THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Педагогическая деятельность представляет собой передачу накопленных духовных и материальных знаний, социального опыта от одного поколения к другому поколению. Многие мыслители прошлого приложили усилия для ее развития. Один из них – немецкий деятель образования (1862-1926).

В.А. Лай является создателем воспитательной концепции, получившей название «школа действия» (или «педагогика действия»).

В педагогической концепции Лая значительную роль сыграла экспериментальная педагогика. Он полагал, что именно эксперимент даст ему необходимые материалы для определения нового пути воспитания. Согласно его представлениям, в основе всех детских поступков лежат приобретенные или врожденные рефлексы, а потому их нужно тщательно изучать в лабораторных, а также в обычных условиях. В качестве главного условия успешного воспитания он выделял глубокое изучение детской физиологии и сенсорики.

С помощью дидактического эксперимента Лай старался определить оптимальные условия для хорошего обучения и обосновать средства и методы обучения. Огромное значение он придавал химическому, физическому эксперименту, моделированию и рисованию. В гражданском воспитании ведущую роль Лай отводил религии, считая, что школа обязана готовить лояльных, благонадежных, законопослушных граждан буржуазного государства .

По Лаю, сфера деятельности самого ребенка является центром воспитательного процесса, а детские интересы формируются на основе спонтанных рефлексов. При массовом воспитании огромную роль в этом процессе играет «инстинкт борьбы» , благодаря которому ребенок стремится быть сильным, ловким, быстрым, сообразительным, успешным.

Основываясь на биологических и психологических знаниях, Лай старался создать новую, неповторимую педагогику – педагогику действия. Основным способом реализации педагогических действий выступала сама жизнь ребенка с её всесторонними, разнообразными реакциями. В основе всего обучения естественным образом лежит последовательность действий, таких, как восприятие, понимание воспринятого, выражение представлений при помощи описания, опытов и иных средств. Таким образом, ключевыми механизмами в развитии ребенка выступают происходящие в его сознании восприятие, переработка и выражение информации.

Особенно тщательно В.А. Лай исследовал выражение, ведь, собственно, оно и является той реакцией, действием, которое направлено приспособление ребенка к окружающему миру, к условиям среды (и к социальным в том числе). Таким образом, выражение можно рассматривать как процесс и результат осмысления и освоения, интериоризации («присвоения») личностью знаний и действий.

На основе индивидуальных особенностей каждого ребенка должны создавать учебный план и своеобразные методы преподавания. Он считал необходимым формировать в стенах школы социальную микросреду, в которой учащиеся согласовывали бы свои действия с природой и с мнением других людей, чтобы ребенок смог научиться правильно реагировать на различный воздействия и оценивать окружающую обстановку .

«Школа действия» в работах В.А. Лая логично «перетекает» в «школу труда», ставя его в один ряд с основоположниками теории трудовой школы, впоследствии получившей развитие в советской педагогике 1920-х – начала 1930-х гг. Основные требования к трудовой школе, он излагал в своей работе «Экспериментальная дидактика». Труд в данном случае рассматривался не как обычный элемент учебного процесса, а как принцип изучения различных дисциплин. По мнению Лая, ручной труд в народную школу нужно вводить в первую очередь, как средство умственного, а также физического и духовного развития учеников.

В 1910 г. на собрании немецких учителей В.А. Лай выступил с докладом о новом направлении педагогической науки и практики. В своем выступлении он особое внимание уделил новым терминам в педагогических концепциях и предложил разделить понятия «школа труда» и «школа действия», подчеркивая, что, хотя эти понятия имеют некоторые общие черты, но все же они не совпадают, а иногда и значительно расходятся по своему смыслу. Если под «школой труда» следует понимать организацию участия ребенка в производительном труде , то под «школой действия» – разнообразную, разностороннюю деятельность, куда входит и производительный труд . Лай убежден, что именно «педагогике действия» подвластно преобразовать «социальную действительность в Германии» .

Педагогическая концепция В.А. Лая, несомненно, была шагом вперед для педагогических воззрений конца XIX – начала XX в. Однако она не свободна и от ряда недостатков, которые особенно отчетливо проявляются сегодня, при рассмотрении ее с позиций гуманной педагогики. Критики Лая отмечают, в частности, присущую ему чрезмерную биологизацию обучения, механистичность воспитательного воздействия, низведение сложного процесса освоения личностью культурных норм да уровня выработки условных рефлексов.

Тем не менее, подводя итог изучения его педагогического наследия, мы выделим те идеи, которые представляются актуальными и в нынешних условиях.

1. В обучении и труде В.А. Лай признает наличие природных способностей учеников.

2. По его убеждению, в основе обучения должны лежать следующие процессы:
- восприятие жизни всей природы и самого человека;
- переработка умственного отражения;
- внешнее выражение: художественное, физическое, мораль.

3. Главное свойство личности ребёнка, на которое должен опираться педагог – это способность людей приспосабливаться к окружающей среде.

4. Среди условий эффективности учебного процесса он выделял следующие:
- использование разнообразных методов обучения в зависимости от особенностей ученика;
- приоритетная роль практических занятия в мастерских и лабораториях, а также прочих занятий, требующих внешних действий (лепка, рисование, спорт);
- включение ученика в создания материальных ценностей в процессе ручного труда как условие глубокого понимания роли труда в жизни человека и общества.


Использованные источники

1. Вильгельм Лай. Школа действия // История социальной педагогики: хрестоматия-учеб.: учеб. пособие / под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 544 с. С. 280-285.

2. Лай В. Школа действия / Вильгельм Лай // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. – М. : Просвещение, 1971. – С. 534-558.

В дополнение к списку похожих страниц для Вас автоматически выбраны случайные ссылки:

1) Воздействие на ребёнка через восприятие: наблюдательно-вещественное преподавание - жизнь природы, химия, физика, география, естественная история; жизнь человека, учение о народном хозяйстве, граждановедение, педагогика, история, философия, мораль.

2) Воздействие на ребёнка через выражение: изобразительно-формальное преподавание – словесное изображение (язык), художественное изображение, эксперименты, физическое изображение, математическое изображение, уход за животными, творчество в моральной области, поведение в классной общине.

В 1903 г. вышла в свет работа В.А. Лая «Экспериментальная дидактика», в которой он излагал свои требования к трудовой школе. Труд рассматривался им не как учебный предмет, а как принцип преподавания всех учебных дисциплин. Ручной труд, считал В.А. Лай, должен вводиться в народную школу, прежде всего, как средство умственного, физического и духовного развития учащихся. Теория В.А. Лая названная им «школой жизни», была наиболее близкой к концепции Д. Дьюи.

Основываясь на данных различных поисков путей реформы школы, В.А. Лай пытался создать новую педагогику - педагогику действия. Исходным пунктом и способом реализации педагогики действия выступали для него не книги и объяснения учителя, не один лишь интерес, воля, труд или что-либо подобное, а, как писал он сам, лишь полная жизнь ребенка с её гармоническим разнооб разием реакций.

В основе обучения должна лежать последовательность таких действий, как восприятие, умственная переработка воспринятого, внешнее выражение сложившихся представлений с помощью описания, рисунка, опытов, драматизации и других средств. Именно поэтому ручной труд выступал у В.А. Лая как принцип преподавания, способствующий обучению и воспитанию. Труд является необходимым заключительным звеном естественного процесса взаимосвязанных реакций.

В книге «Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры» В.А. Лай писал о том, что его школа действия ставит своей целью создать для ребенка простор, где бы он мог жить и всесторонне реагировать на окружающее; она должна быть для ребенка общиной, моделирующей природную и социальную среду, вынуждает ученика согласовывать свои действия с законами природы и волей сообщества окружающих его людей.

Важную роль в нарисованной В.А. Лаем школе жизни должны были играть учебный план и методы преподавания, основанные на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка. Признаваемые всеми полезными в педагогическом отношении практические и творческие работы школьников в лабораториях, мастерских, уход за растениями и животными, театрализованные представления, лепка, рисование, игры и спорт - в рекомендациях В.А. Лая вслед за Д.Дьюи приобретали главенствующее значение по отношению к систематическому научному образованию.

В реальной жизни «Школа действия» - осталась только теоретической моделью.


5. СОВРЕМЕНЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

5.1 Программированное обучение

Учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка степени усвоения. Доза усвоена - переходят к следующей. Это и есть "шаг" обучения: предъявление, усвоение, проверка.

Структура программированного обучения выглядит так:

Главное понятие программированного обучения - обучающая программа - совокупность материала и предписаний работы с ним. Программы бывают линейные, разветвленные, смешанные и находятся, как правило, на магнитных носителях ЭВМ.

Достоинства программированного обучения: мелкие дозы усваиваются безошибочно, что дает высокие результаты; темп усвоения выбирается учеником. Недостатки: не всякий материал поддается пошаговой обработке; ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями; возникает дефицит общения и эмоций в обучении. Идеи и принципы программированного обучения породили ряд новых технологий, например, блочно-модульное обучение, при котором материал группируют в блоки-модули: целевой, информационный, методический, контрольный. Обучаемые следуют указаниям, учатся с большой долей самостоятельности.


Введение

Реформаторская педагогика в Европе и США начинает развиваться с последней четверти XIX в. Она представлена именами десятков выдающихся деятелей. Благодаря их деятельности разрабатываются новые науки и новые направления в педагогике: педология, философия образования, социальная педагогика, возрастная и педагогическая психология, специальные направления педагогики, экспериментальная педагогика и психология, теории свободного, трудового, эстетического и т.д. воспитания.

Наиболее видными представителями психолого-педагогической мысли в Германии были: Фриц Гансберг (1871-1950), Гуго Гаудиг (1860-1923), Людвиг Гурлит (1855-1931), Густав Виникен (1875-1964), Вильгельм Вундт (1832-1920), Георг Кершенштейнер (1854-1932), Вильгельм Август Лай (1867-1926). Один из основоположников экспериментальной педагогики. Создатель принципиально нового педагогического учения - педагогики действия

Вильгельм Август Лай педагог Германии. Один из педагогов, о котором раньше писали мало. В ряде зарубежных учебных книг конца XIX - начала XX веков по истории педагогики его имя почти или совсем не упоминается.

Лай окончил политехнический институт и Фрейбургский университет, работал сначала учителем, а затем преподавателем учительской семинарии, усердно занимался наукой и литературной деятельностью. Взяв за основу данные биологии и экспериментальной педагогики, он попытался создать "педагогику Действия".

В советской педагогике Лай за стремление соотнести воспитательный процесс с биологией причислялся к вульгаризаторам педагогической науки. Ныне же к его идеям обращаются значительно чаще, возможно потому, что наступает их время.

В целом же в рамках реформаторской педагогики сложился целый ряд психолого-педагогических наук: педология, философия и социология образования, экспериментальная педагогика и психология, возрастная и педагогическая психология и т.д.; был обоснован целый ряд новых концепций воспитания и образования: свободное воспитание, школа творчества, педагогика действия и т.д.; теоретически обоснованы и экспериментально отработаны новые концепции образования и воспитания; введены новые предметы обучения; и может быть, главная заслуга реформаторской педагогики состоит в разработке множества более эффективных технологий, и особенно методов обучения.

Биография

Лай, Вильгельм Август (нем. Wilhelm August Lay)- немецкий педагог.

Родился 30 июля 1862 в Бётщшген в Брайсгау, ныне ФРГ. Был сельским учителем, затем учился в Высшей технической школе в Карлсруэ и в университете Фрайбурга. С 1892 преподаватель в учительской семинарии в Карлсруэ, доктор философии (1903). Последователь Э.Мёймана. Умер 9 мая 1926 в Карлсруэ.

Педагогические идеи

Автор воспитательной концепции "школы действия". Представлял педагогический процесс следующим образом. Воздействие на ребёнка через восприятие: наблюдательно-вещественное преподавание - жизнь природы, химия, физика, география, естественная история; жизнь человека, учение о народном хозяйстве, граждановедение, педагогика, история, философия, мораль. Воздействие на ребёнка через выражение: изобразительно-формальное преподавание - словесное изображение (язык), художественное изображение, эксперименты, физическое изображение, математическое изображение, уход за животными, творчество в моральной области, поведение в классной общине. Труд в системе Лая - не учебный предмет, а принцип преподавания. Лай биологизировал педагогику. Решающее значение в педагогической практике придавал организации действия в понятие, которого включал любую практическую и творческую деятельность учащихся и их поведение.

В. Лай утверждал, что детские интересы вырабатываются прежде всего на основе спонтанных рефлексов. Соответственно центр воспитательного процесса он смещал в сферу деятельности самого ребёнка, которого Лай рассматривал как активную силу социальной и природной среды, ибо его деятельность является реакцией на окружающий мир. Эту деятельность следует организовывать, учитывая особенности, рефлексы, потребности физиологии и психологии детей. Среди детских рефлексов особое значение придавалось "инстинкту борьбы", наличие которого, как писал А. Лай, помогло человеку стать господином мира. Подобный инстинкт, считал Лай, имеет положительные и отрицательные последствия. Скажем, продиктованные им стремления быть сильным, ловким служат педагогической задаче привести ребёнка в состояние гармонии с природой. Дурное в таком инстинкте, в частности жестокость, в процессе воспитания следует глушить. Концепция А. Лая -- важная ступень в познании ребёнка и педагогической теории. А. Лай справедливо ставил в зависимость от психолого-биологического фактора результаты воспитания. Однако он заметно ограничивал предмет педагогической науки биологией ребёнка, что обедняло возможности изучения закономерностей воспитания.

Теория В.А. Лая названная им "школой жизни", была наиболее близкой к концепции Д. Дьюи. Основываясь на данных различных поисков путей реформы школы, В.А. Лай пытался создать новую педагогику -- педагогику действия. Исходным пунктом и способом реализации педагогики действия выступали для него не книги и объяснения учителя, не один лишь интерес, воля, труд или что-либо подобное, а, как писал он сам, лишь полная жизнь ребёнка с её гармоническим разнообразием реакций. В основе обучения должна лежать последовательность таких действий, как восприятие, умственная переработка воспринятого, внешнее выражение сложившихся представлений с помощью описания, рисунка, опытов, драматизации и других средств. Именно поэтому ручной труд выступал у В.А. Лая как принцип преподавания, способствующий обучению и воспитанию.

Труд является необходимым заключительным звеном естественного процесса взаимосвязанных реакций. Особая роль В.А. Лаем отводилась третьему компоненту его триады -- выражению, которое и являлось собственно действием, направленным на приспособление ребёнка к окружающим условиям среды, в том числе и социальным. Это приспособление ребёнка было основной задачей школы действия. В книге "Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры" В.А. Лай писал о том, что его школа действия ставит своей целью создать для ребёнка простор, где бы он мог жить и всесторонне реагировать на окружающее; она должна быть для ребёнка общиной, моделирующей природную и социальную среду, вынуждает ученика согласовывать свои действия с законами природы и волей сообщества окружающих его людей. Из этой работы В.А. Лая ясно видна его близость к идеям социальной педагогики, которые он дополнил собственными соображениями для конкретной их реализации.

Важную роль в нарисованной В.А. Лаем школе жизни должны были играть учебный план и методы преподавания, основанные на учете индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Признаваемые всеми полезными в педагогическом отношении практические и творческие работы школьников в лабораториях, мастерских, уход за растениями и животными, театрализованные представления, лепка, рисование, игры и спорт -- в рекомендациях В.А. Лая вслед за Д. Дьюи приобретали главенствующее значение по отношению к систематическому научному образованию.

В 1910 г. на собрании учителей в Страсбурге В.А. Лай выступил с докладом о новых педагогических течениях, в котором он обратил внимание на значительную путаницу понятий и терминов в педагогических концепциях и предложил разграничить понятия "школа труда" и "школа действия", показав, что эти понятия хотя и имеют общие черты, но не совпадают. Под "школой труда" подразумевался производительный труд, а под "школой действия" -- разносторонняя деятельность, куда входит как составная часть и производительный труд. В.А. Лай указывал и на то, что под понятием "трудовая школа" в педагогическом мире часто понималось не одно и то же".

Немецкий педагог, теоретик экспериментальной педагогики, д-р философии (1903). С 1892 преподавал в учительской семинарии в Карлсруэ и в университете Фрайбурга. Решающее значение в педагогической практике придавал организации действия, в понятие которого включал любую практическую и творческую деятельность учащихся и их поведение (см. Педагогика действия). Л. считал, что "школа действия" способна изменить социальную действительность Германии, а экспериментальная педагогика - синтезировать все педагогические искания начала 20 в. "Школа действия" как учебно-воспитательная система не выдержала проверки практикой массового обучения и превратилась в иллюстративную школу.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 372)

См. также Педагогика действия

  • - - немецкий педагог, теоретик экспериментальной педагогики, д-р философии. С 1892 преподавал в учительской семинарии в Карлсруэ и в университете Фрайбурга...

    Педагогический терминологический словарь

  • - доктор богословия в Дерпте; р. 25 февр. 1737, † 6 янв. 1819 г.Русский биографический словарь в 25-ти т. - Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - знаменитый немецкий музыкальный историк и композитор, род. 17 ноября 1816 г. в Мауте, в Богемии. В Праге изучал правоведение и в 1839 г. поступил чиновником на государственную службу...
  • - герц. брауншвейг-люнебург-бевернский, ген. от инфантерии прусской службы; начал военное поприще в 1734 г. во время похода к Рейну, при чем находился в свите Фридриха Вильгельма I...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - очень известный нем. юрист; был профессором в Бонне, Галле и Берлине. Ученая известность Г. началась вместе с первым и очень ценным до сих пор трудом его по греческому праву: "Die athenäische Gerichtsverfassung" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - знаменитый немецкий химик; родился 8 апреля 1818 г. в Гиссене. Г. вступил в Гиссенский университет в 1836 г., предполагая изучить право; но вскоре, увлеченный лекциями Либиха, обратился к изучению химии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - знаменитый немецкий химик, родился 8 апреля 1818 г. в Гиссене. Г. вступил в Гиссенский университет в 1836 г., предполагая изучить право; но вскоре, увлеченный лекциями Либиха, обратился к изучению химии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - немецкий педагог; автор популярных общеобразовательных книг для юношества, написанных живо и интересно, например: "Geogr. Charakterbilder" , "Charakterbilder aus der Geschichte u. Sage" ; "Biographien aus der Naturkunde" . Издал также "Aesthetische Vorträge" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - немецкий педагог; автор популярных общеобразовательных книг для юношества, написанных живо и интересно, напр.: "Geogr. Charakterbilder" , "Charakterbilder aus der Geschichte u. Sage" ; "Biographien aus der Naturkunde" . Издал также "Aesthetische Vorträge" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - лютер. богослов; род. в 1823 г., проф. церковной истории в Роштоке. Нап.: "Die Waldenser im Mittelalter" ; "Der Sieg des Christentums über das Heidentum unter Konstantin" ; "Luthers Lehre in ihrer ersten Gestalt" ; "Leibniz"Stellung zur Offenbarung" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - известный актер и драматический писатель. Его готовили в пасторы, но он в 1779 г. поступил в маннгеймский театр, считавшийся в то время первым в Германии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - швейцарский писатель, изучал богословие, был учителем рисования в Винтертуре. Написал: "Lieder" ; "Dar und Moll" ; "Ein Buch ohne Titel" ; "Waldleben" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Гофман Август Вильгельм, немецкий химик-органик. Окончил Гисенский университет. Ученик Ю. Либиха. В 1845 приват-доцент Боннского университета...
  • - Иффланд Август Вильгельм, немецкий актёр, драматург и режиссёр. Сын пастора, получил религиозное воспитание. В 1777-79 актёр театра в Готе, в 1779-96 Мангеймского театра...

    Большая Советская энциклопедия

  • - историк литературы, поэт, переводчик Господствующий принцип древней музыки - ритм и мелодия, новой - гармония. Лирическое стихотворение - это музыкальное выражение душевных переживаний с помощью языка...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"Лай (Lay), Вильгельм Август" в книгах

АВГУСТ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН ГОФМАН (1818–1892)

Из книги Великие химики. В 2-х томах. Т. I. автора Манолов Калоян

АВГУСТ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН ГОФМАН (1818–1892) Лошади мчались по пыльной дороге. В переполненном дилижансе пассажиры сидели молча, будто изучая друг друга. Высунув голову в открытое оконце, Август не мог оторвать глаз от величественных очертаний кафедрального собора вдали. Лишь

Деннер, Бальтазар Кверфурт, Август Дитрих, Христиан Вильгельм Эрнст

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

Деннер, Бальтазар Кверфурт, Август Дитрих, Христиан Вильгельм Эрнст Б. Деннер (1685 - 1749) перещеголял всех доуистов выпиской мельчайших деталей (знамениты его однообразные “старики” и “старухи”; в Эрмитаже “Портрет старика” (В наст. время - “Св. Иероним”), 1288), баталист

ГОСУДАРИ-КОЛОНИЗАТОРЫ ПРУССИИ ВЕЛИКИЙ КУРФЮРСТ ФРИДРИХ-ВИЛЬГЕЛЬМ, КОРОЛИ ФРИДРИХ I И ФРИДРИХ-ВИЛЬГЕЛЬМ I.

Из книги Тевтонский орден [Крах крестового нашествия на Русь] автора Вартберг Герман

ГОСУДАРИ-КОЛОНИЗАТОРЫ ПРУССИИ ВЕЛИКИЙ КУРФЮРСТ ФРИДРИХ-ВИЛЬГЕЛЬМ, КОРОЛИ ФРИДРИХ I И ФРИДРИХ-ВИЛЬГЕЛЬМ I. Состояние владений Великого Курфюрста после тридцатилетней войны. - Голландские и немецкие колонисты.Никогда ни одна война не разоряла так страну, как

Станислав II Август - Сигизмунд II Август

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Станислав II Август - Сигизмунд II Август 1764 Станислав становится польским королем 1548 Сигизмунд становится польским королем 216 1767 Объединение Польши и Литвы 1569 Объединение Польши и Литвы 198 В правление Станислава произошел раздел Польши между Россией, Австрией и

Пруссен, Август Вильгельм Генрих Гюнтер принц фон

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Пруссен, Август Вильгельм Генрих Гюнтер принц фон (Preussen), (1887–1949), наследный принц династии Гогенцоллернов, член нацистской партии. Родился 29 августа 1887 в Потсдаме, четвертый из шести детей принца Вильгельма. Изучал политические науки и право. Во время 1-й мировой войны был

Август Стриндберг. Полное имя – Стринберг Юхан Август (22.01.1849 – 14.05.1912)

Из книги Знаменитые писатели автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Август Стриндберг. Полное имя – Стринберг Юхан Август (22.01.1849 – 14.05.1912) Шведский писатель.Романы «Красная комната», «Жители острова Хемсе», «Слово безумца в свою защиту»; пьесы «Местер Улоф», «Отец», «Фрекен Жюли», «Путь в Дамаск», «Пляски смерти», «Игра грез», «Соната автора БСЭ

Иффланд Август Вильгельм

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИФ) автора БСЭ

Эйхлер Август Вильгельм

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭЙ) автора БСЭ

Шлегель Август Вильгельм

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШЛ) автора БСЭ

БЕБЕЛЬ, Август ЛИБКНЕХТ, Вильгельм

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

БЕБЕЛЬ, Август ЛИБКНЕХТ, Вильгельм (Bebel, August, 1840–1913); (Liebknecht, Wilhelm, 1826–1900), немецкие социал-демократы27Ни одного солдата, ни одного гроша этому режиму! // Diesem System keinen Mann und keinen Groschen!Лозунг социал-демократической фракции в рейхстаге (с 1890-х гг.). ? Gefl. Worte-81, S.

Русская жизнь №32, август 2008 Август * НАСУЩНОЕ * Драмы Война

Из книги Август (август 2008) автора Русская жизнь журнал

Русская жизнь №32, август 2008 Август * НАСУЩНОЕ * Драмы Война Новость об освобождении разрушенного Цхинвала силами российской 58-й армии застала меня в зале вылета челябинского аэропорта. Перед подвешенным к потолку телевизором с экстренным выпуском новостей

Лай, Вильгельм Август (нем. Wilhelm August Lay; 30 июля 1862 - 9 мая 1926) - немецкий педагог.

Биография

Родился 30 июля 1862 в Бётщшген в Брайсгау, ныне ФРГ. Был сельским учителем, затем учился в Высшей технической школе в Карлсруэ и в университете Фрайбурга. С 1892 преподаватель в учительской семинарии в Карлсруэ, доктор философии (1903). Последователь взглядов психолога Эрнста Мёймана. Умер 9 мая 1926 в Карлсруэ.

Педагогические идеи

Автор воспитательной концепции «школы действия ». Представлял педагогический процесс следующим образом. Воздействие на ребёнка через восприятие : наблюдательно-вещественное преподавание - жизнь природы, химия, физика, география, естественная история; жизнь человека, учение о народном хозяйстве, граждановедение, педагогика, история, философия, мораль. Воздействие на ребёнка через выражение : изобразительно-формальное преподавание - словесное изображение (язык), художественное изображение, эксперименты, физическое изображение, математическое изображение, уход за животными, творчество в моральной области, поведение в классной общине. Труд в системе Лая - не учебный предмет, а принцип преподавания. Лай биологизировал педагогику. Решающее значение в педагогической практике придавал организации действия в понятие, которого включал любую практическую и творческую деятельность учащихся и их поведение.

В. Лай утверждал, что детские интересы вырабатываются прежде всего на основе спонтанных рефлексов. Соответственно центр воспитательного процесса он смещал в сферу деятельности самого ребёнка, которого Лай рассматривал как активную силу социальной и природной среды, ибо его деятельность является реакцией на окружающий мир. Эту деятельность следует организовывать, учитывая особенности, рефлексы, потребности физиологии и психологии детей. Среди детских рефлексов особое значение придавалось «инстинкту борьбы», наличие которого, как писал А. Лай, помогло человеку стать господином мира. Подобный инстинкт, считал Лай, имеет положительные и отрицательные последствия. Скажем, продиктованные им стремления быть сильным, ловким служат педагогической задаче привести ребёнка в состояние гармонии с природой. Дурное в таком инстинкте, в частности жестокость, в процессе воспитания следует глушить. Концепция А. Лая - важная ступень в познании ребёнка и педагогической теории. А. Лай справедливо ставил в зависимость от психолого-биологического фактора результаты воспитания. Однако он заметно ограничивал предмет педагогической науки биологией ребёнка, что обедняло возможности изучения закономерностей воспитания.

А. И. Пискунов пишет о воспитательной концепции Лая: « В 1903 г. вышла в свет работа В. А. Лая „Экспериментальная дидактика“, в которой он излагал свои требования к трудовой школе. Труд рассматривался им не как учебный предмет, а как принцип преподавания всех учебных дисциплин. Ручной труд, считал В. А. Лай, должен вводиться в народную школу, прежде всего, как средство умственного, физического и духовного развития учащихся.

Теория В. А. Лая названная им „школой жизни“, была наиболее близкой к концепции Д. Дьюи. Основываясь на данных различных поисков путей реформы школы, В. А. Лай пытался создать новую педагогику - педагогику действия. Исходным пунктом и способом реализации педагогики действия выступали для него не книги и объяснения учителя, не один лишь интерес, воля, труд или что-либо подобное, а, как писал он сам, лишь полная жизнь ребёнка с её гармоническим разнообразием реакций. В основе обучения должна лежать последовательность таких действий, как восприятие, умственная переработка воспринятого, внешнее выражение сложившихся представлений с помощью описания, рисунка, опытов, драматизации и других средств. Именно поэтому ручной труд выступал у В. А. Лая как принцип преподавания, способствующий обучению и воспитанию.

Труд является необходимым заключительным звеном естественного процесса взаимосвязанных реакций. Особая роль В. А. Лаем отводилась третьему компоненту его триады - выражению, которое и являлось собственно действием, направленным на приспособление ребёнка к окружающим условиям среды, в том числе и социальным. Это приспособление ребёнка было основной задачей школы действия. В книге „Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры“ В. А. Лай писал о том, что его школа действия ставит своей целью создать для ребёнка простор, где бы он мог жить и всесторонне реагировать на окружающее; она должна быть для ребёнка общиной, моделирующей природную и социальную среду, вынуждает ученика согласовывать свои действия с законами природы и волей сообщества окружающих его людей. Из этой работы В. А. Лая ясно видна его близость к идеям социальной педагогики, которые он дополнил собственными соображениями для конкретной их реализации.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама