THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов.

Скажите, почему нынешняя православная традиция строго регламентирует время воздержания от супружеских отношений: множественные посты, святки, неделя после Пасхи, среды и пятницы? Почему же апостол говорит, что время воздержания от физических отношений дело самих супругов, т. е. «по взаимному соглашению», а в церкви нарушение таких постов считается грехом?

Я знаю примеры, когда жены отказывали своим мужьям в близости во время постов. В результате возникали серьезные семейные скандалы, в конце концов жена уступала, а потом бежала каяться в «невоздержании от супружеской жизни». И такое представление о постах у нас воспринимается как догмат. Более того, навязывается мнение, что дети, зачатые в посты, бывают ущербны. Я знаю еще один пример, когда попытки жены соблюдать подобные посты, оттолкнули ее супруга от православной церкви. Думаю, что этот случай далеко не единичный.

Действительно, в священном Писании есть правило апостола Павла: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (). На основании этого в Церкви издревле существует норма воздержания от супружеского сожительства во время постов. Но, в отличие от пищевых запретов, за нарушение которых без уважительной причины каноны называют отлучением от св. Причастия (69 правило св. апостолов), священные правила сказано: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 правило св. ).

Также говорит и 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?

Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Сам запрет этот связан с тем, что предполагается, (согласно 8 правилу св. апостолов), что христианин приобщается за каждой Литургией, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не должно причащаться после супружеского сожительства.

Подобным образом учили и святые отцы, толкующие этот стих. Св. говорит: «Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле, – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя к расстройству. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему Апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребывайте в посте и молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться, и молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказать: да молитеся, но: да пребывайте в молитве, потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана. Дабы не подумали, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А дабы знали, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим» – так толкует эти слова святитель .

Совершенно неоправданна позиция тех, кто утверждает, будто отношения в браке возможны лишь тогда, когда разрешены венчания. На самом деле запрет на венчания в некоторые дни связан с тем, что из-за постов или наступающих праздничных служб не может совершиться брачное пиршество (объяснение св. ), а не с запретом на плотское общение. Тем более, что по правилам древней Церкви в ночь после Венчания брачное сожительство не одобрялось.

Сама попытка навязать супружеский пост как обязательный в те дни, когда нельзя венчать, на самом деле является, как и говорил Златоуст, подталкиванием людей к изменам. Ведь если строго следовать нормам, выдвигаемым некоторыми современными духовниками, тогда окажется, что иметь супружеские отношения можно меньше чем треть дней в году (от 115 до 140), что приведет (особенно в современное развратное время) лишь к разрушению семей, что, собственно и наблюдается.

Тем более недопустимо считать детей, зачатых постами, в чем-то ущербными или проклятыми. Это утверждение не основано на Писании и творениях Отцов Церкви. Оно осуждает без вины миллионы наших современников, которых родители зачали в «не то время», хотя Бог говорит, что дети не несут вины отца. Все эти запугивания в корне противоречат самому духу евангельской свободы, советующей, но не навязывающей. Напомним, что пожелание воздержания, по словам св. : «не закон, но совет». Но это, конечно, не означает нашего пренебрежения апостольским советом, потому что духовная польза от воздержания очевидна.

«Меня всегда очень возмущала фраза типа: «И они жили в чистоте». Каждый православный прекрасно понимает, о чем она, настолько часто ее применяют как в литературе, так и в разговорной речи. А как же тогда слова Писания «Брак честен и ложе непорочно»? Ведь логично сделать вывод, что если одно состояние чистота, то другое наоборот – это грязь!?»

Другое состояние не чистота, но и не скверна. Брак – это естественное состояние человека в падшем мире, благословленное Господом в Кане Галилейской. Поэтому и в молитвах Венчания мы просим сделать брак честным и ложе – нескверным. Но безбрачие ради Христа гораздо выше. Это – сверхъестественная добродетель, делающая человека равным ангелам. Но при этом воздержание, происходящее из-за гнушения браком, рассматривает, как причину для анафемы (14 правило Гангрского Собора, 51 правило св. апостолов).

Здравствуйте! Батюшка, спасибо, что Вы затронули такие деликатные и в то же время важные темы. У меня скопилось несколько подобных вопросов, но мне всегда как-то неудобно обсуждать их с приходским священником. Если Вы сочтете нужным, может быть, Вы ответите на них. Заранее спасибо. И еще. Я понимаю, что это не самые главные вопросы в нашей жизни, но хотелось бы раз и навсегда уяснить их для себя, чтобы избежать смущений всякого рода.

1. Можно ли утром подносить к Причастию грудного ребенка, если ночью были супружеские отношения?

2. Можно ли в этот день вообще заходить в , прикладываться к иконам, св. мощам и подходить к помазанию, или человек весь день считается нечистым (а где же «ложе непорочно»?). Можно ли дома зажигать свечи и лампаду, вкушать святую и крещенскую воду и просфору?

3. Считается ли ночь Причастного дня постной в супружеском отношении?

Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно», об этом же говорят молитвы Таинства Брака. Поэтому невозможно говорить о нечистоте супружеского ложа, если не было греха (каких-либо противоестественных отношений). Поэтому после супружеских отношений можно прикасаться к любой святыне и подносить ребенка к святой Чаше. Не допускается лишь участие в св. Причастии в согласии с правилом Тимофея Александрийского. В день после причастия также должно хранить себя от близости «любви ради небесного Царя» (по словам Служебника). Но нигде ничего не сказано про следующую ночь. Начинается новый день и никаких запретов на него нет.

Батюшка, подскажите, как быть. Мой муж не является очень церковным человеком, но несколько месяцев назад заявил, что супружеские отношения в комнате, где на стене висят иконы, невозможны. Я спросила, кто ему об этом сказал? Ответ был: «Я знаю». Но, насколько я знаю, иконы должны быть в каждой комнате. И как тогда быть? А если комната вообще одна? Этот довод мужа не убедил. Он может в какой-то мере быть прав?

Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно». Поэтому супружеское сожитие никак не может осквернить икон. У христианина иконы должны быть всегда на виду, чтобы никогда не забывать Бога, Который все видит. Поэтому ваш муж не прав. Над семейным ложем иконы могут и должны быть. Так кстати можно предохранить себя от различных злоупотреблений браком.

Вопрос:

Здравствуйте батюшка! Вопрос весьма щепетильный. Как быть супругам если иконы находятся в спальне? Особенно, если супруги не венчаны еще. Муж с женой вступают в половые отношения, а иконы на "это смотрят". Иконы ничем не занавесишь, так как их много - да и вообще завешивать иконы - нехорошо, я считаю. И что допустимо в сношениях между мужем и женой со стороны православия? Здесь речь идет о различных видах полового сношения. Как быть православной жене, если ее муж не довольствуется, скажем так, традиционными позами? Ведь по словам апостола Павла - жена должна прежде всего угождать мужу? Благодарю вас Батюшка за ваши ответы!

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Иконы могут и должны находиться и в спальне, так как, по словам апостола Павла: «брак – честен, и ложе – не порочно. Блудников же и прелюбодеев – судит Бог». Интимные отношения между супругами – Божественное установление и не могут рассматриваться сами по себе, как нечто нечистое (хотя человек своими страстями и может всё испортить). Если Ваш брак законен, то есть, зарегистрирован в ЗАГСе, Церковь уже признает его (пусть он и не венчан) и такой брак не считается блудным сожительством. Вас смущает то, что иконы «смотрят». Нужно не забывать, что Бог обладает свойством вездеприсутствия, так что видит и знает всё и без икон. Поэтому, в христианстве важным духовным деланием является хождение перед Богом, то есть, мы должны совершать поступки, помня, что Господь всегда рядом с нами. Что касается вопроса границ дозволенного в интимной жизни супругов с точки зрения Православия, то например, несомненным грехом является противоестественное совокупление (анальное, оральное), за что, по Апостольским правилам, муж и жена на один год отлучаются от Причастия. В остальном, нужно руководствоваться голосом совести и контекстом христианской этики. А так же стараться искать золотую середину и избегать крайностей. Апостол Павел пишет о том, что незамужняя угождает Господу, а замужняя – мужу, в негативном смысле: и замужняя должна угождать Богу, но она уступает мужу, что не правильно. Хотя, повторюсь еще раз, везде, в том числе и в сфере супружеского общения, необходимо искать золотую середину, что бы, например, излишней строгостью и неуступчивостью не разрушить отношений. Для этого надо в молитве прибегать к Богу, что бы – Он вразумил, как правильно поступить в той или иной ситуации и познакомиться с христианской этикой и нравственностью, почитывая духовные книги. Тогда, постепенно Вам станет ясно, что в интимной сфере допускается, а что – нет.

- Здравствуйте. Благословите, батюшка. Какую пользу приносит воздержание в семейных отношениях?

Воздержание должно быть обоюдным. Если вы, например, желаете воздерживаться, а жена не хочет воздерживаться, то вам нужно идти на поводу у жены и спать с ней как муж с женой. А если, например, наоборот, она желает воздерживаться, а вы не желаете, и вы приступаете к ней с просьбами и требованиями, то она должна идти на поводу вашем и уступать вашему желанию. Воздержание в семье должно быть только обоюдным. А смысл и польза его очень велика. Те супружеские пары, которые живут без воздержания и без ограничения своих супружеских желаний, постепенно докатываются до невместимых и неизобразимых словами безобразий. А те, которые воздерживаются, те скучают друг по другу, и они с радостью встречают Пасху, и потом с радостью делят супружеское ложе, и это им сладко, это им как награда за целомудрие. И они любят друг друга дольше, сильнее, крепче и вернее чем те, которые не знают поста. Пост очень сильно уцеломудривает супружеские отношения. Там, где поста в браке нету, там есть разврат, безбожие, измены и прочее. А там, где есть воздержание, там есть такой момент, как люди соскучились, истосковались друг по другу, и они потом после Пасхи, после Рождества уже имеют некий праздник такой супружеский. Это как первая брачная ночь. Она такая же весёлая, такая же сладкая. Поэтому эти браки крепче, сильнее и прочнее, чем браки развратников. Но повторяю, это вопрос обоюдности. Если жена, например, не может воздерживаться, вы должны идти ей навстречу, чтобы она не искала себе дядьку на стороне. А если наоборот, она хочет поститься, а вы не желаете поститься, она должна идти вам навстречу, чтобы вы не искали себе тётку на стороне. Пост очень важен для брака, без поста брак неполноценный, но пост должен быть добровольный и обоюдный. Если он не обоюден, то постящийся должен идти навстречу непостящемуся ради мира семейного. Мир семейный важнее всего вообще. Т.е. пост рядом не стоит по важности. Сначала семейный мир, а потом всё остальное. Такая сложная материя - семейная жизнь. Сложная жизнь семейная, сложная. Монахам легче. В чём-то. А в чём-то совсем не легче. Вообще, всем тяжело. С тех пор как мы рай потеряли, всем тяжело жить на свете.

Батюшка, здравствуйте. Я выхожу на работу утром, осеняю себя крестом, и пространство впереди себя тоже осеняю крестом. И около нашего дома часто собираются утром пьющие люди. Вот сегодня оскал невероятный я увидела у одного человека. Можно сказать, если бы можно было меня укусить, он бы меня укусил. Оскалился, ругался на меня, что я тут молюсь. Я мимо прошла, ничего не ответила. Но правильно ли я делаю? Может быть, я смущаю людей таким своим поведением? Или мне продолжать делать так же и не обращать внимания?

Вы до открытия дверей осеняйте себя крестом, и дорогу свою осеняйте крестом тоже до выхода из дверей. А когда уже вы вышли на улицу, а там сидят эти персонажи синие или ещё кто-нибудь такой, то вы не показывайте наружу людям, что вы крестите дорогу или себя. Этого делать не стоит, лишний раз не стоит. Не надо, я так думаю. Исходя из ваших слов, и исходя из моих личных убеждений, вы, пожалуйста, креститесь до выхода из дома. Вот вы к дверям подошли: перекреститесь, помолитесь кратко, дорогу перекрестите, а потом открывайте и выходите. Т.е. не дразните гусей, не надо. Это не нужно. Крест вам нужен, этим злодеям он не нужен. Поэтому они, конечно, на вас смотрят, так сказать, с прищуром. А зачем нам вызывать огонь на себя лишний раз на ровном месте? Не нужно.

Добрый вечер, отец Андрей. Я хочу сказать, что я горжусь, что в нашей Церкви есть такие священнослужители, как вы. Истинный христианин, истинный любитель Божий, настоящий. Вы для нас как глоток свежего воздуха. Побольше бы таких в Церкви. Дай вам Бог здоровья и многая лета!

Спасибо большое за добрые слова. Хочу сказать всем о том, что в Евангелии содержится прямое повеление Господа следующего характера: «Жатвы много, - Христос говорит, - делателей мало; итак, молитесь Господину жатвы, да изведет делателей на жатву Свою». Этот вопрос очень важный. Насколько мы молимся о том, чтобы Бог привёл на жатву, которой много, - т.е. дозрели колосья, души готовы, - насколько мы молимся о том, чтобы Бог привёл делателей на созревшую ниву, чтобы они пожинали плод в жизнь вечную? Если вы ни разу об этом не молились, пожалуйста, исправьтесь. Встаньте на колени, скажите: «Господи, Владыка живота моего, Владыка мира, изведи, пожалуйста, делателей на жатву Твою. В России, в Америке, в Австралии, во всём мире приведи добрых людей, мудрых, любящих Тебя, к тому, чтобы они взялись за этот плуг и начали пахать ниву Твою, чтобы они работали на Твоей ниве». Нам нужно молиться об этом, чтобы у нас было побольше этих Божиих тружеников. На самом деле, у нас их очень мало. Я тут недавно услышал, что у нас всего лишь пятнадцать тысяч священников во всей Русской Церкви. Капля в море. Экстрасенсов двести тысяч зарегистрированных, а священников пятнадцать тысяч. Можете себе представить? Вот примерно такой разброс по цифрам. Это же кошмар какой-то! Нас очень мало. Эти все шакалы воют на луну: «Попы замучили, попы везде, попы там, попы сям, попы в образовании, попы в армии, попы в культуре, попы на телевидении». Слушайте, ребята, нас всего-навсего пятнадцать тысяч человек на всю Россию вместе с Украиной. Нас очень мало: монахов, катехизаторов, священников, проповедников. Нас капля в море, и эта капля бедная ещё пыжится на себе тянуть всю эту нагрузку. Поэтому молитесь Господину жатвы, чтобы вывел делателей Своих на жатву Свою. Это обращение ко всем христианам. Нам будет легче жить на свете, когда проповедь Евангелия будет расширяться.

Батюшка, добрый вечер. Вы сказали по поводу семейных отношений во время поста, а после поста семейное воздержание какую пользу даёт для души, для духовной жизни?

Вы понимаете, люди всё равно постятся в семейной жизни часто, потому что, допустим, есть женские немощи: каждый месяц у женщины есть известные немощи - вот тебе уже и воздержание. Потом, есть командировки всякие у мужчин или у женщин работающих. Потом, есть болезни, есть службы, есть среда и пятница. Потом, есть ещё что-нибудь. Короче, посты - это вечный спутник христианина. И мы в браке воздерживаемся. Кстати, этим мы и спасаемся, потому что, повторяю вам, что те, которые не воздерживаются, доходят в своём разврате до таких крайних степеней безумия, что там уже лекарства нету, там уже просто Бог будет уничтожать это всё. Я даже сознательно избегаю это всё говорить в эфире, потому что я знаю, о чём я говорю. Я всё это по исповедям знаю, по литературе знаю, я всё это читаю, понимаю, слышу очень часто. Т.е. люди, не воздерживающиеся, настолько развращаются, что они просто сходят с ума. А воздерживающиеся, сохраняют здравый разум и любовь к своему родному человеку: жена - к мужу, муж - к жене. Им больше ничего не нужно. Так что воздержание всегда полезно, и у нас есть много поводов для воздержания. Повторяю, что, например: родила жена, у неё там всё порвано, всё болит; или жена кормит; или ты уехал в командировку; или пост наступил; или что-то ещё. Мы всю жизнь воздерживаемся, это тяжело, на самом деле, но это нас спасает, потому что если бы мы начали творить всё, что мы хотим, мы бы с ума посходили. И те, кто творят всё, что хотят, они уже с ума сошли давно. Т.е. они просто ведут себя уже не как человеки, а как демоны, и доказывают, что так и надо. Так что воздержание - это великая вещь, оно уцеломудривает человека. Вообще, узы брака очень врачуют человека, в браке человек обретает некую полноту и исцеляется от многих скрытых или явных духовных болезней. Брак - это великое врачебство, узы брака священны.

Здравствуйте. Батюшка, вы не могли бы объяснить, как понимать слова Апостола Павла во второй главе Послания к ефесянам: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе..... Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар...» Как понимать? Когда оживотворил, когда воскресил, когда посадил? Как понимать эти слова?

Павел обращался к христианам, т.е. к тем, кто уже вошёл в Церковь. Христиане - это те, кто услышал проповедь о Христе. Эта проповедь о Христе пробила некие стены внутреннего сопротивления и проникла в сердце. Т.е. человек уверовал. Сначала проповедь и вера, потом после веры подготовление к Крещению и Крещение. И вот те, кто пережил это обращение к Богу через проповедь и назидание в вере, кто приготовился к Крещению и крестился, собственно, и есть те люди, которые в полноте могут о себе сказать, что я был раньше в царстве тьмы, а теперь я в Царстве Света. Т.е. я был раньше сын погибели, а теперь я сын спасения. Я был мёртв по пригрешениям своим, а теперь я омылся, осветился, очистился и ожил со Христом. Эти слова обращены к тем, кто пережил благодатный опыт слышания слова о Господе - раз; приготовления к Крещению и самого Крещения - два; вхождения в христианскую общину. Апостол Павел обращается к практическому опыту христиан, переживших свой переход от тьмы к свету, от мёртвости к жизни, от погибающих в число спасающихся. Это не такие, скажем, какие-то придуманные слова, а это слова, отражающие реальность. Т.е. человек, который во взрослом возрасте услыхал о Христе, оставил свои грехи, - блуд, противоестественный блуд, воровство, обжорство, пьянство, сребролюбие, желание власти, что-то ещё, - обратился к Богу всей душой, крестился, омыл свои грехи, вышел из купели и ощутил себя новым человеком, вот такой человек потом может читать Послание Апостола Павла. Павел говорит ему: «Да, вы были мёртвые раньше по пригрешениям вашим, а теперь омылись, очистились, осветились, и теперь Господь посадил вас с Собою, т.е. вы наследники вечной жизни». И они это чувствовали в себе. Залог вечной жизни должен ощущаться человеком. Нас ждёт вечная жизнь, вечное Христово Царство, а до этого нам даются некие залоги. Ну что ли кредиты, если угодно. Т.е. наперёд Бог нам нечто даёт, говорит: «На тебе вот это. Это тебе кусочек от того, что будет потом. Сейчас у тебя кусочек, а там потом будет целая гора. На, попробуй». Вот благодатный опыт спасения, перехода от смерти в жизнь должен быть у каждого христианина и, соответственно, к этим людям и обращаются апостольские послания. Нам дано Царство. Залог Царства уже нами вкушён. Мы должны уже по вкусу, по нюху, по сердечной памяти ощущать, как же это хорошо - быть с Богом. «Хорошо тебе?» - «Хорошо мне». - «Вот так хорошо тебе будет во веки веков. Хочешь этого?» - «Хочу этого». - «Всё. Аминь. Трудись». Вот в таких отношениях идёт жизнь человеческая. Об этом и пишет Апостол Павел в Послании к ефесянам во второй главе. Спасибо за вопрос, вопрос хороший.

Нас ждёт ещё последняя неделя Великого поста. Кстати, сегодня суббота Акафиста. Я вас очень прошу: ставьте перед собой сверхзадачи. Например, попытайтесь выучить наизусть Акафист Божией Матери. Это вроде бы очень сложно, но на самом деле это не сложно, только начните. Почаще его читайте, именно его. Не все остальные акафисты, которых тысячи, а именно его, потому что он нормативный, камертонный, по его образцу написаны все остальные, и он настраивает всех богомольцев на очень правильные поэтические богословские мысли. Это удивительный, ни с чем не сравнимый текст. Пожалуйста, выучивайте наизусть Акафист Божией Матери, Псалтирь царя Давида. Потихонечку, псалом за псалмом, псалом за псалмом выучивайте наизусть. Это очень важно, это очень пригодится вам в этой жизни и в будущей.

Батюшка, Алексей из Москвы. Архимандрит Иоанн Крестьянкин перед смертью сказал про наше время сегодняшнее, что делателей мало будет. А почему-то про Иоанна Крестьянкина молчат.

Да нет, про него не молчат. Это достойный человек, которого любят, уважают, помнят, постоянно про него говорят, его книжки читают, его поучения произносят. Это очень известный человек, про него нельзя молчать. Мы вообще не молчим про святых, мы про святых кричим. Святые - это очень важные люди. Да, конечно, он предсказывал многие тяжёлые времена, но это не значит, что нужно лапки сложить. Трудиться нужно. И ты трудись, и я буду трудиться, так и спасёмся.

Благословите, батюшка. Пророк Сирах, 7:33-34: «Бойся Господа, и почитай священника, и давай ему часть, как заповедано тебе: начатки, и за грех, и даяние плеч, и жертву освящения, и начатки святых». Растолкуйте, пожалуйста.

Старозаветное священство было особое. Земли Господь им не дал. Когда они перешли через Иордан, Господь говорил, что Я дам всем коленам землю, а колену Левия не дам землю: Я их земля. Т.е. они должны будут служить Господу, и весь Израиль должен будет их кормить и содержать. Вот об этом пишет праведный Сирах. Говорит, что священника уважай, начатки всех приобретений приноси ему: жертвуй, давай, отделяй, не забывай. Потому что сами священники не пахали, не сеяли, не были ни скотоводами, ни землепашцами, они только Богу молились и больше ничего. Господь говорит: «Пусть они молятся Мне, пусть служат Мне, и земли у них не будет ни какой, а только будут города специальные для них, для левитов, а кормить их будете вы - все остальные одиннадцать колен». И такой закон соблюдался в Израиле. В отношении к нам это означает, что священники должны всей душой прилежать к изучению Закона Божиего, проповеданию Закона Божиего, молитве в храме. Изучение, проповедь и молитва должны быть главными занятиями священника, а люди Божии, которые питаются от священника поучением, наставлением, проповедью, Святыми Тайнами с его рук питаются... Мы же кормим вас с ложечки, на самом деле. Вы же понимаете, что священник, когда причащает человека, кормит его с ложки, как маленького ребёнка. Как вы кормите своих малышей с ложечки, так мы кормим вас. Мы, по сути, вам отцы. Независимо от того, например, что мне сорок пять лет, а вам шестьдесят, но я вас кормлю с ложки. Я выслушиваю ваши всякие грехи, я молюсь за вас, я вас с ложки кормлю. Т.е. я больше и не должен ничем заниматься. Я должен заниматься этим: проповедовать, учить, запоминать, рассказывать, служить, молиться, причащать - а всё остальное - это уже ваше дело. Т.е. начатки приношений, начатки прибытков своих - это всё уже дело, называющееся милостыней и содержанием храма. Ведь храмы наши живут вашими ручками, дорогие мои: вашими пенсиями, вашими зарплатами, вашими ручками, вашими ножками, вашим сердечком. Всё, что у нас в храмах есть - это всё ваши ручки заработали. Мы же священники... Иногда бывает такое, что кто-нибудь имеет талант в бизнесе, а в большинстве случаев священник просто молится, а ему приносят, говорят: «Батюшка, вот это вам на витражи, а это вам чтобы пол поменять, а это вам чтобы иконостасы украсить». И вот так вашими ручками, вашим сердечком, вашими душами наши храмы, собственно, и живут, и мы, священники, питаемся от ваших рук. Вы наши кормильцы и поильцы. Мы ваши молитвенники, мы за вас молимся Богу и кормим вас Святыми Тайнами, а вы наши кормильцы и поильцы, нам без вас никуда. И вам без нас никуда, и нам без вас никуда.

Христос да будет между нами и вами, умиряя, вразумляя, сохраняя и милуя нас! Спаси вас, Господи!

Половая связь мужчины и женщины первоначально предназначалась для наполнения людьми земли. Это было и есть наказом Бога. Интимные отношения между мужем и женой - любовь, которую благословил Господь. Тайна соития происходит только между двумя партнерами в уединении. Это сокровенное действие, которое не требует посторонних глаз.

Богословие интимных отношений

Православие приветствует половую жизнь между венчанной парой , как акт Божьего благословения. Интимные отношения в православной семье - Богом благословенное действие, которое предусматривает не только рождение детей, но и укрепление любви, близости и доверия между супругами.

О семье в православии:

Бог создал мужчину и женщину по образу Своему, Он сотворил прекрасное творение - человека. Сам Всевышний Творец предусмотрел интимные отношения между мужчиной и женщиной. В Божьем создании все было совершенно, Бог создал человека голого, прекрасного. Так почему в настоящее время человечество так лицемерно относится к обнаженной натуре?

Адам и Ева

В Эрмитаже выставлены великолепные скульптуры, демонстрирующие красоту человеческого тела.

Творец оставил людям (Быт. 1:28) Свое наставление:

  • плодиться;
  • размножаться;
  • наполнять землю.
Для справки! Стыда в раю не было, это чувство появилось у первых людей после совершения греха.

Православие и интимные отношения

Углубляясь в Новый Завет, можно проследить с каким негодованием и презрением Иисус относился к лицемерам. Почему половая жизнь в православии отодвигается на второй и третий план?

До прихода Иисуса Христа на земле существовало многоженство, но это не были случайные связи. Царь Давид, муж по сердцу Бога (1Цар. 13:14), согрешил с чужой женой, потом женился на ней после смерти мужа, но и избраннику Божьему пришлось понести наказание. Ребенок, рожденный прекрасной Вирсавией, умер.

Имея много жен, наложниц, цари и обычные люди и думать не могли, что к их женщине может прикоснуться другой мужчина. Вступая в любовную связь с женщиной, мужчина обязан был связать себя семейными узами по законам церкви. Брак и тогда благословлялся священниками, освящался Богом. Дети, рожденные от законного брака, становились наследниками.

Важно! Православная церковь выступает за красоту настоящих близких семейных связей.

Интимные отношения или секс

В Библии нет понятия секс, но Святое Писание уделяет много внимания интимной жизни верующих. Связь между мужчиной и женщиной испокон веков является предметом вожделений и открытой дверью для искушения.

Секс во все времена ассоциируется с развращенностью, которая была известна от начала веков. За развратные действия, гомосексуализм и извращения Бог сжег огнем города Содом и Гоморру, не найдя в них праведников. С понятием секса связано оральное и анальное совокупление, которое православие относит к извращениям согласно Библии.

Чтобы уберечь верующих от греха блуда, Бог в 18 главе книги Левит из Ветхого Завета по пунктам расписал, с кем можно вступать в половую связь.

Представьте себе, Сам Великий Творец уделяет большое внимание близким, половым связям, благословляя интимную жизнь в браке.

Венчание супругов

Секс до брака

Почему православная церковь предостерегает молодых людей воздерживаться от интимных отношений до брака и сохранять целомудрие ?

В Старом Завете описывается несколько случаев, когда блудники побивались камнями за прелюбодеяния. В чем причина такой жестокости?

В фильме «Десять заповедей» показана ужасная сцена убиения грешников камнями. Прелюбодеев привязывали за руки и ноги к кольям, чтобы они не могли укрыться, защититься, и весь народ бросал в них острые, огромные камни.

Это действие имело два смысла:

  • первое - для устрашения и назидания;
  • второе - дети, рожденные от такой связи, несли проклятие в род, лишали его Божьей защиты.

Семья, не венчанная Богом, не может находиться под Его защитой.

Нераскаянные грешники сами себя отлучают от Таинства Исповеди и Причастия, живя по собственной воле под атаками дьявола.

Как соединить целомудрие и секс

Христианская семья является маленькой церковью, основанной на любви. Чистота и целомудрие - основные каноны православных отношений, более всего раскрываются в половой связи венчанных супругов.

Церковь никоим образом не исключает половых отношений между партнерами, ибо это акт, сотворенный Самим Творцом для наполнения земли Своими детьми. Церковные законы четко регулируют жизнь православных верующих, включая духовную, душевную и физическую жизнь.

Для окунания в Божью благодать все православные должны возрастать духовно:

  • читать Слово Божье;
  • молиться;
  • пребывать в постах;
  • посещать храмовые служения;
  • участвовать в Таинствах церкви.

Даже монахи, живущие в скитах, не лишены душевных переживаний, а что говорить о простых христианах, находящихся в грешном мире?

Ежедневно каждый человек нуждается в пище, общении, любви, принятии и половой жизни, как естественной составляющей человеческого существования. Православная Церковь по Слову Божьему благословляет половую жизнь семейной пары, ограничивая ее на определенное время, это относится и к еде, посту, увеселениям и разным видам работ.

Молитвы о семье:

Отношения между мужем и женой

В Первом послании Коринфянам, в 7 главе апостол Павел буквально, по словам расписал поведение брачных партнеров во время уединения: «Интимные взаимоотношения - закон, и отказываться от них здоровым людям не позволительно, ибо в этом случае виновниками прелюбодеяния будут оба партнера: тот, кто отказал и направил на грех, и тот, кто не удержался и впал в блуд».

Внимание! Нигде в Библии не сказано, что единственной причиной для супружеских близких связей может быть только рождение ребенка. При касании интимного вопроса вообще не говорится о детях, а только о любви, наслаждении и близких взаимоотношениях, укрепляющих семью.

Мнение церкви

Не все семьи благословлены рождением ребенка , так что, им уже не заниматься любовью? Бог отнес обжорство к греху, так и беспорядочный секс, чрезмерное увлечение половой жизнью не одобряется церковью.

  1. Все должно происходить в любви, по обоюдному согласию, в чистоте и уважении.
  2. Жена не может манипулировать мужем, отказывая в интимных ласках, ибо ее тело принадлежит ему.
  3. Муж обязан расположить к себе жену, как Иисус Церковь, заботится о ней, уважать и любить.
  4. Заниматься любовью не позволительно во время молитвы и поста, недаром говорят, что во время поста и кровать пуста. Если христиане находят в себе силы совершать подвиг говенья, то Бог укрепляет и в ограничении времени близких супружеских взаимоотношений.
  5. Библия неоднократно подчеркивает, что касаться, а значит, и заниматься сексом с женщиной в менструальный период - грех.

Дети, рожденные от чистой, целомудренной любви двух венчанных партнеров, изначально получают покрытие Божьей милостью и любовью.

Православная церковь рассматривает интимные отношения христианской семьи, как венец любви, которая многогранна в Божьем преподнесении.

Протоиерей Владимир Головин: об интимных отношениях мужа и жены

По вопросу супружеской близости имеются весьма различные мнения. Священник Андрей Лоргус говорит об этом так: «Не вызывает сомнения то, что первым людям надлежало продолжать свой род... Но с самых древних времен (однако, не в иудейском мире) осмысление этой заповеди натыкалось на непреодолимое отвращение к тому способу зачатия и даже рождения, который знаем мы, наследники Адама. Отвращение это создавалось разными путями. С одной стороны, через философский спиритуализм, гнушавшийся плоти; с другой — через монашескую борьбу со страстями.

Многие отцы Церкви не могли допустить мысли, что и в раю люди могли плотью совокупляться для рождения потомства. Девство господствовало в раю. Когда смерть вошла в мир, Адам познал жену свою. “Плодитесь и размножайтесь” означает не то умножение, которое происходит через совокупление. Ибо Бог мог др гим способом распространить наш род... но предвидев грех, Бог создал мужчину и женщину (Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение Православной веры. Кн. 4. Гл. 24).

Не упоминается о браке в раю... Брак не был необходим. После греха явился и брак. Это смертная и рабская одежда, ибо где смерть, там и брак... Он (Бог) позаботился бы о способе увеличения человеческого рода... Почему брак не раньше обмана, почему совокупление не в раю, почему скорби рождения не раньше проклятия? (Свт. Иоанн Златоуст)...

Как видим, святоотеческая мысль искала иного способа исполнения заповеди данной Адаму и Еве о размножении. И это действительно остается тайной — каким путем продолжилось бы потомство Адама. Однако у Церкви имелся и другой голос, утверждающий, что первые люди не совокуплялись бы и не рождали, если бы не согрешили, что другое утверждает, как не то, что грех человеческий необходим для размножения святых? (Блаженный Августин). Господь, образуя Еву из Адама, показал, что совокупление и рождение детей, согласно с законом, свободно от всякого греха и осуждения (Кесарий Назианзин).

Таковы противоположные взгляды на способ рождения в райской семье, и это понятно, ибо сознание православного мыслителя не успокаивалось ни на манихейском отвержении плотского соития, ни на житейском легкомыслии, принимающем похоть за естественную страсть...» (20: 205, 206).

Святые отцы о супружеской жизни

Свт. Иоанн Златоуст

В супружеской близости нет никакой вины, а воздержание должно быть в меру и только по взаимному согласию. Для того супруги и даны друг другу, чтобы соблюдать целомудрие:«Та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам. Почему? Потому что она, лишая его законного совокупления, низвергает его в бездну распутства. Если она не имеет права делать это и на короткое время без его согласия, то какое прощение может получить она, постоянно лишая его этого утешения?» (13, часть 6, § 48); «Ввиду того, что многие воздерживаются и имеют чистых и целомудренных жен, притом воздерживаются сверх должного, так что воздержание делается поводом к прелюбодеянию, ввиду этого апостол Павел говорит: каждый пусть пользуется своею женою (ср.: 1 Кор. 7, 2). И он не стыдится, но входит и садится на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену и соединяет их друг с другом, и громко взывает: не лишайте себе друг друга, точию по согласию (1 Кор. 7, 5). Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не пользуется тобою? Тогда он уходит из дому и грешит, и, в конце концов, его грех имеет своей причиной твое воздержание. Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницею запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницею, тогда ты погубила собственное тело... Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие. Ты хочешь иметь воздержание? Убеди к тому и мужа твоего, чтобы было два венца — целомудрие и согласие, но чтобы не было целомудрия и сражения, чтобы не было мира и войны. Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено Апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение. Но не лишайте себе друг друга, точию по согласию (1 Кор. 7, 5). И, конечно, где мир... там и воздержание увенчивается; а где война, там и целомудрие подрывается. Итак, подвизайся (в воздержании) сколько хочешь; когда же ослабеешь, пользуйся общением (брачным), чтобы не искушал вас сатана. Каждый имей свою жену (1 Кор. 7, 2). Вот три образа жизни: девство, брак, блуд. Брак — в середине, блуд — внизу, девство — вверху. Девство увенчивается, брак соразмерно похваляется, блуд осуждается и наказывается. Итак, соблюдай меру в своем воздержании, смотря по тому, насколько ты можешь обуздать немощь своей плоти. Не стремись превзойти эту меру, чтобы не ниспасть ниже всякой меры».

Свт. Тихон Задонский

В семье воздерживаться друг от друга необходимо с общего согласия:«Есть обычай неким мужам своих жен, а женам своих мужей под видом воздержания оставлять, но сие дело очень опасно, ибо вместо воздержания может последовать тяжкий прелюбодеяния грех, или в одном, или в обоих лицах. Когда муж оставит жену, а жена с другим будет грешить, то и муж томужде греху повинен будет, яко подал причину жене своей грешить; такожде и жена, когда оставит мужа своего, а муж с иной будет грешить, то и жена томужде греху повинна ради вышеописанной причины. Сего ради, когда разлучение бывает ради воздержания, то должно быть тое с согласия обоих лиц, и на то время, пока искусят себя, могут ли сие бремя понести. Когда могут, хорошо: да пребывают тако. Когда не могут, да сходятся паки во едино; не всем бо все дано» (цит. по: 53 со ссылкой на: «Творения свт. Тихона. 6-е изд. 1899 г. Т. 5, с. 174»).

Старец Паисий Святогорец

Проблему супружеских отношений не вправе регулировать один из супругов, это нужно делать по взаимному согласию. При этом брак дан не только для плотских удовольствий:«Ты меня спрашиваешь о супружеских отношениях женатых священников, а также и мирян. Почему святые отцы не дают совершенно точных определений? Это значит, что существует нечто неопределимое, ибо не могут все люди жить по одному шаблону. Отцы многое предоставляют нашей рассудительности, духовному чутью, возможностям и старанию каждого.

Чтобы быть более понятным, приведу примеры из жизни женатых иереев и мирян, которые и сейчас живы и которых я знаю. Среди них есть такие, кто, заключив брачный союз, родили одного, двоих, троих детей, а затем живут в чистоте. Другие вступают в супружескую близость лишь на время деторождения, а остальное время живут как брат и сестра. Иные воздерживаются от близости лишь в период постов, а в остальное время имеют близкие отношения. Некоторым и того не удается исполнять. Есть имеющие общение в середине недели, чтобы быть в чистоте три дня перед Божественным Причастием и три дня после Божественного Причастия. Некоторые и тут спотыкаются, по той причине, что Христос, явившись по Воскресении к Апостолам, тотчас сказал: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас... примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20: 21-23).

Цель же состоит в том, чтобы каждый подвизался с рассуждением и тщанием, в соответствии со своими духовными силами.

Вначале, конечно, молодость мешает, но с течением времени плоть слабеет, дух укрепляется и даже женатые начинают понемногу вкушать от Божественного наслаждения. Тогда люди - уже естественным путем - отвлекаются от телесных удовольствий, которые становятся в их глазах ничтожными. Вот так подвизаются женатые - они приходят в рай по спокойной дороге с поворотами, в то время как монахи восходят туда, карабкаясь по скалам и взбираясь на вершины.

Ты должен иметь в виду, что проблема супружеских отношений не только твоя проблема и что ты не имеешь права регулировать их один; ты можешь делать это лишь по взаимному согласию, как заповедует апостол Павел (см. 1 Кор. 7: 5). Когда это происходит по взаимному согласию, опять же требуется молитва. И сильный должен входить в положение немощного. Часто бывает так: одна половина соглашается воздерживаться, чтобы не огорчить другую, но внутренне страдает. Это чаще всего случается с женами, имеющими мало страха Божия и подвижную плоть. Иногда некоторые благочестивые мужья, слыша от жен своих слова согласия, по нерассудительности продлевают период воздержания, и тогда страдают жены: они становятся нервными и прочее. Мужья полагают, что их жены укрепились в добродетели, и хотят жить более чисто, вступая в отношения через более длительные периоды, и от этого жены входят в искушение и пытаются сойтись с кем-нибудь. И когда случается падение, их мучают угрызения совести. Однако мужья по-прежнему стараются жить более чисто, хотя и видят, что жены к тому не расположены. Таким образом, мужья полагают, что жены достигли духовного преуспеяния и не желают телесного. Но физическая причина порою неустранима, и женский эгоизм имеет оправдание, как и ревность, которую испытывают более слабые. Жена, видя, что муж хочет жить духовной жизнью, делает над собой усилия, желая его опередить.

Большое значение имеет то, насколько оба супруга похожи по физическому сложению. Когда один кроткий и болезненный, а другой очень живой, надо, чтобы более сильный приносил себя в жертву более слабому. И постепенно слабый с помощью сильного становится здоровым, а когда оба здоровы, они могут продвигаться вперед.

Как я говорил вначале, и для освящения женатого требуется рассудительность, тщание и подвиг. Полагаю, что неправильно жениться только для того, чтобы пить-есть, спать и иметь плотские удовольствия, ибо все это плотское, а человек - не только плоть, но и дух. Плоть должна бы помогать освящению души, а не разорять душу.

Бог же видит тщание каждого христианина и знает силу, которую Он дал христианину, и спрашивает соответственно» (19. Гл. «О супругах»).

М. Григоревский

Ни один из супругов не должен самостоятельно уклоняться от физической близости: «Соединенные супружескими узами, муж и жена не вправе отказываться от исполнения тех требований, какие заключаются в понятии о брачном союзе и цели его. Объясняя слова св. апостола: муж оказывай жене должное благорасположение: подобно и жена мужу (1 Кор. 7: 3), Златоуст спрашивает, что значит должную любовь? — Жена не властна над своим телом, но есть и раба и вместе госпожа мужа. Если ты отклоняешься от должного служения, то оскорбляешь Бога (Беседа 19 на 1 Кор., с. 324). Поэтому то и сказано: не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию (1 Кор. 7: 5). Как жена по смыслу этих апостольских слов, не должна воздерживаться против воли мужа, так и муж против воли жены, так как от такого воздержания происходит великое зло; от этого бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашние расстройства, даже если бы один из супругов воздерживался по нравственным мотивам, из желания, напр., достигнуть большей чистоты чрез воздержание от плотского сожития, его воздержание не будет иметь значение. Сторона, не желающая воздерживаться, — доказывает опыт, если и не станет предаваться прелюбодеянию, то будет скорбеть, беспокоиться, раздражаться и гневаться. “Какая же польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь”» (6: 145, 146).

Митрополит Антоний Сурожский

Телесное единство является полнотой взаимных отношений, таинством, которое прямо исходит от Бога и приводит к нем:«... Надо помнить, надо твердо знать, что телесное единство двух любящих друг друга людей — не начало, а полнота и предел их взаимных отношений, что лишь тогда, когда два человека стали едины сердцем, умом, духом, их единство может вырасти, раскрыться в телесном соединении, которое становится тогда уже не жадным обладанием одним другого, не пассивной отдачей одного другому, а таинством , то есть таким действием, которое прямо исходит от Бога и приводит к Нему. Один из отцов Церкви в древности сказал, что мир не может существовать без таинств, то есть без того, чтобы какие - то состояния, какие - то взаимоотношения были бы сверхземными, небесными, чудесными; и, продолжает он, брак как единство двоих в разрозненном мире является таким таинством, чудом, превосходящем все естественные взаимные отношения, все естественные состояния. И телесный брак, тоже по учению одного из отцов Церкви, предстает таинством, подобным Евхаристии, причащению верующих. В каком смысле? В том смысле, что в Евхаристии силой Божией, чудом соединяющей веры и любви верующий и Христос делаются едиными. И в браке (конечно, на другом уровне и по иному) благодаря взаимной вере и взаимной любви два человека перерастают всякую рознь и делаются единым существом, одной личностью в двух лицах. Это явля тся одновременно полнотой брака душевно-духовно-телесного и полнотой целомудрия, когда два человека друг ко другу относятся как к святыне и все свои отношения, включая и телесные, превращают в таинство, в нечто превосходящее землю и возносящее в вечность» (136: 475).

Илий Шугаев

Зачатие не связано ни с какой скверной: «Вопрос о том, является ли супружеское соединение чем-то скверным, возникал уже у первых христиан. Апостол Павел в одном из посланий пишет: “Брак... честен и ложе непорочно” (Евр. 13: 4). Конечно же, имеется в виду ложе законных супругов, а не ложе блудников или изменников. Еще одно свидетельство, теперь уже четвертого века. В то время появились люди, которые говорили, что священник не должен иметь супружеского общения со своей женой, а некоторые даже отказывались причащаться у таких священников. В ответ на это заблуждение Церковь вновь со всей ясностью засвидетельствовала на Гангрском соборе, что те, кто гнушается женатыми священниками, считая, что брак оскверняет их, сами отлучаются от Церкви как еретики...

То, что зачатие не связано ни с какой скверной, можно увидеть и из следующего. В Православной Церкви даже есть праздники, которые посвящены зачатию. Например, праздник зачатия Божией Матери в утробе Ее матери — праведной Анны или зачатие Иоанна Предтечи в утробе праведной Елизаветы. Действительно, это — праздник. Человек еще не родился, но мы знаем, что он уже есть.

Существуют даже иконы праздников, связанных с зачатием. Конечно, на иконе мы видим не постельную сцену, а условное целомудренное изображение супружеской близости, Супруги, а это праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, стоят рядом друг с другом в движении, напоминающем целомудренное скромное лобзание. Все! Этого вполне достаточно, чтобы указать на телесное единство супругов в зачатии».

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама