время я старательно пересчитываю. А тут вдруг карапуз стал их считать, не дожидаясь меня. И точно ведь сосчитал! Без понуканий.

Мамы и папы, пожалуйста, помните: вы — самые лучшие педагоги для своего малыша . Ребенок смотрит на мир вашими глазами. Детям нужен эмоциональный опыт общения со взрослыми и окружающим миром. Он получает информацию через разглядывание, ощупывание, через звуки, эмоции — совершенно не так, как мы, взрослые. Нам, конечно, проще написать таблички с названиями вещей и развесить их по квартире. А по уму надо бы читать сказку, да не один, а двадцать один раз, причем со своими комментариями, задавать малышу вопросы, слушать ответы, размышлять вместе с малышом о том, почему колобок ушел от бабы и деда и почему дед и баба плачут, когда золотое яйцо разбилось, если сами же хотели его разбить. Ох, прочитав одну-единственную сказку, можно по ней столько вопросов задать…

А как увлекательно лепить с малышом из пластилина, рисовать вместе с ним, делать аппликации! Кстати, это развивает и мелкую моторику (следовательно и мышление), цветовосприятие, фантазию. Нам трудно находить на небе созвездия, отвечать на многочисленные детские вопросы, учить ребенка добывать информацию. Куда легче научить его считать и читать, и пусть уже дитятко занимает себя само. Мы сводим общение с детьми к чисто техническим вопросам и тем самым обедняем прежде всего самих себя.

Методик много — малыш один

Напоследок еще несколько советов. Дети — большие консерваторы. Поэтому не надо метаться от одного метода обучения и развития к другому. А выбирая методику, отнеситесь к ней критически. Мне, например, тем и нравилась наш педагог в развивающем центре, что она умело сочетала элементы мягкой школы с методом Монтессори, Никитина, понемногу брала от того и от другого, творчески все перерабатывала. Получалось интересно и очень увлекательно.

Что именно подходит для вашего ребенка, кроме вас, боюсь, никто точно не определит. Поэтому, занимаясь с малышом, будьте внимательны, учитесь на ходу менять формулировки и задания, одно и то же показывать с разных «ракурсов». И не пытайтесь воспитать гения или вундеркинда. Как показывает все тот же опыт, выдающимися людьми стали считанные единицы из тех, кого считали вундеркиндами. В конце концов, обычный, но хороший человек куда дороже всех злых гениев вместе взятых.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама